Порядок отражения в бух.учете основных средств

107

Вопрос

В дополнение к вопросу № 360514 Если безвозмездно полученное имущество мы поставим на учет по ПДД , то как быть с расходами на содержание этого имущества? Ведь ОС используется для выполнения государственного задания. Получается и налогом на прибыль нужно облагать и расходы не включать на уменьшение налогооблагаемой базы?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом отразить по КФО 4 «Субсидии на выполнение госзадания» основные средства бюджетное может только в том случае, если основные средства поступают (при закреплении права оперативного управления) от органов власти, государственных (муниципальных) организаций. Поэтому если основные средства в данной ситуации в виде благотворительной помощи поступают не от государственных (муниципальных) организаций, то бюджетное учреждение не вправе отразить их на КФО 4. В учете безвозмездно полученные основные средства от граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных организаций) бюджетное учреждение должно будет отразить проводкой: Дебет 2.101.00.310 Кредит 2.401.10.180. В этом случае расходовать средства субсидии на содержание основных средств учтенных по КФО 2, бюджетное учреждение будет не вправе. Так как оплачивать за счет средств субсидий товары (работы, услуги), которые планируется использовать в предпринимательской деятельности, нельзя. Объясняется это тем, что субсидии предоставляются учреждению на конкретные цели (в частности, выполнение госзадания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя). В этом случае учреждение так же не сможет учесть расходы (оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности) на содержание основных средств ученных по КФО 2 при расчете налога на прибыль. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ при расчете налога на прибыль расходы учитываются при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение основных средств безвозмездно

Безвозмездно полученными признаются основные средства, при поступлении которых у учреждения не возникает обязанности оплатить их или вернуть обратно дарителю (п. 1 ст. 572 ГК РФ).*

<…>

Бухучет

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с безвозмездным получением основных средств, зависит от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:

<…>

Если основное средство закрепляется на праве оперативного управления (при получении от органов власти, государственных (муниципальных) организаций, в т. ч. при реорганизации), сделайте проводки (на основании актов приемки-передачи и извещения (ф. 0504805)):

Дебет 4.101.11.310 (4.101.24.310, 4.101.34.310...) Кредит 4.401.10.180*
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство;

Дебет 4.401.10.180 Кредит 4.104.00.410
– отражена ранее начисленная амортизация по безвозмездно полученному основному средству.

Такие правила следуют из пунктов 9, 27 Инструкции № 174н и разъяснены в приложении к письму Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Безвозмездное получение основных средств в иных случаях оформите записями:

Дебет 2.101.31.310 (2.101.35.310, 2.101.38.310...) Кредит 2.401.10.180*
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство от граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных организаций);

Дебет 2.101.31.310 (2.101.35.310, 2.101.38.310...) Кредит 2.401.10.152
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

Дебет 2.101.31.310 (2.101.35.310, 2.101.38.310...) Кредит 2.401.10.153
– принято к учету безвозмездно полученное основное средство от международных финансовых организаций.

Такой порядок установлен пунктом 9 Инструкции № 174н.

<…>

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете приобретение основного средства за счет двух источников: частично за счет средств субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности

<…>

Следует отметить, что в частных разъяснениях сотрудники контролирующих ведомств высказывают следующую позицию.

Оплатить товары, работы, услуги (в т. ч. основные средства) за счет средств субсидий (полностью или частично) можно при условии, что они необходимы для выполнения госзадания и их покупка предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, учитывать такие товары (работы, услуги) нужно по коду вида финансового обеспечения 4 – «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Оплачивать за счет средств субсидий товары (работы, услуги), которые планируется использовать в предпринимательской деятельности, нельзя. Объясняется это тем, что субсидии предоставляются учреждению на конкретные цели (в частности, выполнение госзадания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя).* Такой вывод следует из пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, частей 3, 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

<…>

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату»

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

3. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны с ведением как приносящей доход деятельности, так и с деятельностью на госзадании

Нет, нельзя. При этом Минфин России допускает некоторые исключения.

По общему правилу при расчете налога на прибыль расходы учитываются при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход* (п. 1 ст. 252 НК РФ). В рассматриваемой ситуации общехозяйственные (общепроизводственные) расходы относятся одновременно как к деятельности, направленной на получение дохода, так и к деятельности на госзадании. Следовательно, такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (связанными непосредственно с предпринимательской деятельностью).

Кроме того, учреждения при расчете налога на прибыль не вправе учесть даже часть таких затрат. Это связано с тем, что глава 25Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272 Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть применяется исключительно в отношении расходов, связанных с деятельностью, приносящей доход (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096, от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57, от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38, от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25, от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.

Вместе с тем, в последних разъяснениях Минфин России в двух случаях допускает возможность включения в расходы некоторых затрат, оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности, но связанных с деятельностью на госзадании.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества, которые оплачены частично за счет субсидий и частично за счет платной деятельности. Однако уменьшать доходы на указанные расходы можно только в сумме превышения фактических расходов над суммой полученной на эти цели субсидии. Для признания расходов необходимо обосновать данные действия расчетом затрат, которые не были профинансированы из бюджета (включены в субсидию). Об этом сказано в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124.*

Во-вторых, в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/4/8 Минфин России высказал мнение о том, что учреждение может учесть в составе налоговых расходов стимулирующие доплаты и надбавки вне зависимости от того, задействованы сотрудники в предпринимательской деятельности или нет. При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • надбавки и доплаты стимулирующего характера предусмотрены трудовым договором, другим локальным нормативным актом (положением о порядке оплаты труда) (абз. 1, п. 2, п. 25 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ);
  • выплаты экономически обоснованны (т. е. связаны с трудовыми показателями), документально подтверждены и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обратите внимание, что согласно устным комментариям сотрудников финансового ведомства применять такой подход к другим доплатам (например, компенсационным), а также к другим расходам, учреждения не вправе.

Следует отметить, что ранее Минфин России в отношении некоммерческих организаций придерживался другой позиции. В частности, в письме от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17 финансовое ведомство указывало, что расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ). Такой вывод поддерживали и арбитражные суды* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008).

Какой из вышеизложенных позиций отдать предпочтение, учреждение должно решить самостоятельно. Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России налоговые инспекции при проверках, скорее всего, будут руководствоваться именно ими.*

Из рекомендации «Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)»

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

20.05.2014г.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС  «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль