Сдача в аренду нежилых помещений казенным учреждением

1775

Вопрос

Тема: Сдача в аренду нежилых помещений, если арендодатель- казенное учреждение. Казенное учреждение сдает в аренду имущество -нежилые помещения. Данные объекты недвижимости находятся у учреждения в оперативном управлении. Договор заключен между двумя сторонами: казенным учреждением и арендатором. В договоре реквизиты для перечисления за аренду и ком. услуги указаны ГРБС. Вопросы: 1. Правом получение арендных/коммунальных платежей обладает само казенное учреждение? 2. Предпринимательская деятельность или доход бюджета? 3. Коммунальные услуги начисление по сч. 205.21. или 205.31. (КОСГУ 130)? 4. У одного из сдаваемых в аренду зданий есть остаточная стоимость, возникает вопрос о налогах. Согласно договора, арендатор обязуется компенсировать затраты по уплате платежей за землю и налога на имущество организаций, исчисленных соразмерно арендуемой площади строения, которые не входят в размер арендной платы. Арендатор занимает не всю площадь здания. Как и кому, арендатору следует перечислять налог на землю и налог на имущество, если в договоре не указаны реквизиты для перечисления налогов.

Ответ

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом средства, полученные от этой деятельности, в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета. Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

 

Если согласно договору аренды, расходы на оплату коммунальных услуг не входят в состав арендной платы, то полученное арендодателем возмещение  расходов по коммунальным услугам учитывается по статье КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)", по счету 1.205.31.000.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, принадлежащих организации на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ). При заключении договора аренды право собственности на часть здания и соответствующую часть земли организации-арендатору не переходит (абз. 1 ст. 606 и п. 1 ст. 650 ГК РФ). Поэтому платить земельный налог и налог на имущество организация-арендатор не должна.

Арендная плата за пользование зданием включает также плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено (или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка), если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 654 ГК РФ). Поэтому, если арендодатель хочет покрыть часть своих расходов по земельному налогу и налогу на имущество, необходимо предусмотреть в договоре аренды такие выплаты. В противном случае требования арендодателя возместить расходы на уплату земельного налога являются неправомерными. Разделом V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н не предусмотрено отражение данных расходов по статьям КОСГУ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как казенному учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход

В отношении федеральных казенных учреждений учредителем может быть принято решение об оказании ими услуг (выполнении работ) на платной основе (с утверждением исчерпывающего перечня видов деятельности). Средства на осуществление такой деятельности доводятся до учреждения главным распорядителем в виде лимитов бюджетных обязательств. Об этом сказано в письме Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

В отношении казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных казенных учреждений) возможность оказания ими услуг (выполнения работ) на платной основе и порядок доведения дополнительного финансирования должны быть установлены на уровне субъекта РФ (муниципального образования) (ст. 8, 9 Бюджетного кодекса РФ).

Средства, полученные от деятельности, приносящей доход, казенные учреждения в полном объеме должны перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).*

Ситуация: как казенному учреждению отразить в бюджетном учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом средства, полученные от этой деятельности, в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета. Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ,пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Плата за оказанные услуги (выполненные работы) может поступить от контрагента одним из двух способов.*

1. Контрагент самостоятельно перечисляет плату в доход бюджета. Для этого сообщите ему необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).

2. Контрагент вносит плату в кассу учреждения. В этом случае полученные средства учреждение перечисляет в доход бюджета самостоятельно, на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001). Порядок его заполнения установлен пунктом 2.5 Положения Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 173н, 298-П. Кроме того, особенности заполнения объявления приведены в письме от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366. В частности, в объявлении нужно указать:

в поле «Получатель» – полное или сокращенное наименование органа Казначейства России, в скобках – полное или сокращенное наименование администратора доходов бюджета, а также номер лицевого счета, на который вносятся деньги;

в поле «ИНН», «КПП» – соответственно, коды ИНН, КПП администратора доходов;

в поле «Источник поступления» – наименование вида средств: средства от приносящей доход деятельности. А также источник поступления наличных денег (в соответствии с символами отчета по форме № 0409202) и код классификации доходов бюджета.

Код классификации доходов бюджета, который нужно указать при перечислении платы в доход бюджета, зависит от вида предоставляемых услуг (выполняемых работ):

если учреждение перечисляет в доход бюджета арендную плату, укажите код 000 1 11 05030 00 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)». Детализация данного кода зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального имущества, имущества субъекта РФ и т. д.;

если учреждение оказывает иные платные услуги, укажите код 000 1 13 01000 00 0000 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение, и вида выполняемых работ (оказываемых услуг).

При этом на месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора доходов бюджета, на месте 14–17-го разрядов код подвида доходов.

Порядок отражения в учете операций по перечислению средств от оказания платных услуг в доход бюджета зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.

За казенным учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета

Обязательство по перечислению средств в доход бюджета отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.21.560 (КДБ.1.205.31.560) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги (выполненные работы).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, сделайте проводку:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.210.03.560 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.210.03.660
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

За казенным учреждением закреплены отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Доход от оказания платных услуг (работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Казенному учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета

Доход от оказания платных услуг (выполняемых работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (выполняемых работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте запись:

Дебет КДБ.1.210.02.130 (КДБ.1.210.02.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– зачислен доход от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.210.03.560 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.210.02.130 (КДБ.1.210.02.120) Кредит КДБ.1.210.03.660
– зачислен доход от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.

Следует отметить, что для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов, порядок отражения в бюджетном учете вышеперечисленных операций Инструкцией № 162н (приложением 1 к Инструкции № 162н) не определен. Кроме того, в приложении 1 к Инструкции № 162н отсутствуют корреспонденции счетов: Дебет 205.00 Кредит 303.05; Дебет 303.05 Кредит 210.03; Дебет 303.05 Кредит 201.34; Дебет 210.02 Кредит 210.03. В связи с этим согласуйте приведенные проводки:

с финансовым органом;

с главным распорядителем бюджетных средств;

с Казначейством России.

Такой порядок установлен пунктами 2, 49, 78, 91, 92, 104, 109 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.34, 205.00, 210.02, 210.03, 303.05, 304.04, 401.10).

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Как платить налог на имущество при аренде

Кто платит налог

Налог на имущество по сданным в аренду основным средствам платит арендодатель (п. 1 ст. 374 НК РФ). Это обусловлено тем, что при передаче имущества в аренду именно ему имущество принадлежит на праве оперативного управления (ст. 608, 296ГК РФ). Арендодатель продолжает учитывать сданные в аренду основные средства на своем балансе на счете 0.101.00.000«Основные средства» (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Учреждение-арендатор отражает основные средства, полученные в аренду, за балансом, на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому у него такие активы в состав объектов обложения налогом на имущество не включаются (п. 1 ст. 374 НК РФ).*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Кто должен платить земельный налог

Налогоплательщики

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4. Рекомендация: Должна ли организация, арендующая часть здания, платить земельный налог

Нет, не должна.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, принадлежащих организации на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ). При заключении договора аренды право собственности на часть здания и соответствующую часть земли организации не переходит (абз. 1 ст. 606 и п. 1 ст. 650 ГК РФ). Поэтому платить земельный налог организация не должна.

Арендная плата за пользование зданием включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено (или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка), если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 654 ГК РФ). Поэтому, если арендодатель хочет покрыть часть своих расходов по земельному налогу, необходимо предусмотреть в договоре аренды такие выплаты. В противном случае требования арендодателя возместить расходы на уплату земельного налога являются неправомерными.

Из рекомендации «Как арендатору отразить при налогообложении получение имущества по договору аренды. Организация применяет специальный режим налогообложения»*

Олег  Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

5. Статья: Доходы учреждения

Доходы учреждения учитываются по методу начисления. Дата признания устанавливается по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу. Оценка доходов учреждения производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре. Аналитический счет учета доходов казенного учреждения определяют в соответствии с применяемым кодом классификации операций сектора государственного управления.

Счета учета доходов:*

Счет учета доходов

Наименование счета

Примечание

<…>

401 10 120

Доходы от собственности*

Отражаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежей при пользовании природными ресурсами

     

<…>

Администраторы доходов бюджетов – органы государственной власти, которые контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 «Доходы текущего финансового года».

Пример отражения в учете налоговых поступлений в бюджет

За май 2013 года начислен доход (в соответствии с налоговыми декларациями по налогу на прибыль) в размере 8 500 000 руб. По документам казначейства за январь 2013 года поступило 8 200 000 руб. В учете составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены налоговые доходы (налог на прибыль) за май 2013 года

1 205 11 560
«Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам»

1 401 10 110
«Налоговые доходы»

8 500 000

Поступили суммы начисленных администратором доходов

1 210 02 110
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам»

1 205 11 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам»

8 200 000

Доходы от собственности.*

В статье 42 Бюджетного кодекса РФ приведен перечень доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ним относятся доходы, получаемые в виде арендной платы. Однако следует помнить, что имущество казенных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника этого имущества.

Пример отражения доходов от сдачи имущества в аренду*

Учреждение сдает в аренду помещение. Ежемесячная арендная плата составляет 94 400 руб. Согласно договору аренды, расходы на оплату услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества включены в состав арендной платы. Бухгалтер внес следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход от сдачи имущества в аренду(ежемесячная арендная плата)

1 205 21 560
«Увеличение кредиторской задолженности по доходам от собственности»

1 401 10 120
«Доходы от собственности»*

94 400

Книга «КАЗЕННЫЙ УЧЕТ» ПО НОВОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ — 2013

6. Справочник: Отнесение доходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид доходов

Статья (подстатья) КОСГУ

Подтверждающие документы

Налоговые доходы

     

<…>

Доходы от собственности*

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в том числе:

доходы от аренды;*

доходы от платежей при пользовании природными ресурсами;

суммы, поступающие в виде платы за право заключения договоров, государственных (муниципальных) контрактов

Статья 120 «Доходы от собственности»*

Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н

     

<…>

Доходы от оказания платных услуг (работ)*

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе:

доходы от оказания платных услуг (работ);

компенсации затрат государства;

компенсации затрат госучреждений;

возмещение затрат госучреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;

доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией госимущества, закрепленного на праве оперативного управления;*

доходы от возмещения расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами;

плата за пользование общежитием;

доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС

доходы медицинских учреждений от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;

плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва;

другие аналогичные доходы

Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»*

Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, письмо Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 02-05-11/396

     

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

24.04.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.77%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 76.92%
  • Над налоговой отчетностью 7.69%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль