Требования к участникам закупки электронного аукциона

556

Вопрос

Мы проводим электронный аукцион на оказание полиграфических услуг, но в нашей организации есть бланки которые составляют государственную тайну. Имеем ли мы право в документации об электронном аукционе на оказание полиграфических услуг требовать от участников наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, если в законе о лицензируемых видах деятельности данный вид услуги не указан? Не будет ли данное требование считаться ограничением конкуренции участников закупки?

Ответ

Если на оказание полиграфических услуг не требуется лицензия, то требовать от участников подтверждения о наличии такой лицензии будет неправомерным.

 

Требования к участникам закупки (как единые, так и дополнительные) заказчик обязан указывать в извещении и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Требовать какую-либо дополнительную информацию или документы не допускается.

Прямого указания на то, что участник обязан предоставить лицензию- в Законе 44-ФЗ от 05.04.2013г. не содержится. Однако считаем, что наиболее правильным будет при формировании извещения о закупке указать, что участник должен указать в заявке о наличии лицензии, а при заключении контракта- приложить ее копию.

Если участник закупки не соответствует этим требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе, то заказчик (закупочная комиссия) имеет право в любой момент отстранить его от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик может даже отказаться от заключения контракта, если такой участник станет победителем (ч. 9 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Для получения официальных разъяснений по вопросу о правомерности требования от  участников сведений о наличии лицензии,  Вы можете обратиться в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, либо в Минэкономразвития России.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Кто может участвовать в проведении закупок


Закупка товаров (работ, услуг) начинается с определения поставщика, исполнителя или подрядчика (п. 3 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Поставщик (исполнитель, подрядчик)

Участвовать в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) могут организации и граждане, включая индивидуальных предпринимателей и иностранные компании.

Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Эти требования подразделяются на единые и дополнительные. При этом часть единых требований комиссия должна проверить обязательно, а часть комиссия будет проверять, если сочтет нужным (ч. 8 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Обязательной проверке комиссии подлежат следующие единые требования:

  • наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки;*
  • наличие прав на заключение контракта.

Об этом сказано в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Обязательной проверки комиссии требуют и дополнительные требования, которые в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Правительство РФ может предъявлять к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • оборудования и других материальных ресурсов;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Если Правительство РФ установит дополнительные требования, то заказчик обязан извещать о них участников закупки, а комиссия должна проверять соответствие участников этим требованиям (ч. 4 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, проект постановления Правительства РФ от 18 октября 2013 г. предусматривает, что заказчик должен выдвинуть дополнительное требование, если сумма контракта на строительные работы превышает 50 млн руб. В этом случае участники закупки обязаны документально подтверждать, что за последние пять лет они выполняли аналогичные работы на сумму не менее 25 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (подтверждением может быть копия акта приемки объекта капитального строительства).

Комиссия вправе проверять соответствие участника закупки другим единым требованиям, предусмотренным законодательством, таким как отсутствие:*

  • решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения о приостановлении деятельности участника;
  • недоимки по налогам;
  • судимости за преступления в сфере экономики у руководителя или главного бухгалтера участника закупки;
  • конфликта интересов.

Полный перечень требований приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Внимание: в течение двух лет после вступления в силу Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ одновременно будут действовать старый и новый реестры недобросовестных поставщиков.

Требования к участникам закупки (как единые, так и дополнительные) заказчик обязан указывать в извещении и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если участник закупки не соответствует этим требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе, то заказчик (закупочная комиссия) имеет право в любой момент отстранить его от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик может даже отказаться от заключения контракта, если такой участник станет победителем* (ч. 9 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если все же контракт будет заключен, то заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 15 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Как провести закрытые закупки товаров (работ, услуг)

Чтобы провести закрытые закупки товаров (работ, услуг), заказчик должен сам разослать приглашения ограниченному кругу лиц. В этом случае информацию о закупках в открытом доступе размещать не нужно. Исключение предусмотрено только для извещения о закупках товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что само извещение эти сведения не содержит. Секретная информация в этом случае может быть только в документации о закупке или в проекте контракта, которые на официальном сайте не публикуются (ч. 3 ст. 84, ч. 4 ст. 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Существуют четыре закрытых способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

Данный перечень приведен в части 1 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Условия проведения

Случаи применения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. Их можно использовать только в следующих случаях:

  • сведения о товарах (работах, услугах), содержащиеся в документации о закупке, составляют государственную тайну;
  • сведения о федеральных нуждах, обеспечиваемых закупками, составляют государственную тайну;*
  • требуется заключить контракт на приобретение услуг по страхованию, транспортировке и охране:
    – ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России;
    – музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (их копий), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, при передаче их заказчиками во временное пользование (владение) (в т. ч. в связи с проведением выставок);
  • требуется заключить контракт на приобретение услуг по уборке помещений или услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Данный перечень приведен в части 2 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне необходимо руководствоваться положениями Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 210.

Подробный перечень сведений, составляющих государственную тайну, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями распоряжаться этими сведениями, установлены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.

Согласование закупок

Применение закрытых способов определения поставщика необходимо согласовать с уполномоченным федеральным органом* (ч. 3 ст. 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, Правительство РФ уполномочило Рособоронзаказ согласовывать закупки товаров (работ, услуг) для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 3 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Проведение закрытых закупок в остальных случаях требует согласования с ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минэкономразвития России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Поэтому Порядок согласования закрытых процедур определен приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

Для согласования проведения закрытого конкурса или аукциона направьте обращение об этом в Рособоронзаказ либо ФАС России исходя из предмета закупки и компетенции ведомства* (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537). Содержание обращения в эти ведомства определено пунктом 4 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

В обращении приведите:*

  • описание предмета закупки, включая количество товара (работ, услуг);
  • начальную цену контракта, источник финансирования;
  • обоснование того, что сведения о предмете закупок, содержащиеся в документации о закупках, или сведения о федеральных нуждах составляют государственную тайну (в случае согласования с Рособоронзаказом). Обоснование сделайте с указанием конкретных пунктов (положений) Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203;
  • обоснование контракта на приобретение услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов, музейных предметов и музейных коллекций, обоснование закупок по обеспечению деятельности судей и судебных приставов, требующих согласования ФАС России;
  • перечень и обоснование количества лиц, приглашаемых к участию в закрытых закупках;
  • сведения о лицензиях на поставку товаров (работ, услуг), если для поставки предмета закупки требуется лицензия.*

К обращению приложите:

  • доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика (уполномоченного органа или учреждения). Это может быть приказ или копия приказа о назначении на должность;
  • дополнительные документы, которые могут иметь значение для рассмотрения обращения.

Такие правила предусмотрены частью 3 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пунктами 4, 9 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

13.05.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль