Отражение в учете взаимозачета

1185

Вопрос

Подскажите бухгалтерские проводки (бюджетное учреждение) для отражения взаимных расчетов по предъявленной арендной плате(доход) и оплате оказанных услуг(расход). Взаимзачет

Ответ

В данном случае бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться ст. 410 ГК РФ, согласно которой обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

 

Проводки по осуществлению зачета взаимных требований

Дебет 0.205.21.560 Кредит 0.401.10.120

- Начислены доходы от сдачи имущества в аренду;

Дебет 0.401.20.225(226) Кредит 0.302.25.730(2.302.26.730…)
– принято к учету обязательство в сумме оказанных услуг исполнителем;

Дебет 0.302.00. 830 Кредит 0.302.00.730

– перечислена за услуги за минусом аренды

Дебет 0.302.25.830(2.302.26.730…) Кредит 0.205.21.660
– произведен зачет взаимных требований

Так же можно отразить через счет 304.06.

Дебет 2.401.20 Кредит 2.302. - услуги

Дебет 2.205  Кредит 2.401.10 - аренда

Дебет 2.302 Кредит 2.201 – перечислена плата за минусом аренды

Дебет 2.304.06 Кредит 2.205 - отражен доход от взыскания с поставщика суммы неустойки путем зачета встречных требований;

Дебет 2.302.34  Кредит 2.304.06 - отражено прекращение встречных требований зачетом.

Порядок отражения следует согласовать с вышестоящей организацией.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .

1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет

Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами?

Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни статья 411 ГК РФ, ни статья 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.

Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 12, Декабрь 2013

2. Статья 411 Гражданского кодекса Российской Федерации. Случаи недопустимости зачета

<…>

«Не допускается зачет требований:

если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;

о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

о взыскании алиментов;

о пожизненном содержании;

в иных случаях, предусмотренных законом или договором.»

3. Статья: Если учреждение сдает площади в аренду

* Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 7 мая 2013 г. № 08-0421-ВБ .

Правовые основы для сдачи площади в аренду

Бюджетное учреждение может сдавать имущество в аренду на основании статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях».

Однако следует учесть, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Бюджетные учреждения чаще всего сдают в аренду часть имущества (здания, помещения). При заключении договора аренды им необходимо руководствоваться главой 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ.

Позиция судей

Вопросы сдачи имущества в аренду вызывают немало арбитражных споров, поэтому в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению выпущено постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 .

Изменения и дополнения в постановление № 73 , касающиеся арендных взаимоотношений государственных (муниципальных) учреждений, внесены постановлением Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 13 .

Судам следует иметь в виду, что положения статьи 606 Гражданского кодекса РФ не ограничивают право сторон заключить договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть ( п. 9 постановления № 73 ). Но важно учитывать, что если по договору аренды, заключенному на срок один год и более, допускается пользование частью имущества, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ оно подлежит госрегистрации. При этом данное имущество должно быть поставлено на кадастровый учет.

Кадастровый учет частей здания

По вопросам кадастрового учета можно обратиться к письму ФГБУ «ФКП Росреестра» от 7 мая 2013 г. № 08-0421-ВБ . Так, если сдаваемую в аренду неизолированную часть помещения можно идентифицировать в качестве объекта недвижимости, то есть индивидуально-определенной вещи, предназначенной для самостоятельного использования в определенных целях, орган кадастрового учета принимает решение о постановке на государственный кадастровый учет такого объекта недвижимости.

Согласно приложениям № 1 и № 2 к приказу Минюста России от 18 февраля 2008 г. № 32 , в графах 1.9 «Примечание» кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, 1.10 «Примечание» кадастрового паспорта помещения указывается иная информация, необходимая для целей госрегистрации прав на объект недвижимого имущества. Такая информация не является кадастровыми сведениями в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и может быть использована с целью госрегистрации прав на объект недвижимого имущества.

Отражение расчетов в учете

Для учета расчетов по суммам поступлений от сдачи в аренду имущества бюджетным учреждением применяется счет 2 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности». Это установлено пунктом 199 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н , пунктом 92 Инструкции по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н .

Начисление доходов от сдачи имущества в аренду на основании договора, счета (счета-фактуры), Справки ( ф. 0504833 ) отражается по кредиту счета 2 401 10 120 «Доходы от собственности» и дебету счета 2 205 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности» ( п. 150 Инструкции № 174н ). › |

› | Доходы бюджетного учреждения от сдачи в аренду части помещения в вестибюле административного здания под размещение банкомата относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ ( Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н ).

Поступление на лицевой счет бюджетного учреждения платы за аренду помещения оформляется записью по дебету счета 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 2 205 21 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности» (п. 72 , 94 Инструкции № 174н).

Одновременно на поступившую сумму делается запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» ( п. 365 Инструкции № 157н ).

Аналитический учет расчетов по доходам от собственности ведется в Карточке учета средств и расчетов ( ф. 0504051 ) либо в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам ( ф. 0504071 ) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) ( п. 200 Инструкции № 157н ).

Санкционирование расходов

Также предусмотрено ведение счетов санкционирования расходов экономического субъекта. Они предназначены для учета показателей сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год ( п. 308 Инструкции № 157н , п. 161 Инструкции № 174н ). При этом необходимо использовать счета:

  • 0 500 10 000 «Санкционирование по текущему финансовому году»;
  • 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения»;
  • 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;
  • 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».

Операции по отражению утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам от собственности и их изменений оформляются по кредиту счета 2 504 10 120 «Сметные (плановые) назначения по доходам от собственности» в корреспонденции с соответствующим аналитическим счетом счета 2 507 10 120 «Утвержденный объем финансового обеспечения по доходам от собственности» ( п. 177 Инструкции № 174н ).

Аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» ведется учреждением в Журнале по операциям санкционирования по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учреждения. При получении финансового обеспечения операции отражаются по счету 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» согласно пункту 180 Инструкции № 174н.

Налогообложение сумм

Сдача в аренду бюджетным учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, облагается налогом на добавленную стоимость как операция по реализации услуг ( подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ ). При этом плательщиком налога является учреждение, сдающее такое имущество в аренду ( письмо Минфина России от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87 ).

Начисление НДС при передаче части имущества в аренду отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по дебету счета 2 401 10 120 и кредиту счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» (п. 131 , 151 Инструкции № 174н). › |

› | Доходы (за вычетом НДС) от сдачи в аренду имущества облагаются налогом на прибыль и учитываются в составе внереализационных доходов на основании пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример

Бюджетное учреждение в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности запланировало на текущий финансовый год доход 1 416 000 руб. от сдачи части имущества в аренду согласно заключенному договору.

В течение первого полугодия 2013 года было получено 708 000 руб. (118 000 руб. × 6 мес.) ежемесячными платежами (включая НДС).

В учете учреждения составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В январе:

Приняты к учету показатели плана ФХД на текущий финансовый год по доходам от собственности

2 507 10 120
«Утвержденный объем доходов от собственности текущего финансового года»

2 504 10 120
«Сметные (плановые) назначения текущего финансового года по доходам от собственности»

1 416 000 (118 000 руб. × 12 мес.)

Ежемесячно (январь–июнь):

Начислены доходы от сдачи имущества в аренду

2 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

2 401 10 120
«Доходы от собственности»

118 000

Начислен НДС с суммы арендной платы

2 401 10 120
«Доходы от собственности»

2 30304 730
«Увеличение кредиторской задолженности по НДС»

18 000

Поступила на лицевой счет арендная плата*

2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

2 205 21 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

118 000

Отражены операции на счетах санкционирования экономического субъекта

2 508 10 120
«Получено доходов от собственности текущего финансового года»

2 507 10 120
«Утвержденный объем доходов от собственности текущего финансового года»

118 000

       

В заключение отметим следующий важный момент. В письме Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31 сказано, что уплата бюджетным учреждением НДС и налога на прибыль с доходов, полученных в том числе от сдачи в аренду имущества, отражается по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

Несмотря на то что данное письмо основано на не действующих в 2013 году Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н , территориальные органы Федерального казначейства продолжают им руководствоваться.

Важно запомнить
Плательщиком НДС является учреждение, которое сдает в аренду закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 8, Август 2013

4. Рекомендация: Вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.

В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть установлено условие об уменьшении размера вознаграждения на сумму неустойки. В этом случае при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки (штрафа, пеней), основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг) или другом документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525, ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки (штрафа, пеней) по контракту признается собственным доходом учреждения и подлежит отражению как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, подлежащему исполнению за счет средств субсидий на госзадание, целевых субсидий). Объясняется это тем, что бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени и являются получателями санкций, возникших в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178, от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 20, 30).

При оплате контракта, заключенного в рамках целевых субсидий (КФО 5, 6) за минусом неустойки (штрафа, пени), сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31). Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 20, 30). Для этого направьте в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход (ф. 0531801).

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Следует отметить, что ранее (в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 02-13-06/5292) ведомство высказывало иное мнение. Сумма неустойки (штрафа, пеней), оставшаяся на отдельном лицевом счете учреждения, подлежит перечислению в бюджет. Исключение было сделано только для случая, когда учредителем принято решение о наличии потребности в указанных средствах. В этом случае сумма неустойки должна быть израсходована на те же цели, на которые выделена целевая субсидия в соответствии с соглашением о предоставлении целевой субсидии. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства учреждения вправе руководствоваться ими.

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).201.11.610
– отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки (штрафа, пени));

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).304.06.730
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа);

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.41.660
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа).

При перечислении суммы неустойки (штрафа, пени) на лицевой счет для учета операций со средствами бюджетного учреждения сделайте проводки (на основании справки (ф. 0504833)):

Дебет 5(6).304.06.830 Кредит 5(6).201.11.610
– отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета;

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– отражено поступление суммы неустойки на счет для учета операций со средствами учреждений;

Дебет 17 (код КОСГУ)
– отражено поступление средств на счет учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 146–147 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 304.06, забалансовые счета 17, 18) и разъяснен в письмах Минфина России от 23 января 2014 г. № 02-06-07/2378, от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

26.04.2014г.

С уважением,

Евгения Шерченкова

эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Наталией Зориной

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль