Расчет отпускных сотрудникам, командированым в военкомат для участи в комиссии

633

Вопрос

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения ежегодно командирует своих специалистов в военкомат для участия в комиссии. За время нахождения в военкомате им начисляется заработная плата за фактически отработанное время исходя из среднедневного заработка (согласно постановлению 922), которая компенсируется за счет средств федерального бюджета. То есть фактически получается что к моменту отпуска у сотрудника нет фактически отработанного в учреждении времени (и соответственно зарплаты), весь период до отпуска он находился в военкомате участвуя в мед. комиссии. За этот период средний заработок мы выплачивали за счет средств ОМС и военкомат их компенсировал. За счет какого источника выплачивать суммы отпускных работнику учреждения, если он фактически не получал зарплату за счет средств ОМС, так как средний заработок компенсировал военкомат?

Ответ

Отпускные медицинскому сотруднику, принятому на работу для участия в деятельности по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС и принимавшему участие в медицинском освидетельствовании граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, весь период до начисления отпускных  и получающим средний заработок который в последствии компенсировал Военкомат (Это определено подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ №704) учреждение вправе выплачивать за счет средств ОМС. Фактически если сотрудник имеет необходимый стаж работы, дающий право на отпуск (статья 121 ТК РФ), то администрация учреждения обязана его предоставить и выплатить ему отпускные. Факт того что весь период до начала отпуска он принимал  участие в медицинском освидетельствовании граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу и получал средний заработок который в последствии компенсировал Военкомат не является основанием, что бы не выплачивать отпускные. А так как сотрудник принятому на работу для участия в деятельности по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС, следовательно, за счет средств ОМС и нужно выплачивать отпускные. Кроме то, средний заработок который сотрудник получал за время участия в медицинском освидетельствовании граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, который в последствии компенсировал Военкомат при расчета отпускных не будет учитываться.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы

1. Статья: Когда использование целевых средств не по назначению признают допустимым

Несмотря на то что сохранение среднего заработка за медработниками, проводившими медосмотр призывников, предусмотрено законодательно, система фактической выплаты этих сумм неурегулирована. Как правило, бюджет возмещает уже выплаченные суммы, а какие источники можно использовать при этом? Ответ – в постановлении ФАС Поволжского округа от 17 сентября 2013 г. № А55-31800/2012 .*

Суть спора

Из-за задержки финансирования обязательств военным комиссариатом медицинское учреждение (городская поликлиника) использовало средства обязательного медстрахования на оплату труда медицинскому персоналу, проводившему медицинское освидетельствование призывников. Правда, как только деньги от комиссариата были получены, денежные средства ОМС были восстановлены и израсходованы в дальнейшем на цели, предусмотренные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи.

Однако контролеры ТФОМС вынесли предписание главврачу городской поликлиники об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению. Помимо этого, учреждению было предписано в течение 10 рабочих дней вернуть в территориальный фонд использованные не по целевому назначению средства, а также уплатить штрафы.*

Решение суда

Суд в данном споре встал на сторону медицинского учреждения. Давайте рассмотрим подробности разбирательства.

Часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» устанавливает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда средств обязательного медицинского страхования, использованных медицинской организацией не по целевому назначению, является соответствующее требование территориального фонда.

При этом Закон обОМС не устанавливает форму такого требования.

Приказом ФФОМС от16 апреля 2012г. №73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медстрахования медицинскими организациями. Им предусмотрено включение в акт проверки обобщенной информации о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС с требованием вернуть эти средства и уплатить штраф. То есть акт проверки – это только основание для возврата использованных не по целевому назначению средств. А вот сам возврат производится на основании требования территориального фонда, которое может быть вынесено в форме предписания, что в данном случае и было сделано.

Однако нецелевое расходование бюджетных средств предполагает, что установлен факт, когда получатель таких средств исполнил денежные обязательства перед юридическими или физическими лицами, возникшие из гражданско-правовой сделки либо в силу закона, за счет целевых средств бюджета либо внебюджетного фонда.

Врачи-специалисты и средний медицинский персонал, принимавшие участие в медицинском освидетельствовании граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, имеют право на компенсацию среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда). Это определено подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от1 декабря 2004г. №704 ).

Выплата такой компенсации в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса РФ производится за счет средств работодателя. Впоследствии затраты медицинского учреждения на выплату данных сумм возмещаются.

Однако действующее законодательство не определяет конкретный источник, за счет которого нужно непосредственно выплатить человеку рассматриваемые суммы (до момента возмещения таких расходов из федерального бюджета).

Поэтому арбитры указали, что выплата денежной компенсации за счет средств фонда обязательного медицинского страхования с последующим восстановлением израсходованных средств на счете ОМС не может быть квалифицирована как нецелевое расходование средств внебюджетного фонда. В противном случае учреждение было бы наказано за то, что оно исполнило требования трудового законодательства и из-за несвоевременного финансирования допустило нецелевое использование средств по формальным основаниям. А это недопустимо. Контролеры должны оценивать реальные факты.

Делаем выводы: до возмещения из бюджета средств на выплату среднего заработка персоналу, занятому в освидетельствовании призывников, учреждение может воспользоваться целевыми средствами. Главное, впоследствии их восстановить, чтобы не допустить фактического нецелевого расходования средств.*

А.Н. Симонова, аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» №11, ноябрь 2013

2. Рекомендация: Кому полагается ежегодный оплачиваемый отпуск

Виды отпусков

Ежегодные оплачиваемые отпуска бывают двух видов:

Кому предоставляются отпуска

Ежегодные отпуска предоставляйте всем сотрудникам, которые работают в организации по трудовому договору, в том числе:

Администрация организации вправе предоставить сотруднику отпуск авансом в любое время. Обязанность же предоставить отпуск возникает, только если у сотрудника есть необходимый стаж, дающий право на отпуск (ст. 121 ТК РФ).*

<…>

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Ситуация: Как бюджетному (автономному) учреждению рассчитать отпускные сотруднику и распределить их по видам финансового обеспечения. Часть расчетного периода сотрудник получал зарплату за счет двух источников (субсидии на госзадания и деятельность, приносящая доход). Часть – только за счет средств от деятельности, приносящей доход. На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках деятельности, приносящей доход

Бюджетное (автономное) учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплатить отпускные сотруднику. Объясняется это так.

В настоящее время финансовое обеспечение бюджетных (автономных) учреждений осуществляется путем выделения им субсидий на выполнение госзадания* (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения) (письмо Минфина России от 29 октября 2012 г. № 02-13-06/4517, совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545). Из этого следует, что учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплатить отпускные сотруднику в указанной ситуации (за счет средств от деятельности, приносящей доход, или за счет субсидии на выполнение госзадания).*

Внимание: при выборе источника выплаты отпускных в рассматриваемой ситуации оцените, не приведет ли это к нарушениям.*

При этом следует учитывать, что при расчете среднего заработка учитывается вся зарплата сотрудника независимо от источников выплаты (ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922).

Ранее при возникновении аналогичного вопроса у учреждений, финансирование которых осуществлялось в соответствии с бюджетной сметой, отпускные необходимо было выплатить:

  • за счет средств от деятельности, приносящей доход, – если сотрудник на момент ухода в отпуск занят только в рамках деятельности, приносящей доход;
  • отдельно за счет средств бюджетной и приносящей доход деятельности – если сотрудник на момент ухода в отпуск занят только в рамках бюджетной деятельности.*

Объяснялось это тем, что учреждение должно обеспечить целевое использование бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

<…>

Из рекомендации «В каком порядке рассчитать отпускные»

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

4. Рекомендация: Как определить заработок за расчетный период при расчете отпускных

Общий заработок

После определения расчетного периода нужно вычислить средний заработок для оплаты отпускных (ст. 114 ТК РФ). Для этого сначала определите заработок сотрудника за расчетный период, а затем – средний дневной заработок для расчета отпускных.*

<…>

Выплаты, исключаемые из расчета

При определении заработка сотрудника за расчетный период не учитывайте суммы, начисленные за период, когда:

  • за сотрудником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством* (например, во время командировки (ст. 167 ТК РФ) или оплачиваемого отпуска (ст. 114 ТК РФ)). Исключение из этого правила составляют суммы, начисленные за время перерывов для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ), – такие выплаты учитываются при расчете среднего заработка;

<…>

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

12.05.2014г.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС  «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль