Оприходование никому не принадлежащих памятников культуры

1109

Вопрос

На территории сельского поселения есть памятники культуры "бесхозные"(никому не принадлежат). Как Администрации этого поселения оприходовать эти памятники культуры?

Ответ

Муниципальное имущество, не закрепленное за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет муниципальную казну.

 

Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйная недвижимая вещь должна быть поставлена на учет в регистрирующем органе, на территории которого она находится. Для этого орган местного самоуправления должен подать соответствующее заявление.

На основании пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа.

Выявленные объекты принимаются на учет на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника.

То есть отсутствие собственника следует доказать документально. С момента признания судом права собственности такие объекты учитываются как имущество казны соответствующего муниципального образования. Подробнее об этом в статье № 3.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:

государственную казну России;

государственную казну субъектов РФ;

муниципальную казну.*

По общему правилу учет имущества казны ведут госорганы и органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления и распоряжения этим имуществом. При этом полномочия собственника в части имущества казны могут быть переданы иным организациям в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Тогда учет такого имущества является обязанностью этой организации.

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях. Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

Состав казны

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);

финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).

Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника.* Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

недвижимое имущество:
– земельные участки;
– здания, строения, нежилые помещения;
– объекты жилищного фонда;
– объекты инженерного и коммунального назначения;
– объекты природопользования;
– объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством отнесены к недвижимому имуществу;
– иные объекты недвижимого имущества;

движимое имущество:
– акции и доли города в хозяйственных обществах;
– станки и оборудование, машины и механизмы, транспортные средства (за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу);
– архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
– драгоценные металлы и камни;
– движимые культурные ценности;
– иные объекты движимого имущества.

При этом включению в имущественную казну подлежат объекты:

созданные за счет средств бюджета города Москвы (исключение – объекты, созданные за счет предоставленных городом Москвой средств субвенций, субсидий, в том числе грантов или иной материальной поддержки);

приобретенные городом Москвой на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в состав казны.

Об этом сказано в статье 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53.

Документальное оформление

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

состав и перечень регистрируемых параметров объектов;

порядок сбора, обработки и актуализации данных;

полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).*

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:

0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:

четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;

документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);

другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить иной порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Поступление НФА

В бюджетном учете операции по приобретению имущества в казну, отразите следующим образом:

Дебет КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330...) Кредит КРБ.1.302.31.730 (КРБ.1.302.33.730, КРБ.1.302.34.730…)
– отражена стоимость имущества, которое приобретено за плату и будет учтено в составе имущества казны;

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.52.310, гКБК.1.108.55.330…) Кредит КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330…)
– приняты в состав имущества казны приобретенные объекты (на основании выписки из реестра, документов, подтверждающих госрегистрацию, и других документов, установленных нормативно-правовым документом).

Такие записи следуют из совокупности норм приведенных в пунктах 7, 31, 38, 101 Инструкции 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00, 106.00, 108.00, 302.00). Вместе с тем вышеуказанные проводки следует согласовать с финансовым органом публично-правового образования. Это связано с тем, что в приложении 1 к Инструкции № 162н такая корреспонденция счетов отсутствует (п. 2 Инструкции № 162н).

При поступлении имущества в казну по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения) амортизацию примите к учету в общей сумме, начисленной предыдущим правообладателем (п. 94 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее о начислении амортизации см. Как в бюджетном учете начисляется амортизация по имуществу казны.

В соответствии с Инструкцией № 162н отражение в бюджетном учете операций по принятию имущества в казну, зависит от того, как оно поступает:

в рамках движения между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС);

в рамках движения между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также от государственных (муниципальных) организаций;

в рамках движения объектов при получении от иных организаций, за исключением государственных (муниципальных);

в рамках движения объектов при получении от граждан;

в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов;

в рамках движения объектов при получении от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

в рамках движения объектов при получении от международных финансовых организаций.

Если имущество получено по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), а также в рамках межбюджетной передачи, в учете сделайте проводки:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КРБ.1.304.04.310 (КРБ.1.304.04.320, КРБ.1.304.04.330…)
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС));

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций);

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.151
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках межбюджетной передачи);

Дебет КРБ.1.304.04.(310, 320) (КДБ.1.401.10.180, КДБ.1.401.10.151) Кредит гКБК.1.104.51.410 (гКБК.1.104.58.410, гКБК.1.104.59.420)
– принята к учету сумма амортизации, начисленной предыдущим правообладателем.

Такие правила установлены пунктами 19, 38 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00,108.00).

Имущество, поступившее в казну по другим основаниям (например, от граждан, бесхозное имущество, от национальных организаций), в учете отразите проводками:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны от граждан, организаций (за исключением государственных и муниципальных);*

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.152
– отражено поступление объекта в состав имущества казны от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.153
– отражено поступление объекта в состав имущества казны от международных финансовых организаций.

Такие правила установлены пунктом 38 Инструкции 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 108.00).

Пример отражения в учете поступления имущества в казну

На основании распоряжения главы муниципального образования у казенного учреждения «Альфа» изъято из оперативного управления неиспользуемое оборудование. Учреждение не находится в ведомственной подчиненности органа местного самоуправления, на который возложены полномочия по учету имущества казны.

Уполномоченным органом на основании информации из реестра муниципального имущества, акта приема-передачи (ф. 0306001) и извещения (ф. 0504805) в учете сделана запись:

Дебет гКБК.1.108.52.310 Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление оборудования в рамках межведомственной передачи.

<…>

Эльмира Кадырова,

заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы

2. Статья: Имущество в составе казны. Правовые аспекты

Операции по реализации высвобождаемого госимущества учитываются в особом порядке, который установлен для активов, составляющих государственную казну. Рассмотрим в статье, что в нее входит.

Понятие госимущества

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам, автономным областям (собственность субъекта РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется во владении, пользовании и распоряжении за государственными предприятиями и учреждениями согласно статьям 294, 296Гражданского кодекса РФ.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214 Гражданского кодекса РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Обратите внимание: полномочия собственника имущества казны субъекта РФ принадлежат правительству субъекта РФ, которое, в свою очередь, имеет право делегировать их исполнительному органу субъекта РФ или определенному для выполнения этих целей учреждению в установленном законодательством порядке.

Однако в основном правовой статус казны регулирует региональное законодательство, разрабатываемое на основе вышеупомянутых федеральных норм и принимаемое в качестве закона в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях. Например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53«Об имущественной казне города Москвы» или Областной закон Ленинградской области от 12 мая 2010 г. № 22-оз «О казне Ленинградской области».

В действующем российском законодательстве отсутствует единый закон, устанавливающий порядок поступления, приобретения, выбытия, расходования, содержания и распоряжения имуществом государственной казны.

Однако, исходя из единства федерального законодательства, можно вывести единые правила формирования казны, поступления и выбытия имущества, а также его состав.*

Какие активы составляют казну

В состав имущества казны может входить:

  • недвижимое имущество (земельные участки, здания, строения, нежилые помещения, объекты инженерного и коммунального назначения и природопользования, а также иные объекты, например, морские и речные суда и т. п.);
  • движимое имущество (акции и доли участия в уставных капиталах хозяйствующих субъектов, станки, оборудование, машины, механизмы, транспортные средства, а также архивные фонды и вещественные источники, драгоценные металлы, природные и драгоценные камни, движимые культурные ценности и т. д.).

Основаниями отнесения имущества к казне являются:

  • отсутствие закрепления за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении госимущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;
  • отсутствие собственника, либо его отказ от имущества, либо утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в законном порядке приобретено право государственной или муниципальной собственности;
  • изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;
  • иные законные основания.*

Формирование казны

Формирование имущества казны происходит за счет включения в ее состав объектов:

  • созданных за счет соответствующего бюджета, за исключением тех, которые созданы за счет средств, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе грантов и материальной поддержки; *
  • приобретенных на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования (дарение, завещание и т. д.);
  • переданных в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении госсобственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную (например, в результате недавнего изменения границ Москвы и Московской области);
  • переданных в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • признанных в законодательно установленном порядке бесхозяйными и поступивших в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования;
  • приобретенных субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с законодательством.

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на него.*

<…>

Документальное оформление

Необходимый перечень документов для совершения операций с имуществом казны (включение, выбытие и т. д.) регулируется действующим законодательством. Он должен включать:

  • основание и/или документы, подтверждающие (устанавливающие) основание для поступления, приобретения, выбытия, расходования имущества казны (решение собственника или его полномочного представителя, договор и т. п.);
  • документы, подтверждающие правовой статус и характеристики имущества, доказывающие право собственности на имущество, если иное не установлено законом (свидетельство о праве собственности и др.), а также документы, позволяющие провести идентификацию имущества или его качественную оценку (выписка из кадастра, реестра, патент и т. д.);
  • документы о правоспособности участников;
  • финансовые документы (например, акты оценки и передачи, платежные поручения);
  • другие документы, необходимые для совершения гражданско-правовых сделок с имуществом. *

О. А. Пелих

юрист

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №10, октябрь 2012

3. Статья: Принятие к учету бесхозяйной недвижимости

Суд может обязать учреждение обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества*. В такой ситуации возникает немало вопросов, связанных с отражением операций в учете. Разобраться в ситуации поможет наш материал.

* Апелляционное определение Вологодского областного суда от 30 мая 2012 г. № 33-1986/2012.

Что означает термин «бесхозяйные вещи»

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной можно признать вещь, если:

она не имеет собственника;

ее владелец неизвестен;

от права собственности на данный предмет хозяин отказался (если иное не предусмотрено законом).

Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйная недвижимая вещь должна быть поставлена на учет в регистрирующем органе, на территории которого она находится. Для этого орган местного самоуправления должен подать соответствующее заявление.

На основании пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580 (далее -Положение), принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа.

Выявленные объекты принимаются на учет на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника (его владелец неизвестен или отказался от права собственности).

То есть отсутствие собственника следует доказать документально.*

Доказываем отсутствие собственника

При подтверждении факта отсутствия собственника можно воспользоваться:

документами, выданными органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества;*

заявлением об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества, представленным собственником (участниками общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта;

документами, содержащими описание объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенные соответствующей организацией (органом).

Прилагаемые к заявлению документы представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

При постановке на учет объектов об этом вносятся соответствующие записи в Единый государственный реестр прав. Данная процедура предусмотрена Положением и детализирована соответствующими нормативными документами регионального (муниципального) уровня.

Например, Совет депутатов Люберецкого муниципального района Московской области установил, что основанием для включения бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Реестр является соответствующее постановление администрации Люберецкого муниципального района. Это закреплено пунктом 4.2 Положения о порядке оформления бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, утвержденного решением Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 15 мая 2012 г. №159/26.

Установленные сроки

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок, не превышающий месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь.

На основании статьи 255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Арбитражная практика

В качестве примера обнаружения бесхозяйной недвижимости приведем подробности судебного разбирательства.

Жильцы дома не могли добиться ремонта трубопровода горячего и холодного водоснабжения и отопления, потому что по документам коммуникации никому не принадлежали.

Трубопроводы указанного дома были вмонтированы в водопроводные и тепловые сети районной больницы, но на балансе больницы не состояли.

Право муниципальной собственности района либо сельского поселения на этот участок водопроводных и тепловых сетей, проложенных от здания больницы до стены жилого дома, в установленном порядке не зарегистрировано.

Соответственно у больницы или администрации сельского поселения не было обязанности ремонтировать трубопровод.

Принятое решение содержится в апелляционном определении Вологодского областного суда от 30 мая 2012 г. № 33-1986/2012. Сначала судьи установили, что участок водопровода и тепловых сетей является бесхозяйным. Поэтому администрацию сельского поселения обязали обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.

Так как до момента госрегистрации права муниципальной собственности муниципальное образование не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозяйной недвижимостью, то отремонтировать трубопровод на данный момент нельзя.

Однако по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет (а именно в июне 2013 года) ответчик может сразу обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь и за летне-осенний период 2013 года по вступлении указанного решения в законную силу произвести ремонтные работы.

Отражение объекта в учете

Из вышеизложенного следует, что бухгалтерский учет выявленного бесхозяйного объекта следует вести в два этапа.

«Временный» учет

В период с момента передачи бесхозяйного недвижимого имущества органу, осуществляющему полномочия собственника, и до решения суда о признании права собственности объект должен учитываться с использованием забалансового счета 02«Материальные ценности, принятые на хранение». Основание – пункт 335 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н.*

В Инструкции №157н не решен вопрос об оценке бесхозяйного имущества, а дано лишь общее понятие. А именно: материальные ценности, полученные (принятые) учреждением, учитываются на забалансовом счете на основании первичного документа, подтверждающего их получение (принятие на хранение). При этом предполагается, что стоимость указывается в документе передающей стороны (предусмотрена договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке: один объект, один рубль.

Этот принцип вряд ли применим к бесхозяйному недвижимому имуществу. В данном случае вернее использовать положения пункта 31 Инструкции № 157н, согласно которому имущество должно быть учтено по текущей рыночной стоимости.

Определение текущей рыночной стоимости дано в пункте 25 Инструкции № 157н. Это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.*

Суд признал право собственности

С момента признания права собственности такие объекты учитываются как имущество казны соответствующего муниципального образования. Например, подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 определено следующее. В имущественную казну включаются объекты, признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность города Москвы, а также приобретенные городом в порядке признания права собственности, в том числе по судебному решению.

Для учета операций с объектами имущества казны Инструкцией №157н предусмотрен счет 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны». Все объекты, включенные в данную группу, отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Пунктом 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. №162н, определены записи по поступлению имущества казны.

При этом принятие к учету имущества будет отражено по дебету счета 1 108 51310«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну» в корреспонденции со счетом 1 401 10 180 «Прочие доходы».*

Пример

Муниципальное образование выявило бесхозяйное здание текущей рыночной стоимостью 10 650 000 руб. (о чем свидетельствует акт оценки). По истечении года со дня постановки объекта на учет суд принял решение о признании права собственности на него, и после этого здание было учтено как имущество казны.

Бухгалтер должен отразить это следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Передано бесхозяйное имущество (постановка на забалансовый учет с момента регистрации)

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

10 650 000

Актив выбыл с забалансового учета (при признании права собственности)

02«Материальные ценности, принятые на хранение»

10 650 000

Принято к учету недвижимое имущество(после решения суда)

1 108 51 310«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»

1 401 10 180«Прочие доходы»

10 650 000

Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции №157н).

Важно запомнить

Учет выявленных бесхозяйных объектов ведут в два этапа, которые разделены моментом вступления в силу решения суда о признании права собственности.

А.Л. Опальская,

профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва)

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 9, СЕНТЯБРЬ 2012

4. Гражданский кодекс РФ
Часть первая

<…>

Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).*Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с мом


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль