Порядок учета и налогообложения доходов от оказания платных услуг казеными учреждениями

1003

Вопрос

Казенное учреждение (школа) оказывает платные услуги по питанию обучающихся и по предоставлению в аренду муниципального имущества. Данные услуги не являются муниципальными услугами. Учреждение не является администратором доходов, средства от оказания данных услуг поступают на расчетные счета ГРБС. Доходы от оказания данных услуг не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и в отчете о финансовых результатах деятельности учреждения. 1. Просим разъяснить порядок учета доходов от оказания платных услуг, порядок отражения доходов в отчетности у учреждения и у ГРБС. 2. Просим разъяснить: Учреждение или ГРБС в данной ситуации является плате льщиком НДС и налога на прибыль

Ответ

Порядок отражения в бюджетном учете ПБС доходов от оказания платных услуг приведен в ситуации 1.

 

Казенное учреждение, которое оказывает платные услуги, является плательщиком налога на прибыль. Для этих целей ему должны быть выделены дополнительные объемы ЛБО.

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, осуществляемые казенными учреждениями, облагаются НДС в общем порядке (письма Минфина России от 17 февраля 2012 г. № 03-07-11/49, от 29 декабря 2011 г. № 03-07-10/19).

Подробнее о нюансах налогообложения доходов казенного учреждения - в статье 3.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»


1. Ситуация: как казенному учреждению отразить в бюджетном учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом средства, полученные от этой деятельности, в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета.

Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ,пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Плата за оказанные услуги (выполненные работы) может поступить от контрагента одним из двух способов.

1. Контрагент самостоятельно перечисляет плату в доход бюджета. Для этого сообщите ему необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).*

2. Контрагент вносит плату в кассу учреждения. В этом случае полученные средства учреждение перечисляет в доход бюджета самостоятельно, на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001). Порядок его заполнения установлен пунктом 2.5 Положения Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 173н, 298-П. Кроме того, особенности заполнения объявления приведены в письме от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366. В частности, в объявлении нужно указать:

  • в поле «Получатель» – полное или сокращенное наименование органа Казначейства России, в скобках – полное или сокращенное наименование администратора доходов бюджета, а также номер лицевого счета, на который вносятся деньги;
  • в поле «ИНН», «КПП» – соответственно, коды ИНН, КПП администратора доходов;
  • в поле «Источник поступления» – наименование вида средств: средства от приносящей доход деятельности. А также источник поступления наличных денег (в соответствии с символами отчета по форме № 0409202) и код классификации доходов бюджета.

Код классификации доходов бюджета, который нужно указать при перечислении платы в доход бюджета, зависит от вида предоставляемых услуг (выполняемых работ):

  • если учреждение перечисляет в доход бюджета арендную плату, укажите код 000 1 11 05030 00 0000 120* «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)». Детализация данного кода зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального имущества, имущества субъекта РФ и т. д.;
  • если учреждение оказывает иные платные услуги, укажите код 000 1 13 01000 00 0000 130* «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение, и вида выполняемых работ (оказываемых услуг).

При этом на месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора доходов бюджета, на месте 14–17-го разрядов код подвида доходов.

Порядок отражения в учете операций по перечислению средств от оказания платных услуг в доход бюджета зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.

За казенным учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета*

Обязательство по перечислению средств в доход бюджета отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.21.560 (КДБ.1.205.31.560) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги (выполненные работы).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, сделайте проводку:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).*

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.210.03.560 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.210.03.660
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

За казенным учреждением закреплены отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Доход от оказания платных услуг (работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Казенному учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета*

Доход от оказания платных услуг (выполняемых работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (выполняемых работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте запись:

Дебет КДБ.1.210.02.130 (КДБ.1.210.02.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– зачислен доход от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.*

<…>

Следует отметить, что для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов, порядок отражения в бюджетном учете вышеперечисленных операций Инструкцией № 162н (приложением 1 к Инструкции № 162н) не определен. Кроме того, в приложении 1 к Инструкции № 162н отсутствуют корреспонденции счетов: Дебет 205.00 Кредит 303.05; Дебет 303.05 Кредит 210.03; Дебет 303.05 Кредит 201.34; Дебет 210.02 Кредит 210.03. В связи с этим согласуйте приведенные проводки:

Такой порядок установлен пунктами 2, 49, 78, 91, 92, 104, 109 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.34, 205.00, 210.02, 210.03, 303.05, 304.04, 401.10).

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Ситуация: Нужно ли казенному учреждению при расчете налога на прибыль включить в доходы поступления от оказания платных услуг(выполнения работ)

Ответ на этот вопрос зависит от того, относятся платные услуги (работы) к государственным или муниципальным услугам(работам), к исполнению государственных или муниципальных функций или нет.*

Все казенные учреждения средства от оказания платных услуг (выполнения работ) в полном объеме перечисляют в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Однако данные нормы регламентируют особенности учета поступлений в доходах бюджета, а не порядок их налогообложения (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21).

В целях налогообложения прибыли в налогооблагаемую базу не включайте средства, полученные казенным учреждением от оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ, исполнения государственных и муниципальных функций). Такие доходы включены в закрытый перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Под государственными (муниципальными) услугами и работами понимаются услуги (работы), которые оказывают:

  • органы государственной власти или местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения в рамках определенных для них заданий и согласно установленному перечнюуслуг.

Об этом сказано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, пунктах 1–2 статьи 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

Перечень услуг, которые подлежат включению в реестр государственных (муниципальных) услуг, установлен распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р. Кроме того, государственные (муниципальные) услуги, работы и функции представлены на едином справочно-информационном портале «Государственные услуги» (www.gosuslugi.ru).

При этом может возникнуть ситуация, когда услуги (работы) не включены в перечень госуслуг, но напрямую связаны с исполнением полномочий (функций) госорганов. В этом случае услуги (работы) могут быть отнесены к выполнению иных государственных функций.

Доходы от оказания таких услуг (выполнения работ) при расчете налога на прибыль также не учитывайте. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13995.

Доходы, полученные от оказания других платных услуг или работ на договорной основе (которые не относятся к вышеуказанным), нужно включить в базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). Например, сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается госуслугой, а является деятельностью, приносящей доход, и подлежит обложению налогом на прибыль в общем порядке.* Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534, от 27 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18915, от 1 августа 2011 г. № 03-03-06/4/84 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15432, от 30 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8539.

Следует отметить, что по ситуации, когда услуга или работа не включена в реестр государственных (муниципальных) услуг, есть другое мнение. Так, специалисты департамента бюджетной политики и методологии Минфина России считают, что не нужно включать в базу по налогу на прибыль доходы от выполнения работ и оказания услуг, если они получены в рамках деятельности, определенной уставом (письмо Минфина России от 20 декабря 2013 г. № 02-01-011/56274). Но если вы решите придерживаться этой позиции, то не исключено, что такую точку зрения придется отстаивать в суде. Связано это с тем, что она противоречитпозиции департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и ФНС России.

Внимание: не является госуслугой и не может рассматриваться в качестве другой государственной (муниципальной) функции реализация произведенной казенным учреждением продукции. Поэтому доходы от ее продажи подлежат налогообложению в общем порядке.

Из рекомендации «Какие доходы от реализации учитываются при расчете налога на прибыль»

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Статья: Нюансы уплаты НДС и налога на прибыль казенными учреждениями

Чиновники обращают внимание на такой момент: норма Налогового кодекса РФ, которая предусматривает, что выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями не облагаются НДС, действует только при соблюдении ряда условий. Перед составлением отчетности за полугодие напомним правила налогообложения доходов таких учреждений.

Использование внебюджетных средств

В соответствии с нормами Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ источником финансирования всех расходов казенных учреждений является соответствующий бюджет.

Поэтому для казенных учреждений, уставом которых предусмотрено право оказывать услуги (выполнять работы) на платной основе, главным распорядителем средств бюджета должны быть утверждены лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансового обеспечения осуществления внебюджетной деятельности (письмо Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736). То есть должны быть предусмотрены соответствующие расходы.*

В частности, это расходы:

  • на выплату вознаграждения сотрудникам, участвующим во внебюджетной деятельности, а также на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • на оплату стоимости материалов (работ, услуг), используемых в указанной деятельности;
  • на уплату НДС и налога на прибыль с поступлений от приносящей доход деятельности в части сумм, подлежащих налогообложению.*

Если доходы от оказания платных услуг (выполнения работ) существенно превысят запланированную величину, соответственно увеличится и размер обязательств учреждения, связанных с ведением внебюджетной деятельности. В этом случае сверх объемов, утвержденных Законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств.

Разъяснения даны в письме Минфина России от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016.

В свою очередь в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, доходы казенных учреждений, полученные от ведения иной приносящей доход деятельности, а также от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с зачислением на соответствующие счета бюджетов. Это означает, что внебюджетные доходы в полном объеме должны быть учтены в доходах бюджетов. А как же быть с уплатой налогов?*

Давайте разбираться.

Налог на добавленную стоимость*

В отношении обложения НДС доходов казенных учреждений Налоговый кодекс РФ предусматривает следующее:

  • не признаются объектом налогообложения выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ);*
  • освобождаются от налогообложения операции по внутрисистемной реализации (передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

На этот момент обращено внимание в письмах Минфина России от 28 марта 2012 г. № 03-07-11/89, от 28 апреля 2012 г. № 03-07-07/48.

При реализации имущества следует учесть нормы статьи 161 Налогового кодекса РФ, согласно им доходы казенных учреждений, полученные от реализации иного имущества, находящегося в государственной собственности, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.* Данный налог следует уплачивать за счет выделенных ассигнований (в пределах лимитов бюджетных обязательств), доведенных учреждению как получателю бюджетных средств в 2012 году.

Расходы на уплату налога следует отразить по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел VУказаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н).

Получается, что операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, осуществляемые казенными учреждениями, облагаются НДС в общем порядке (письма Минфина России от 17 февраля 2012 г. № 03-07-11/49, от 29 декабря 2011 г. № 03-07-10/19).

А вот при сдаче имущества в аренду объекта обложения НДС не возникает. С этим согласны как финансисты, так и налоговики. Подтверждением тому служат письма Минфина России от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86, ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836@.*

Налог на прибыль

В соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ доходы от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.*

Следует учесть, что в соответствии с Законом № 83-ФЗ органами исполнительной власти формируются перечни государственных (муниципальных) услуг, которые оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.

Не учитываются при исчислении налога на прибыль доходы (расходы) казенных учреждений по приносящей доход деятельности в отношении госуслуг (работ), одновременно предусмотренных учредительными документами и перечнем, утвержденным соответствующим министерством.

Прочие доходы и соответствующие им расходы формируют налоговую базу по налогу на прибыль в общем порядке (письма Минфина России от 16 марта 2012 г. № 03-07-15/26, ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15432@).*

Одновременно в соответствии с пунктом 48.11 статьи 270 Налогового кодекса РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Важно запомнить

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Однако при реализации товаров НДС надо начислить.*

И.В. Ченина, аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 7, ИЮЛЬ 2012


* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

1.Порядок учета доходов от платных услуг

2. Учет расчетов по доходам

3. Какие формы нужно сдавать в составе бюджетной отчетности

05.05.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль