Перевод остатков основных средств и материальных запасов

186

Вопрос

С введением новых КБК с начала нового финансового года если не переведены остатки по основным средствам и материалам запасам является ли это нарушением ведения бюджетного учета?

Ответ

Грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признается неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

 

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать учреждение на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб. По Кодексу РФ об административных правонарушениях грубым нарушением правил ведения бухучета представления бухгалтерской отчетности признается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

За эти нарушения по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам учреждения (например, к его руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

Особенности ведения бухучета для учреждений различных типов установлены отдельными нормативными документами, в частности для органов власти, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, Инструкцией № 162н. Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Кроме того, при ведении бухучета учреждение должно руководствоваться собственными стандартами – инструкциями и положениями, которые утвердило само учреждение для того, чтобы упорядочить бухучет, и официальными рекомендациями и разъяснениями в области бухучета (например, письмами Минфина России).

В пункте 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н установлена обязанность утвердить рабочий план счетов. Рабочий план счетов составляется на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения с использованием актуальных кодов бюджетной классификации. Поэтому, прежде чем переносить в межотчетном периоде исходящие остатки 2013 года с КБК по приказу Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н на входящие остатки 2014 года с актуальными КБК, следовало скорректировать рабочий план счетов и отразить изменения в учетной политике учреждения. Исходя из этого применение рабочего плана счетов с неактуальными кодами бюджетной классификации признается нарушением правил ведения бюджетного учета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как организовать ведение бухучета

Общий порядок бухучета в государственном (муниципальном) учреждении установлен Инструкцией к Единому плану счетов № 157н и ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бухучет.

Особенности ведения бухучета для учреждений различных типов установлены отдельными нормативными документами:

Инструкцией № 162н – в части ведения бюджетного учета казенными учреждениями (другими ПБС);

Инструкцией № 174н – в части ведения бухучета бюджетными учреждениями;

Инструкцией № 183н – в части ведения бухучета автономными учреждениями.

Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Следует отметить, что в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения также должны вести бюджетный учет (с учетом положений Инструкции № 162н). Для того чтобы разграничить бухгалтерский и бюджетный учет, данные операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Кроме того, при ведении бухучета учреждение должно руководствоваться собственными стандартами – инструкциями и положениями, которые утвердило само учреждение для того, чтобы упорядочить бухучет. Также можно пользоваться официальными рекомендациями и разъяснениями в области бухучета (например, письмами Минфина России).*

Организация бухучета

Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов, закрепив его в учетной политике:

возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо учреждения;

передать по договору ведение бухучета иной организации (централизованной бухгалтерии).

Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

<…>

Ответственность за нарушение правил ведения бухучета

За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать учреждение по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два и более раза в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.

Если учреждение допустило такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом учреждение еще и занизило налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Есть также мера наказания и для ответственных сотрудников учреждения. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Там грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности признаются:

искажения в бухучете, из-за которых учреждение занизило сумму начисленного налога не менее чем на 10 процентов. Но грубыми ошибками являются лишь те, которые связаны именно с бухучетом и при этом привели к недоимке;

искажение показателя любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

За любое из этих нарушений, а также за несоблюдение порядка и сроков хранения учетных документов по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать ответственных сотрудников учреждения (например, его руководителя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).*

Кого признают виновным в нарушении

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:

в учреждении вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);

учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);

причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Если руководитель учреждения не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.

Как можно избежать штрафов

Избежать наказания, когда речь идет об искажении данных бухучета, из-за которых учреждение не доплатило налог в бюджет, можно. Во-первых, штрафа не будет, если подать в инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет), а перед этим погасить недоимку и заплатить пени. Во-вторых, можно исправить ошибки и сдать пересмотренную бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Главбух советует: если инспекторы выставили штраф за ошибку в бухучете, которая никак не отразилась на сумме налога, то такое наказание можно оспорить.

Основные правила бухучета

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

1. Учреждение обязано вести бухучет в рублях.
2. Вести бухучет нужно непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения своей деятельности в результате ликвидации (реорганизации).
3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий.
4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.
5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи. При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.
6. Вести бухучет нужно, используя метод начисления (т. е. результаты операций признаются по факту их совершения).
7. Имущество, которое является собственностью учредителя, нужно отражать обособленно от иного имущества, находящегося в пользовании (управлении, на хранении).
8. Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, нужно учитывать обособленно.
9. Бухгалтерский учет нужно вести на основании рабочего плана счетов, утвержденного учетной политикой для целей бухучета.

Такой порядок установлен частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 3, 13 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Рабочий план счетов

Обязанность утвердить рабочий план счетов установлена в пункте 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Рабочий план счетов составляйте на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения.* Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности учреждения.

В рабочем плане счетов укажите перечень используемых учреждением синтетических и аналитических счетов.

Для казенных учреждений (и других ПБС) корреспонденция счетов по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности приведена в приложении 1 к Инструкции № 162н. Для бюджетных и автономных учреждений аналогичное приложение не разработано. Поэтому им следует руководствоваться корреспонденцией счетов, изложенной непосредственно в тексте соответствующих инструкций (для бюджетных учреждений – № 174н, для автономных учреждений – № 183н).

При отсутствии в инструкции необходимой корреспонденции ее имеют право определять:

финансовые органы (органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя);

главные распорядители бюджетных средств;

Казначейство России.

Такой порядок установлен пунктом 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 2 Инструкции № 162н, пунктом 5Инструкции № 183н, пунктом 4 Инструкции № 174н.

Определить структуру аналитического учета (глубину аналитики) учреждение может самостоятельно (п. 1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Учреждение вправе автоматизировать ведение учета. Автоматизация основана на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражении операций по соответствующим разделам рабочего Плана счетов. При этом операции формируются в базах данных программного комплекса, который использует учреждение. Об этом говорится впункте 19 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

<…>

Разногласия главбуха и директора

Ситуация: как поступить главному бухгалтеру, если между ним и руководителем возникли разногласия по поводу отражения (неотражения) в учете той или иной операции
Главному бухгалтеру следует потребовать от руководителя письменное распоряжение на оформление спорной операции.

Именно по письменному распоряжению руководителя учреждения можно отражать или не отражать объекты бухучетаи брать во внимание (или нет) данные первичных документов в ситуации, когда есть разногласия по этому вопросу между директором и тем, кто отвечает за ведение бухучета. В таком случае руководитель единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения, финансового результата, движения денежных средств и другой информации.

Такой вывод следует из части 8 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 8 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Без письменного распоряжения руководителя принимать к исполнению сомнительные документы не стоит.

<…>

Первичные документы и регистры

Бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания. Такие правила установлены статьей 9Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Данные, содержащиеся в первичных документах, отразите в бухгалтерских регистрах. При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой). Такие правила установлены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внутренний контроль

Учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее об этом см. Как создать систему внутреннего контроля в учреждении.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

21.04.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль