Правовые акты при определении балансовой стоимости активов учреждения

204

Вопрос

Добрый день! Для целей Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества... при условии, что цена такой сделки превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения (пункт 13 статья 9.2 вышеуказанного закона). При этом порядок определения (расчета) балансовой стоимости активов учреждения федеральным законом не определен. Просим пояснить, какими нормативными правовыми актами, информационными письмами следует руководствоваться при определении балансовой стоимости активов учреждения.к ответу № 363722 Ответ дан не по существу заданного вопроса. Необходима ссылка на НПА, информационные (разъяснительные) письма, которыми следует руководствоваться при определении балансовой стоимости активов бюджетного учреждения С уважением, Бережная Л.А.

Ответ

Из буквального прочтения пункта 13 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях» следует, что в расчет принимается вся сумма стоимости активов учреждения, фактически, равная валюте баланса.

 

Показатель стоимости активов учреждения на конец (начало) года отражается в балансе государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730) в строке 410.

Таким образом, для определения размера крупной сделки используются показатели баланса (форма 0503730).

Согласно Письму Минфина России от 11.07.2012 № 02-06-07/2679 в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, приобретение, изменение типа, переоценка и др.), следует применять показатель актива Баланса по состоянию на начало текущего финансового года (графа 3 по строке 410) с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья 9.2 ЗАКОНА ОТ 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях (с изменениями на 21 февраля 2014 года)»

<…>

«Статья 9.2. Бюджетное учреждение

<…>

13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки*.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.»

<…>

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.07.2012 № 02-06-07/2679 «О расчете стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении минимальной величины крупной сделки, установленной законодательством»

<…>

«Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами о расчете стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении минимальной величины крупной сделки, установленной законодательством, сообщает.

Согласно нормам, содержащимся в Федеральных законах от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" к крупным относятся сделки, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с его передачей в пользование или в залог при условии, что стоимость такого имущества (цена сделки) превышает 10% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного и (или) автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Согласно положениям Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения обязаны составлять и представлять месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность* в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п.3 ст.15).

Указанный порядок определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н, предусматривающий предоставление в составе годовой отчетности Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф.0503730) (далее - Баланс), сформированного в соответствии с пунктами 14-22 указанной Инструкции.

В случаях изменения валюты баланса, по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, приобретение, изменение типа, переоценка и др.), следует применять показатель актива Баланса по состоянию на начало текущего финансового года (гр.3 по стр.410) с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф.0503773).* Пример заполнения указанных Сведений приведен в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 21.12.2011 N 02-06-07/5900, N 42-7.4-04/2.1-1709 "Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2011 год".

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" право государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по распоряжению имуществом и принятию обязательств ограничено в связи с возможными рисками обременения и (или) отчуждения государственного (муниципального) имущества (в том числе при условии принятия обязательств учреждения, не обеспеченных соответствующими активами).

Обращаем внимание, что в силу ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации:

- автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств;

- бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.*

Согласно порядку ведения бухгалтерского учета (приказы Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н) показатель стоимости имущества учреждения, которым оно не отвечает по принятым обязательствам (с учетом амортизации) отражается на счете 021006000 "Расчеты с учредителем".

При этом, при осуществлении хозяйственной деятельности учреждением показатель стоимости имущества, которым учреждение не отвечает по принятым обязательствам, отраженный в структуре Баланса учреждением, может изменяться (уменьшаться - на сумму начисленной амортизации, выбытия имущества; увеличиваться - на сумму поступлений, переоценки имущества).*

В случае изменения в течение года (увеличения, уменьшения) стоимости имущества, которым учреждение не отвечает по принятым им обязательствам, показатель счета 021006000 "Расчеты с учредителем" подлежит корректировке не реже одного раза в год (при составлении годовой отчетности)* с отражением следующих бухгалтерских записей:

- при увеличении показателя по кредиту счета 021006000 "Расчеты с учредителем" и дебету счета 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами";

- при уменьшении показателя по кредиту счета 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами" и дебету счета 021006000 "Расчеты с учредителем".

По закрытию финансового года суммы показателей, оформленных на счете 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами", отражаются в корреспонденции по кредиту (дебету) счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" с отражением в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф.0503710) к Балансу учреждения.»*

<…>

3. ПИСЬМО от 18 октября 2013 г. № 02-06-10/43703

<…>

«Департамент бюджетной методологии рассмотрел письмо по вопросу порядка определения размера крупной сделки и сообщает.

В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

При этом под крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с указанным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Отчетность бюджетного учреждения составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

При этом показатель стоимости активов учреждения на конец (начало) года отражается в балансе государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730) (далее - баланс (форма 0503730)) в строке 410.

Таким образом, для определения размера крупной сделки используются показатели баланса (форма 0503730).»*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.05.2014 г.

С уважением,

Наталия Зорина, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой  Пушечкиной,

зам. начальника Горячей линии  «Система Главбух».

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль