Отмена проведения аукционов в пользу закупок у единственного поставщика

240

Вопрос

Наше казенное учреждение совершает закупки по 44 ФЗ. Всего закупок в год на сумму меньше 2 млн. руб. Слышала , что готовятся изменения в 44 ФЗ в пункт 4 статьи 93. По плану графику нам нужно провести аукцион в июне на закупку запасных частей для авто на сумму 175000, на ГСМ в сентябре на сумму 220000, и  на Систему Главбух в ноябре на 40000. Сможем ли мы по новым правилам избежать аукционы, и заключить договора  как с единственными  поставщиками.

Ответ

Нет, так делать нельзя. Если даже у учреждения годовой объем закупок не превышает 2 миллиона рублей- проводить только неконкурентные процедуры нельзя.

 

Вы вправе пересмотреть способы закупок, но отменять проведение всех конкурентных процедур (аукционов, конкурсов) в пользу закупок у единственного поставщика нельзя.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки. Об этом сказано в части 5 статьи 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Учреждения в основном должны проводить конкурентные процедуры, независимо от суммы закупки. При этом следует учесть, что в обязательном порядке следует произвести не менее15% закупок у СМП конкурентными процедурами. За неправильный выбор способа размещения заказа учреждению и должностным лицам грозит административная ответственность.

При выборе способа размещения заказа Вы должны определить- входит ли данная закупка в аукционный перечень товаров работ и услуг (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р), либо в дополнительные перечни, принятые на региональном уровне. Если не входит - то Вы вправе выбрать другие способы осуществления закупки. Если товар (услуга) входит в аукционный перечень, но  провести аукцион нецелесообразно- то производите закупку другими способами, кроме конкурса.

В частных разъяснениях специалистов Минэкономразвития РФ закупка у единственного поставщика может быть обоснована в основном срочностью закупки(например, если нужно срочно приобрести товар (работу, услугу), без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Способы определения поставщиков

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).* К таким способам относятся:

Товары (работы, услуги) можно приобрести и у единственного поставщика. Но только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:*

  • при закупке товара (работы, услуги), который относятся к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии сЗаконом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать одно из двух значений:
    – 2 млн руб. в год;
    – 5 процентов совокупного годового объема, но не более чем 50 млн руб. в год.
    Учреждение само выбирает наиболее выгодный вариант расчета своего лимита.* Например, лимит в 2 млн руб. удобнее использовать учреждениям с маленьким объемом закупок.* Вышеуказанные ограничения не распространяются на закупки для муниципальных нужд сельских поселений. А в отношении федерального органа власти, который проводит закупки для обеспечения деятельности Президента РФ и Правительства РФ, установлен особый порядок (п. 4 ч. 9 ст. 93 Закона от 4 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении таких закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от совокупного годового объема и составлять не более чем 20 млн руб. в год.;
  • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту командировки (проведения мероприятий) и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

Для расчета совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые были заключены до 1 января 2014 г., но подлежат исполнению в текущем году). Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Важная деталь: правило о включении в совокупный объем закупок средств по контрактам, заключенным до 1 января 2014 года, вступили в силу только с 4 июня 2014 года. Поэтому, если раньше вы их не учитывали, нужно сделать перерасчет.* Кстати, средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212, 213), при расчете совокупного объема закупок не учитывайте.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Для этого составьте отчет. Из данного правила есть исключения – это случаи, указанные в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В частности, отчет составлять не нужно для закупок до 100 000 и 400 000руб.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

<…>

2. Рекомендация: Как проводится контроль в сфере закупок

<…>

Во время проведения проверок ФАС России, в частности, устанавливает:

  • правильность принятого решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);*
  • соблюдение процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085);
  • соблюдение сроков заключения контрактов;
  • иные вопросы, касающиеся обеспечения конкуренции при проведении закупок.

Не являются предметом проверки результаты оценки заявок по следующим критериям:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки.

Об этом сказано в части 12 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Рекомендация: Как провести аукцион в электронной форме

<…>

Условия проведения

Аукцион в электронной форме обязателен, если предмет закупки включен в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р, либо в дополнительные перечни, принятые на региональном уровне. Однако независимо от того, включены товары (работы, услуги) в перечень или нет, заказчик может провести также запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика (при условии соблюдения ограничений, установленных Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ устанавливает требования к формированию вышеуказанного перечня. Товар, работу или услугу можно включить в него только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • предмет закупки можно подробно и точно описать;
  • критерии определения победителя имеют количественную и денежную оценку.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Электронный аукцион можно использовать для определения поставщика любых товаров (работ, услуг), в том числе тех, которые не упомянуты в перечнях Правительства РФ или субъектов РФ (ч. 3 ст. 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но если предмет закупки указан в этих перечнях, то заказчик не имеет права проводить конкурс (ч. 2 ст. 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заказчик может провести аукцион в электронной форме на любую сумму контракта. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит.

Внимание: за неправильный выбор способа определения поставщика товаров (работ, услуг), включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ или субъектами РФ (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ) ФАС России может привлечь должностных лиц заказчика (например, руководителя) к административной ответственности и оштрафовать на сумму 50 000 руб.*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

09.06.2014 г.

С уважением,

Ольга Трошина , старший эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль