Возврат аванса за не оказанные услуги при смене статуса учреждения

628

Вопрос

Прошу разъяснить след.ситуацию :
Казенное учреждение выставило счет на оплату  покупателю за услуги, денежные сре дства поступили в доход бюджета , минуя счета  учреждения (акт выполненных работ не выписывался) казенное учреждение поменяло статус на бюджетное и от покупателя пришло требование на возврат средств т.к. услуга не была выполнена.
Деньги вернули от платных услуг операцией  Д 302.26 К 201.11 Как закрыть  сальдо  по 302.26?

Ответ

Для возврата аванса за неоказанные услуги плательщик должен обратиться с заявлением о возврате средств к администратору доходов бюджета, администрирующему указанные поступления. На основании этого заявления администратор доходов принимает решение о возврате средств. Такой вывод следует из пункта 27 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 г. № 125н. По общему правилу в бухучете при возврате средств контрагенту за неоказанные услуги нужно сторнировать запись по начислению доходов (поступлений). Подробно об этом в рекомендации № 1. При изменении типа учреждения на бюджетное в числе мероприятий по созданию бюджетного учреждения предусматриваются, в частности, следующие:

 

перевод на План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

составление вступительного баланса бюджетного учреждения.

Поэтому, исходить нужно из того, на каких счетах вступительного баланса отражена сумма аванса. На счете 302.26 отражаются расчеты по принятым обязательствам перед исполнителями услуг, работ и иными контрагентами согласно государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения. В данном случае учреждение не является заказчиком услуг. Таким образом, в рассматриваемой ситуации  применение счета 302.26 неправомерно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как казенному учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход

В отношении федеральных казенных учреждений учредителем может быть принято решение об оказании ими услуг (выполнении работ) на платной основе (с утверждением исчерпывающего перечня видов деятельности). Средства на ведение такой деятельности доводятся до учреждения главным распорядителем в виде лимитов бюджетных обязательств. Об этом сказано вписьме Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

В отношении казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных казенных учреждений) возможность оказания ими услуг (выполнения работ) на платной основе и порядок доведения дополнительного финансирования должны быть установлены на уровне субъекта РФ (муниципального образования) (ст. 8, 9 Бюджетного кодекса РФ).

Средства, полученные от деятельности, приносящей доход, казенные учреждения в полном объеме должны перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Ситуация: как казенному учреждению отразить в бюджетном учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом средства, полученные от этой деятельности, в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета. Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Плата за оказанные услуги (выполненные работы) может поступить от контрагента одним из двух способов.

1. Контрагент самостоятельно перечисляет плату в доход бюджета. Для этого сообщите ему необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).

2. Контрагент вносит плату в кассу учреждения. В этом случае полученные средства учреждение перечисляет в доход бюджета самостоятельно, на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001). Порядок его заполнения установлен пунктом 2.5 Положения от 18 февраля 2014 г. Банка России № 414-П и Минфина России № 8н. Кроме того, особенности заполнения объявления приведены в письме от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366. В частности, в объявлении нужно указать:

в реквизите «Получатель» – полное или сокращенное наименование органа Казначейства России, в скобках – полное или сокращенное наименование администратора доходов бюджета, а также номер лицевого счета, на который вносятся деньги;

в реквизите «ИНН», «КПП» – соответственно, коды ИНН, КПП администратора доходов;

в реквизите «Источник поступления» – наименование вида средств: средства от приносящей доход деятельности. А также источник поступления наличных денег (в соответствии с символами отчета по форме № 0409202) и код классификации доходов бюджета.

Код классификации доходов бюджета, который нужно указать при перечислении платы в доход бюджета, зависит от вида предоставляемых услуг (выполняемых работ):

если учреждение перечисляет в доход бюджета арендную плату, укажите код 000 1 11 05030 00 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)». Детализация данного кода зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального имущества, имущества субъекта РФ и т. д.;

если учреждение оказывает иные платные услуги, укажите код 000 1 13 01000 00 0000 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение, и вида выполняемых работ (оказываемых услуг).

При этом на месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора доходов бюджета, на месте 14–17-го разрядов код подвида доходов.

Порядок отражения в учете операций по перечислению средств от оказания платных услуг в доход бюджета зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.*

За казенным учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета

Обязательство по перечислению средств в доход бюджета отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.21.560 (КДБ.1.205.31.560) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги (выполненные работы).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, сделайте проводку:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

<…>

За казенным учреждением закреплены отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Доход от оказания платных услуг (работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

<…>

Казенному учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета

Доход от оказания платных услуг (выполняемых работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (выполняемых работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте запись:

Дебет КДБ.1.210.02.130 (КДБ.1.210.02.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– зачислен доход от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.

<…>

Следует отметить, что для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов, порядок отражения в бюджетном учете вышеперечисленных операций Инструкцией № 162н (приложением 1 к Инструкции № 162н) не определен. Кроме того, в приложении 1 к Инструкции № 162н отсутствуют корреспонденции счетов: Дебет 205.00 Кредит 303.05; Дебет 303.05 Кредит 210.03; Дебет 303.05 Кредит 201.34; Дебет 210.02 Кредит 210.03. В связи с этим согласуйте приведенные проводки:

с финансовым органом;

с главным распорядителем бюджетных средств;

с Казначейством России.

Такой порядок установлен пунктами 2, 49, 78, 91, 92, 104, 109 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.34, 205.00, 210.02, 210.03, 303.05, 304.04, 401.10).

Ситуация: как казенному учреждению отразить в бюджетном учете возврат контрагенту аванса за неоказанные услуги. Аванс перечислен контрагентом в доход бюджета. Полномочия администратора доходов бюджета учреждению не переданы

Для возврата аванса за неоказанные услуги плательщик должен обратиться с заявлением о возврате средств к администратору доходов бюджета, администрирующему указанные поступления. На основании этого заявления администратор доходов принимает решение о возврате средств. Такой вывод следует из пункта 27 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н.*

Форму заявления о возврате устанавливает администратор доходов бюджета. Ее можно запросить у администратора, либо она может быть размещена на его сайте в сети Интернет.

Порядок взаимодействия между казенным учреждением и администратором доходов устанавливается ведомственными правовыми актами. В частности, может быть установлено, что казенное учреждение предоставляет администратору доходов бюджета ведомственную отчетность о суммах, поступающих от оказания платных услуг в доход бюджета (с отражением сумм, перечисленных плательщиком в виде аванса за услуги, которые не были оказаны).

По общему правилу в бухучете при возврате средств контрагенту за неоказанные услуги нужно сторнировать запись по начислению доходов (поступлений). Однако для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета, порядок отражения в бухучете поступлений от оказания платных услуг не установлен. На практике для отражения таких операций учреждения используют (по согласованию с ГРБС) корреспонденции счетов: Дебет 1.205.00.560 Кредит 1.303.05.730 – при начислении обязательств перед бюджетом, Дебет 1.303.05.830 Кредит 1.205.00.660 – при поступлении средств от плательщика в доход бюджета. Подробнее об этом см. Как отразить в учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.*

Следовательно, если учреждение применяет вышеуказанные корреспонденции, при возврате контрагенту аванса сделайте следующие записи:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.81.560...) Кредит КДБ.1.303.05.730
– сторнирована операция по отражению обязательства казенного учреждения по перечислению средств в доход бюджета;

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.81.560…) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено исполнение обязательств по возврату аванса контрагенту (на основании извещения полученного от администратора о возврате).

При этом в связи с отсутствием в приложении 1 к Инструкции № 162н корреспонденции счетов 205.00 и 303.05 согласуйте проводку:

с финансовым органом;

с главным распорядителем бюджетных средств;

с Казначейством России.

Такой порядок установлен пунктом 2 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (п. 18, счета205.00, 303.05).

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Как изменить тип федерального учреждения на бюджетное

Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания бюджетного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере. Решение должно содержать:

наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Такой порядок установлен пунктом 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

В числе мероприятий по созданию бюджетного учреждения (путем изменения типа) предусматриваются, в частности, следующие:

внесение изменений в устав;

закрепление имущества (в т. ч. недвижимого и особо ценного движимого имущества) за бюджетным учреждением;

проведение инвентаризации всех активов и обязательств;

формирование плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;

формирование заключительной отчетности учреждения;

перевод на План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;

составление вступительного баланса бюджетного учреждения.*

Следует отметить, что Минфин России довел Методические рекомендации по отражению в бухучете операций по преобразованию учреждения путем изменения его типа:

по порядку отражения входящих остатков на начало года – письмом от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546;

по порядку отражения операций при принятии в течение финансового года решения о предоставлении учреждению субсидий на выполнение госзадания – письмом от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236 (в т. ч. Свод бухгалтерских записей по изменению типа учреждения в течение финансового года).

После принятия решения о создании бюджетного учреждения (путем изменения типа существующего федерального учреждения) оформляется проект правового акта федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере. Проект подготавливает:

орган исполнительной власти – если учреждение находится в его ведении;

соответствующие федеральные службы или агентства, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, – если учреждение находится в их ведении.

Такие правила установлены пунктом 20 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Одновременно с проектом представляется пояснительная записка:

если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым учреждением государственных функций. В пояснительной записке указывается информация о том, кому эти функции будут переданы;

если изменение типа учреждения приведет к невозможности осуществления полномочий органа власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме. В пояснительной записке указывается информация о том, кому будут переданы такие полномочия.

Такой порядок установлен пунктами 22–23 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Из рекомендации «Как преобразовать существующее государственное (муниципальное) учреждение в учреждение другого типа»

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.12.2010 № 174Н

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению

<…>

Счет 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам"*

126. Для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по принятым обязательствам перед работниками учреждения, поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг, работ, арендодателями и иными контрагентами согласно государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения (соглашениям) и операций, изменяющих указанные обязательства, применяются следующие группы счетов:

030210000 "Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда";

030220000 "Расчеты по работам, услугам";*

030230000 "Расчеты по поступлению нефинансовых активов";

030240000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям";

030250000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам";

030260000 "Расчеты по социальному обеспечению";

030270000 "Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям";

030290000 "Расчеты по прочим расходам".

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

06.06.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль