Передача имущества автономным уч. напрямую, минуя учредителя учреждений

1089

Вопрос

Помогите в решении такого вопроса. Можно ли имущество казны передавать от комитета по имуществу бюджетным и автономным учреждениям напрямую, минуя учредителя данных учреждений?

Ответ

В действующем российском законодательстве отсутствует единый закон, устанавливающий порядок поступления, приобретения, выбытия, расходования, содержания и распоряжения имуществом государственной казны. Выбытие объектов из имущественной казны осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее соответствующего субъекта, муниципального образования. Основанием выбытия имущества казны являются:

выписка из реестра государственного (муниципального) имущества;

распоряжение о выбытии имущества и другие документы, определенные нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок учета имущества казны.

Имущество казны отражается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения им Выбытие имущества казны может происходить вследствие, в том числе, передачи объектов госучреждениям на праве оперативного управления;

Имущество бюджетного учреждения, например, закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно Гражданскому кодексу РФ на основании пункта 9 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ. Его собственником являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

При закреплении имущества на праве оперативного управления бюджетное учреждение в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ владеет и пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

Следовательно, операции по передаче объектов муниципального имущества между органами местного самоуправления в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления ) должны быть согласованы с учредителями.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете выбытие имущества казны

Выбытие имущества казны может происходить по следующим основаниям:

1) при распоряжении имуществом, в частности:

при передаче организациям;

при межбюджетной передаче;

при приватизации, продаже;

в других предусмотренных федеральным законом случаях;

2) при списании имущества и снятии его с учета (например, в случае ликвидации).*

Кроме того, имущество казны может быть передано по договору доверительного управления или аренды. Однако в этом случае имущество не выбывает из состава казны, так как перехода вещного права не происходит (п. 4 ст. 209, ст. 606 ГК РФ).

Документальное оформление

Выбытие имущества казны отражайте в учете на основании:

выписки из реестра государственного (муниципального) имущества;

распоряжения о выбытии имущества и других документов, определенных нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок учета имущества казны.*

Унифицированных документов для оформления в бухучете операций по выбытию имущества казны нет. Поэтому можно использовать документы, составленные в произвольной форме. Вместе с тем на региональном и местном уровне может быть установлено требование об использовании в этом случае унифицированных форм, предназначенных для учета основных средств. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559. О документальном оформлении операций, связанных с выбытием основных средств, подробнее см.:

безвозмездная передача основных средств – применяйте при передаче имущества казны, закреплении за организациями на вещном праве;

ликвидация основных средств – применяйте при списании имущества казны по ветхости, недостаче и т. д.;

продажа основных средств – применяйте при реализации, приватизации имущества казны.

Учет операций по выбытию имущества казны ведите в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухучете операций по выбытию имущества казны зависит от оснований, по которым оно выбывает.

Передача государственным организациям*

Передачу имущества казны организациям госсектора, ГУПам (МУПам) отразите в учете по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации (п. 29 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В учете операции по передаче имущества отразите следующими проводками:

<…>

– в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при передаче государственным (муниципальным) организациям:

Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит гКБК.1.108.51.410 (гКБК.1.108.54.420, гКБК.1.108.55.430, гКБК.1.108.56.440...)
– отражено выбытие имущества казны по первоначальной стоимости;

<…>

Так как передача амортизируемого имущества производится по первоначальной стоимости, одновременно сделайте проводку:

Дебет гКБК.1.104.51.410 (гКБК.1.104.58.410, гКБК.1.104.59.420) Кредит КРБ.1.304.04.310 (КРБ.1.304.04.320, КРБ.1.401.20.241, КРБ.1.401.20.251)
– списана (передана) ранее начисленная сумма амортизации при безвозмездной передаче амортизируемого имущества казны.

Такие правила установлены пунктами 20, 38 Инструкции 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00, 108.00,304.04, 401.20).

<…>

Эльмира Кадырова,

заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы

Наталья Гусева

начальник Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Статья: Имущество в составе казны. Правовые аспекты

Операции по реализации высвобождаемого госимущества учитываются в особом порядке, который установлен для активов, составляющих государственную казну*. Рассмотрим в статье, что в нее входит.

* Письмо Минфина России от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040.

Понятие госимущества

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности(федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам, автономным областям (собственность субъекта РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется во владении, пользовании и распоряжении за государственными предприятиями и учреждениями согласно статьям 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214Гражданского кодекса РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Обратите внимание: полномочия собственника имущества казны субъекта РФ принадлежат правительству субъекта РФ, которое, в свою очередь, имеет право делегировать их исполнительному органу субъекта РФ или определенному для выполнения этих целей учреждению в установленном законодательством порядке.

Однако в основном правовой статус казны регулирует региональное законодательство, разрабатываемое на основе вышеупомянутых федеральных норм и принимаемое в качестве закона в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях. Например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне города Москвы» или Областной закон Ленинградской области от 12 мая 2010 г. № 22-оз «О казне Ленинградской области».

В действующем российском законодательстве отсутствует единый закон, устанавливающий порядок поступления, приобретения, выбытия, расходования, содержания и распоряжения имуществом государственной казны.*

Однако, исходя из единства федерального законодательства, можно вывести единые правила формирования казны, поступления и выбытия имущества, а также его состав.

Какие активы составляют казну

В состав имущества казны может входить:

недвижимое имущество (земельные участки, здания, строения, нежилые помещения, объекты инженерного и коммунального назначения и природопользования, а также иные объекты, например, морские и речные суда и т. п.);

движимое имущество (акции и доли участия в уставных капиталах хозяйствующих субъектов, станки, оборудование, машины, механизмы, транспортные средства, а также архивные фонды и вещественные источники, драгоценные металлы, природные и драгоценные камни, движимые культурные ценности и т. д.).

Основаниями отнесения имущества к казне являются:

отсутствие закрепления за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении госимущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

отсутствие собственника, либо его отказ от имущества, либо утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в законном порядке приобретено право государственной или муниципальной собственности;

изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;

иные законные основания.

Формирование казны

Формирование имущества казны происходит за счет включения в ее состав объектов:

созданных за счет соответствующего бюджета, за исключением тех, которые созданы за счет средств, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе грантов и материальной поддержки;

приобретенных на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования (дарение, завещание и т. д.);

переданных в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении госсобственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную (например, в результате недавнего изменения границ Москвы и Московской области);

переданных в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

признанных в законодательно установленном порядке бесхозяйными и поступивших в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования;

приобретенных субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с законодательством.

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на него.

Реализация государственного имущества

Выбытие объектов из имущественной казны, в том числе их приватизация, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее соответствующего субъекта, муниципального образования.

Выбытие может происходить вследствие:

передачи объектов унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, казенным предприятиям и госучреждениям на праве оперативного управления;

передачи объектов в собственность Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в соответствии с законодательством;

реализации гражданско-правовых сделок (приватизации, продажи, дарения и других);

исполнения судебных решений;

гибели или ликвидации объектов имущественной казны;

в иных предусмотренных федеральным законодательством случаях.

Документальное оформление

Необходимый перечень документов для совершения операций с имуществом казны (включение, выбытие и т. д.) регулируется действующим законодательством. Он должен включать:

основание и/или документы, подтверждающие (устанавливающие) основание для поступления, приобретения, выбытия, расходования имущества казны (решение собственника или его полномочного представителя, договор и т. п.);

документы, подтверждающие правовой статус и характеристики имущества, доказывающие право собственности на имущество, если иное не установлено законом (свидетельство о праве собственности и др.), а также документы, позволяющие провести идентификацию имущества или его качественную оценку (выписка из кадастра, реестра, патент и т. д.);

документы о правоспособности участников;

финансовые документы (например, акты оценки и передачи, платежные поручения);

другие документы, необходимые для совершения гражданско-правовых сделок с имуществом.*

Важно запомнить

Имущество казны отражается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения им.*

О.А. Пелих,

юрист

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 10, ОКТЯБРЬ 2012

3. Статья: Учет поступления активов при закреплении права оперативного управления

На основании пункта 9 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно Гражданскому кодексу РФ. Его собственником являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

При закреплении имущества на праве оперативного управления бюджетное учреждение в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ владеет и пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Собственник имущества (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.*

Таким образом, прежде всего возникает необходимость отражения в бухгалтерском учете операций по передаче имущества на баланс бюджетного учреждения от собственника.

На основании пункта 29 Инструкции № 157н операции по передаче (получению) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (местного самоуправления) в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) осуществляются по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Основанием для составления бухгалтерских записей по получению объектов учета при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления являются следующие первичные учетные документы, оформленные передающей и принимающей сторонами: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) и Извещение (ф. 0504805).

Книга БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – 2013

4. Статья: Правовой статус имущества автономных учреждений

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ). Особенности правового статуса имущества автономного учреждения установлены Законом № 174-ФЗ.* По совокупности требований, предъявляемых к имуществу автономного учреждения, можно сделать вывод о том, что они соответствуют правам и обязанностям коммерческих организаций. Особенности касаются ограничений, связанных с оборотом недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем. Итак:

автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели;

собственник имущества, то есть учредитель (это Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), не несет ответственности по обязательствам самого учреждения;

автономное учреждение, в свою очередь, не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Особенности оборота имущества автономного учреждения заключаются в следующем. Во-первых, учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Напомним, что особо ценным движимым имуществом считается имущество, без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена. Виды особо ценного движимого имущества могут определяться соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления.

Во-вторых, недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество учитываются обособленно (нужен раздельный учет).

В-третьих, учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Правда, исключение установлено для объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда. Такие объекты закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В-четвертых, земельный участок, который необходим для того, чтобы автономное учреждение выполняло свои уставные задачи, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Книга «АВТОНОМНЫЙ УЧЕТ» ПО НОВОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ – 2013

5. Статья: Приобретенные основные средства нужно зарегистрировать

Бюджетное учреждение приобрело актив за счет средств от приносящей доход деятельности (к особо ценному движимому имуществу он не относится). Нужно ли закреплять его в территориальном управлении Росимущества на праве оперативного управления?

Считаю, что рассматриваемое имущество закрепляется у учреждения на праве оперативного управления, но распоряжаться им оно может самостоятельно.

Действующие нормы определяют: имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником такого имущества является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества. И если иное не установлено законом, то учреждение распоряжается этим имуществом с согласия его собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ).*

Приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности имущество поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Д.Н. Каримов,
консультант по бюджетному учету и налогам

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 8, АВГУСТ 2012

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

15.05.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 6.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 73.33%
  • Над налоговой отчетностью 6.67%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль