Аукцион в эл. форме по ремонту медицинского оборудования

171

Вопрос

В больнице имеется отделение гемодиализа. Заключен контракт по проведенному аукциону в эл. форме по ремонту медицинского оборудования в вышеуказанном отделении, во время принятия выполненных работ от Исполнителя выявлено, что заведующий отделением гемодиализа нашей больницы является акционером фирмы Исполнителя ремонтных работ и доля Уставного капитала нашего заведующего в фирме Исполнителя составляет 83%. Может ли Заказчик принять данную работу?

Ответ

Да, заказчик может принять эти работы.

 

В данном случае можно вести речь о трех возможных видах последствий для учреждения:

1) Коррупция. Закон о противодействии коррупции касается лиц, замещающих должности в государственных органах. Поскольку больница не является органом власти, то данный закон на ее должностных лиц не распространяется.

2) Взаимозависимость. Может повлечь за собой налоговые последствия. Но не в отношении сделок в рамках госзакупок. В частности, Минфин России в своем письме от 11.02.2013 № 03-01-18/3233 разъяснил, что нормы НК РФ в части контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами не распространяются на сделки по результатам закупок. Хотя в письме речь идет о Законах №№ 94-ФЗ и 223-ФЗ, тем не менее оно применяется по аналогии и к Закону № 44-ФЗ. Свою позицию Минфин основывает на ст. 34 БК РФ, в которой законодатель устанавливает «по умолчанию» эффективность и разумность расходования бюджетных средств.

3) Обжалование результатов торгов в ФАС или в суд – это самый реальный вариант развития событий. ФАС или суд может отменить результаты торгов в связи с нарушением требований, установленных Законом 44-ФЗ. В частности, в связи с нарушением процедур размещения заказа, выбора поставщика, заключения контракта по итогам торгов и проч. Практика по этому закону пока малочисленна, ознакомиться с ней можете здесь.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений .

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Обжалование

Если действия или бездействие заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки, их можно обжаловать в судебном порядке или через контрольный орган. Право обжалования есть у любого участника закупки, у общественных объединений в рамках общественного контроля и объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). Кроме действий заказчика, могут быть обжалованы действия (бездействие):

Обжаловать нарушения участники и объединения могут как в судебном, так и в досудебном порядке.

В досудебном порядке жалоба направляется в контрольный орган в сфере закупок (далее – ФАС России). При этом подача жалобы в ФАС России не является препятствием для рассмотрения ее и в суде. Об этом сказано в частях 1–2 статьи 105 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

По общему правилу участник может направить жалобу в ФАС России в любое время с момента размещения заказчиком плана-графика. При этом установлены следующие сроки для обжалования в ФАС России:*

Случай подачи жалобы

Сроки подачи

Нарушения в положении документации

До даты окончания срока подачи заявок на участие

Нарушения при рассмотрении вторых частей заявки на участие в электронном аукционе или при заключении контракта

До даты заключения контракта

Нарушения, которые связаны с заключением контракта

До даты заключения контракта

Нарушения, совершенные оператором электронной площадки

В течение 30 дней с даты совершения обжалуемых действий (бездействия)

Другие нарушения<1>

Не позднее 10 дней после размещения<2>:

  • на официальном сайте:
    – протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
    – протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок;
    – протокола запроса предложений;
  • на электронной площадке:
    – протокола подведения результатов электронного аукциона;
    – протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания этого аукциона несостоявшимся

<1> Нарушение, которое совершено уже после начала вскрытия конвертов с заявками (после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе), обжаловать может только участник закупки, подавший заявку.

<2> В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

   

Такие правила установлены частями 3–6 статьи 105 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Участник может составить жалобу как в письменной, так и в электронной форме. Жалоба в письменной форме подписывается собственноручно сотрудником (представителем участника), который ее подает. Жалоба в электронной форме должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, и только в этом случае она признается равнозначной жалобе, которая подана на бумажном носителе и подписана собственноручной подписью.

Если жалоба будет подана через факс или в форме электронного документа без электронной подписи, она не будет соответствовать нормам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и, соответственно, будет отклонена.

Об этом сказано в частях 7, 10 статьи 105 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. № 10073-ЕЕ/Д28и.

Жалоба должна содержать следующие сведения:

  • контактную информацию заявителя: наименование, фирменное наименование, местонахождение – для организации (фамилию, имя, отчество и местожительство гражданина), почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты;
  • контактную информацию учреждения или сотрудника учреждения, на которых подается жалоба: наименование (фирменное наименование), местонахождение – для организации (фамилию, имя, отчество и местожительство сотрудника), почтовый адрес, номер контактного телефона;
  • указание на закупку (за исключением обжалования нарушений, совершенных оператором электронной площадки при аккредитации участника);
  • указание на обжалуемые действия (бездействие);
  • документы, подтверждающие обоснованность жалобы, с перечнем таких документов.

ФАС России рассматривает жалобу и в течение двух рабочих дней после ее поступления принимает решение о времени и месте ее рассмотрения или о ее возвращении. Решение о возвращении принимается, если жалоба:

  • не соответствует установленным требованиям;
  • не подписана или подписана сотрудником, чьи полномочия не подтверждены документально;
  • была подана по истечении установленного срока;
  • на те же действия (бездействие) уже была рассмотрена и по ней принято решение суда или контрольного органа.

Если принято решение о рассмотрении жалобы, то ФАС России разместит ее на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).

Такие правила установлены частями 8, 11 статьи 105 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснены в информации ФАС России от 10 апреля 2014 г.

О месте, дате и времени рассмотрения жалобы ФАС России сообщает заявителю и заказчику (ч. 1 ст. 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Рассмотрение жалобы проводится в порядке, установленном статьей 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик в случае обжалования его действий (бездействия) вправе направить в контрольный орган возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Требования к содержанию возражения и порядок его подачи определены частью 2 статьи 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В ходе рассмотрения жалобы контрольным органом заказчик обязан представлять документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио- и видеозаписи, иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 5 ст. 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контрольный орган не рассматривает жалобы на результаты оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений по критериям качества объекта закупки и квалификации участника закупки (ч. 6 ст. 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контрольный орган вправе направить требование о приостановлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Исполнение такого предписания является обязательным. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на время рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контрольный орган в сфере закупок принимает решение по результатам рассмотрения жалобы и выдает предписание об устранении допущенных нарушений или о совершении иных действий либо признает жалобу необоснованной. Копия решения в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется лицу, подавшему жалобу, а также лицам, на которых подавалась жалоба.

Решение, принятое контрольным органом по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия (ч. 9 ст. 106 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Информация о жалобах и решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний (ч. 18 ст. 105 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.02.2013 № 03-01-18/3233


«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ЗАО по вопросу применения положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Статьей 105_3 Кодекса установлены особые условия для признания цен рыночными в сделках между взаимозависимыми лицами:- пунктом 8 предусмотрено, что в случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105_4 Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены;- пунктом 9 предусмотрено, что в случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, такая цена признается рыночной для целей налогообложения;- пунктом 10 предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения;- пунктом 11 предусмотрено, что в случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14_6 Кодекса, указанная цена признается рыночной для целей налогообложения.

Иных оснований для признания цен рыночными в сделках между взаимозависимыми лицами Кодексом не предусмотрено.

Исходя из вышеизложенного, особые условия, установленные статьей 105_3 Кодекса, не распространяются на цены в сделках между взаимозависимыми лицами, установленные по результатам торгов, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

При этом отмечаем, что информация о ценах в сделках, заключенных в соответствии с требованиями указанных законов, может быть использована в соответствии со статьей 105_6 Кодекса при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок.*

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

3. Бюджетный кодекс РФ

<…>

«Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)*».

<…>

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

<…>

«Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.*

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц».

<…>

5. Рекомендация: Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

<…>

Взаимозависимые лица

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.*

В учете казенных учреждений:

Казенные учреждения выступать учредителем (участником) других организаций не вправе. Поэтому такие учреждения не могут быть признаны взаимозависимыми по причине участия в капитале другой организации.

На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.

В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.

Доля прямого участия определяется как:

  • доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
  • непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:

Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г»

=

Доля прямого участия организации «А» в организации «Б»

×

Доля прямого участия организации «Б» в организации «В»

×

Доля прямого участия организации «В» в организации «Г»


В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Минфина России.

Пример определения доли косвенного участия с двумя последовательными цепочками

Организация «А» прямо участвует:
– в организации «Б» (доля – 50%);
– в организации «В» (доля – 50%).

Организация «Б» прямо участвует:
– в организации «В» (доля – 49%).

Организация «В» прямо участвует:
– в организации «Г» (доля – 35%).

Звеньями первой цепочки являются: «А», «Б», «В» и «Г».

Звеньями второй цепочки являются: «А», «В» и «Г».

Для определения доли косвенного участия организации «А» в организации «Г»:

– сначала определяется произведение прямых долей по первой цепочке:
50% × 49% × 35% = 8,575%;

– затем определяется произведение прямых долей по второй цепочке:
50% × 35% = 17,5%.

Далее полученные произведения долей суммируются:
8,575% + 17,5% = 26,075%.

Таким образом, доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» составляет 26,07%, что свидетельствует об их взаимозависимости.

Если одна организация участвует в другой организации как прямо, так и косвенно, доля ее участия определяется по формуле:

Доля участия организации «А» (физического лица) в организации «Г»

=

Доля прямого участия организации «А» (физического лица) в организации «Г»

+

Доля косвенного участия организации «А» (физического лица) в организации «Г»


Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Принцип сопоставления доходов

В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).*

Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.

По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:

  • сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
  • публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.

Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:

  • общедоступные российские и иностранные печатные издания;
  • общедоступные информационные системы;
  • официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.

Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:

Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.

Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.

Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).

<…>

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

05.06.2014г.

С уважением, Виктория Рыбалкина,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль