Учет рассходов при расчете налога на прибыль

159

Вопрос

как распределить расходы по налогу на прибыль, если бюджетное учреждение оказывает платную образовательную услугу, согласно сумме указанной в смете.бюджетное учреждение заключает договор с Фондом занятости на обучение безработных граждан. При заключении договора на оказание платных услуг, составляется смета расходов, где указывается сумма по договору.( Там з / п и начисления , ком.расходы .)это у нас платные образовательные услуги, в соответствии со сметой на каждую профессию мы заключаем с ними договор

Ответ

Расходы распределяйте в общем порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом учитывайте экономическую обоснованность расходов, а так же не используются ли полученные доходы для оплаты расходов в рамках госзадания.

 

Учет расходов ведите в налоговых регистрах.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений , версия для коммерческих организаций

1.Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль


Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль сумму полученных доходов могут уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).

<…>

Условия признания расходов

Все расходы учреждения, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Способы признания расходов

В расчет налоговой базы расходы включайте одним из способов: методом начисления или кассовым методом(ст. 272 или 273 НК РФ).

<…>

Группировка расходов

Все расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, делятся на две группы:

Это предусмотрено пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

  • расходы на производство, хранение и доставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
  • расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров;
  • расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техобслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном состоянии;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на НИОКР;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование;
  • расходы, связанные с приобретением прав на государственные (муниципальные) земельные участки, на которых находятся строения или будет осуществляться капитальное строительство (ст. 264.1 НК РФ);
  • прочие расходы.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

Статьи затрат

По своему экономическому содержанию все расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются по следующим статьям:

Такая классификация предусмотрена пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

Помимо этой группировки, учреждения, применяющие метод начисления, подразделяют расходы, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). Об их учете см. Как в налоговом учете учитывать прямые и косвенные расходы.*

Нормируемые расходы

Некоторые расходы учитываются при расчете налога на прибыль только в пределах норм. К нормируемым расходам относятся, например, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на страхование сотрудников (п. 4 и 2 ст. 264, п. 16 ст. 255 НК РФ).

Расходы, не уменьшающие налоговую базу

При расчете налога на прибыль не учитываются расходы, перечисленные в статье 270 Налогового кодекса РФ. Они не уменьшают налоговую базу ни при каких условиях.

Особенности признания при расчете налога на прибыль отдельных видов расходов приведены в таблице.

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»



Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно*. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с деятельностью, приносящей доход (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности учреждения, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585,Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями учреждения, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов учреждение должно обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности учреждения. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же учреждение ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по совершенствованию управления учреждения налоговая инспекция проанализирует, изменились ли ее экономические показатели. Если после проведенных мероприятий показатели ухудшились, то это будет основанием проверки целесообразности понесенных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.*

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, учреждение должно четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах учреждения (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для учреждения легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Рекомендация: Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)

<…>

Учреждения, которые получают средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках указанных поступлений (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).*

Данное правило распространяется в том числе и на казенные учреждения. Поэтому они должны обеспечить раздельный учет доходов, полученных в рамках бюджетного финансирования, от доходов, полученных за счет предпринимательской деятельности и других источников (например, от сотрудников в возмещение ущерба). Подтверждает такой вывод Минфина России в письме от 12 августа 2013 г. № 03-03-06/4/32634.

Порядок ведения раздельного учета

Методики ведения раздельного учета в законодательстве нет. Поэтому раздельный учет можно вести в любом порядке.

Так, раздельный учет можно вести с использованием кода синтетического учета «Вид финансового обеспечения (деятельности)» (18 разряд). Для этого используйте данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

<…>

Отсутствие раздельного учета

Если учреждение не ведет раздельный учет целевых доходов и расходов, произведенных за их счет, полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату его получения* (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, письмо Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-03-06/4/54).

<…>

Расходы, оплаченные за счет целевых средств

Средства целевого финансирования (целевые поступления) налоговую базу по налогу на прибыль не формируют. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет этих средств, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя.* Такой вывод следует из положений подпункта 14 пункта 1 и пункта 2 статьи 251, пункта 1 статьи 252,пункта 17 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Подтверждают его письма Минфина России от 23 июля 2012 г. № 03-03-06/4/78, от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/4/66 и ФНС России от 7 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2069.

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4.Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны с ведением как приносящей доход деятельности, так и с деятельностью на госзадании



Нет, нельзя. При этом Минфин России допускает некоторые исключения.

По общему правилу при расчете налога на прибыль расходы учитываются при условии, что ониэкономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). В рассматриваемой ситуации общехозяйственные (общепроизводственные) расходы относятся одновременно как к деятельности, направленной на получение дохода, так и к деятельности на госзадании. Следовательно, такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (связанными непосредственно с предпринимательской деятельностью).

Кроме того, учреждения при расчете налога на прибыль не вправе учесть даже часть таких затрат. Это связано с тем, что глава 25 Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272 Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть применяется исключительно в отношении расходов, связанных с деятельностью, приносящей доход (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096, от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57, от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38, от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25, от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.

Вместе с тем, в последних разъяснениях Минфин России в двух случаях допускает возможность включения в расходы некоторых затрат, оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности, но связанных с деятельностью на госзадании.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества, которые оплачены частично за счет субсидий и частично за счет платной деятельности. Однако уменьшать доходы на указанные расходы можно только в сумме превышения фактических расходов над суммой полученной на эти цели субсидии. Для признания расходов необходимо обосновать данные действия расчетом затрат, которые не были профинансированы из бюджета (включены в субсидию). Об этом сказано в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124.

Во-вторых, в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/4/8 Минфин России высказал мнение о том, что учреждение может учесть в составе налоговых расходов стимулирующие доплаты и надбавки вне зависимости от того, задействованы сотрудники в предпринимательской деятельности или нет. При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • надбавки и доплаты стимулирующего характера предусмотрены трудовым договором, другим локальным нормативным актом (положением о порядке оплаты труда) (абз. 1, п. 2, п. 25 ст. 255,п. 21 ст. 270 НК РФ);
  • выплаты экономически обоснованны (т. е. связаны с трудовыми показателями), документально подтверждены и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обратите внимание, что согласно устным комментариям сотрудников финансового ведомства применять такой подход к другим доплатам (например, компенсационным), а также к другим расходам, учреждения не вправе.

Следует отметить, что ранее Минфин России в отношении некоммерческих организаций придерживался другой позиции. В частности, в письме от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17 финансовое ведомство указывало, что расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ). Такой вывод поддерживали и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008).

Какой из вышеизложенных позиций отдать предпочтение, учреждение должно решить самостоятельно. Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России налоговые инспекции при проверках, скорее всего, будут руководствоваться именно ими.

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

29.05.2014г.

С уважением,

Евгения Зорина, эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Пушечкиной,

зам. начальника Горячей линии «Система Главбух».

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль