Заключение договора аренды автомобиля с сотрудником учреждения

596

Вопрос

Муниципальное бюджетное учреждение. Предприятие в работе использует бюджетных план счетов. Предприятие арендует автомобиль у своего директора. Сформированный план финансово-хозяйственной деятельности – он единый- включает в себя доходы от предпринимательской деятельности и субсидии финансируемые за счет бюджета соответствующего уровня системы. Предприятие арендует автомобиль в 2012, 2013 году, в 2014 году. В аренду транспорта входит покрытие всех расходов на бензин, полный ремонт машины, плюс сама аренда лицу кому принадлежит авто. Расходы покрываются за счет доходов по предпринимательской деятельности. Но по своей сути это учреждение бюджетное и любые доходы можно признать бюджетными. Необходимо было руководствоваться действиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в 2012, 2013гг и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? есть ограничения по суммам выплачиваем за аренду имущества в бюджетных учреждениях, а также по компенсации бензина, ремонту машины? Данная сделка будет взаимозависимой между руководителем и бюджетным учреждением. Может быть учреждение оштрафовано по каким либо причинам в нашей ситуации? Можно арендовать бюджетному учреждению автомобиль у своего сотрудника?

Ответ

Законодательством не предусмотрено никаких ограничений для бюджетных учреждений на заключение договора аренды автомобиля с сотрудником. При этом до 1 января 2014 года при заключении данных договоров учреждение не должно было соблюдать требования Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. После вступления в силу Закона от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ ситуация изменилась. Учреждение в части приносящей доход деятельности вправе не применять Закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ, а вести закупочную деятельность в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Для этого следовало разместить на официальном сайте положение о закупке. Если в Вашем учреждении данное положение разработано, утверждено и размещено, то заключайте договор аренды с сотрудником в порядке, предусмотренном данным положением. Если же учреждение применяет только Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (как в части деятельности на госзадании, так и по приносящей доход деятельности), то теперь при заключение договоров следует соблюдать требования данного закона. В этом случае при заключении в 2014 году договора с сотрудником (то есть по факту с единственным поставщиком) необходимо обосновать в документально оформленном отчете невозможность (нецелесообразность) использования иных методов закупки, цену и иные существенные условия. В этом случае у проверяющих не будет оснований  для предъявления претензий.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Обязан ли заказчик соблюдать требование Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ при заключении договора аренды (в качестве арендатора)

Нет, не обязан.

Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд или нужд бюджетных учреждений (с целью заключения госконтракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения или иного договора) (ст. 5, 9 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ). То есть данный закон распространяется на заключение следующих видов договоров:

Вместе с тем, договор аренды предусматривает передачу имущества за плату во временное владение и пользование (временное пользование) (ст. 606 ГК РФ). Такой договор нельзя отнести ни к договорам, направленным на отчуждение товара (поставку), ни к договорам, направленным на выполнение работ. Кроме того, согласно положениям гражданского законодательства такие договоры обособлены от группы договоров возмездного оказания услуг, так как результат выполнения договора возмездного оказания услуг представляет собой деятельность или действия, а не имущество (вещи).

Таким образом, в связи с тем, что в Законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ аренда как вид обязательства не выделена в отдельную категорию потребностей, при заключении договора аренды учреждение-арендатор не обязано соблюдать требования этого Закона.*

Аналогичная позиция изложена в письмах Минэкономразвития России от 25 ноября 2011 г. № Д28-615, от 1 августа 2011 г. № Д28-186, от 1 октября 2009 г. № Д22-893, от 2 октября 2007 г. № 14902-АП/Д04.

Разделяют эту позицию и некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 3 февраля 2012 г. № Ф03-6923/2011, Поволжского округа от 17 февраля 2011 г. № А49-4780/2010, от 18 января 2010 г. № А72-4998/2009, Московского округа от 28 января 2010 г. № КГ-А40/13315-09, Северо-Кавказского округа от 12 марта 2010 г. № А15-1335/2009).

Однако существует арбитражная практика, которая предусматривает необходимость соблюдения требований Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ при заключении договора аренды (см., например, решение ВАС РФ от 25 апреля 2011 г. № ВАС-2237/11, определение ВАС РФ от 14 февраля 2011 г. № ВАС-1236/11, постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 сентября 2010 г. № Ф03-5866/2010). Следует отметить, что ВАС РФ в решении от 25 апреля 2011 г. № ВАС-2237/11 указал на то, что договоры по предоставлению в аренду движимого имущества являются предметом регулирования Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ при наличии следующих условий:

  • договор заключается в интересах России (субъекта РФ, муниципального образования);
  • целью заключения договора выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд;
  • оплата договора осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Такое же мнение приведено в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 марта 2011 г.

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

С 1 января 2014 года начинает действовать контрактная система в сфере закупок. Поэтому все заказчики при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны выполнять новые правила, установленные Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: закупки, извещения о которых были опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 1 января 2014 года, проводите в порядке, установленном Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Такие разъяснения приведены в совместном письме Минэкономразвития России от 27 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 30 декабря 2013 г. № АД/53811/13.

Закон о контрактной системе также обязаны применять бюджетные и автономные учреждения с учетом особенностей, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контрактная система распространяется также на сделки с недвижимостью и аренду имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

<…>

Особенности для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения должны проводить закупки в общем порядке, установленном для заказчиков (т. е. в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ содержит положения, которые регулируют деятельность государственных и муниципальных заказчиков, но неприменимы к бюджетным учреждениям.

При соблюдении определенных условий бюджетные учреждения могут проводить закупки по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Сделать это можно только при закупках:

  • за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
  • в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;
  • за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением грантов, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России (письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045).

Для того чтобы воспользоваться своим правом, учреждению нужно разработать положение о закупке, утвердить его у учредителя и разместить до начала года на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с разработанным положением или в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ нельзя изменить в текущем году.*

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1, пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

<…>

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:*

  • при закупке товара (работы, услуги), который относятся к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом такие закупки не должны превышать 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 50 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212, 213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях;*
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). О том, как рассчитывать совокупный объем закупок без плана-графика, см. выше;

<…>

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Для этого составьте отчет. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

30.04.2014г.

С уважением,

Наталья Шпичка, эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль