Учет неизрасходованных подотчетных сумм, сумм переплаченной заработной платы

275

Вопрос

Казенное учреждение принимает в кассу неизрасходованные подотчетные суммы, суммы переплаченной заработной платы от сотрудников и выдает на эти же цели другим сотрудникам. Является ли это нарушением? Росфиннадзор утверждает, что нарушается бюджетный кодекс. Кроме того, все суммы во с становления кассовых расходов должны проходить через счет в казначействе. Т.е. мы должны были сдать деньги в УФК, а потом снять по чеку наличными снова, если надо.

Ответ

Порядок обеспечения наличными деньгами учреждений, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, установлен приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н. Для получения денег в кассу учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания заявку на получение наличных денег (ф. 0531802). Для казенных учреждений установлены некоторые особенности оформления заявки (ф. 0531802) пунктом 9.3 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н. В частности, при заполнении поля «Код по БК» казенные учреждения указывают коды бюджетной классификации расходов, по которым должны быть выданы деньги. По наличным деньгам  в кассе казенные учреждения, как правило, ведут аналитический учет  в разрезе КОСГУ. Выдача сотруднику наличных денег под отчет из кассы предусмотрена пунктом 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Суммы для выдачи под отчет получают в кассу со счета учреждения. Если в кассе имеются остатки по статьям, подстатьям КОСГУ, то учреждение использует их на те же статьи, подстатьи КОСГУ. Запрета на это в нормативных документах нет. При этом нужно учитывать, что наличные деньги в кассе можно хранить только в пределах лимита, установленного учреждением. Лимит кассового остатка утвердите приказом по учреждению. Такой порядок установлен пунктами 1.2 – 1.4, 6.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, пунктом 2.2.1 Положения Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 173н, 298-П.

 

Из п. 1 ст. 241.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации следует, что все операции по выплатам проводятся и учитываются Казначейством по кодам бюджетной классификации. В рассматриваемой ситуации  у учреждения  должны быть подтверждающие документы о том, что деньги со счета были получены и выданы по одним и тем же кодам КОСГУ, при этом должно быть обязательное  ведение аналитического учета (например, ведение журнала  движения наличных денег  по статьям, подстатьям КОСГУ ). Тогда учреждение вправе написать акт возражений, а также обратиться в суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

<…>

Статья 241.1. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;*

органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории;

Абзац шестой пункта 1 настоящей статьи вступил в силу с 1 января 2009 года - см. часть 5 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

органы Федерального казначейства представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

<…>

2. Рекомендация: Как выдать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм наличными

Подотчетную сумму сотруднику можно выдать наличными из кассы.

Выдача сотруднику наличных денег под отчет из кассы предусмотрена пунктом 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Суммы для выдачи под отчет получите в кассу:

со счета учреждения (подробнее об этом см. Как получить наличные деньги со счета учреждения в кассу);

через банкомат или пункт выдачи наличных с использованием расчетной (дебетовой) карты учреждения (п. 36 Правил, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н).*

Кроме того уполномоченные сотрудники учреждений также могут оплачивать товары (работы, услуги) непосредственно самой расчетной (дебетовой) картой (через электронный терминал и другие устройства). Операции с использованием банковских карт проводятся без взимания комиссии. Об этом сказано в пункте 36 Правил, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как получить наличные деньги со счета учреждения в кассу


Для учреждений, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), порядок обеспечения наличными деньгами устанавливают соответствующие финансовые органы (ч. 5 ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ,ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, письмо Минфина России от 10 сентября 2012 г. № 02-03-10/3604).

Порядок обеспечения наличными деньгами учреждений, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, установлен приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н.

Документы для получения

Для получения денег в кассу представьте в орган Федерального казначейства по месту обслуживания:

заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);*

заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844) – если учреждение получает деньги с использованием расчетной (дебетовой) банковской карты;

денежный чек, оформленный на каждую заявку.

Заявки могут быть представлены в орган Федерального казначейства в электронном виде или на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег.

При отсутствии между учреждением и органом Федерального казначейства электронного документооборота Заявку можно представить по факсимильной связи накануне дня получения денег (по согласованию с руководителем или уполномоченным лицом органа Федерального казначейства). А в день получения наличных денег представьте в орган Федерального казначейства оригинал Заявки (вместе с чеком) на бумажном носителе.

Такие требования установлены пунктами 10, 14 Правил, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н.

Оформление заявки

В заявке на получение наличных денег (ф. 0531802) укажите:

серию, номер, дату и срок действия денежного чека;

номер лицевого счета учреждения;

должность, фамилию, имя, отчество и паспортные данные сотрудника, на которого выписан чек;

сумму.

Некоторые особенности оформления заявки (ф. 0531802) в зависимости от типа учреждений установлены:

для казенных учреждений – пунктом 9.3 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н;

для бюджетных учреждений – пунктом 21 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н;

для автономных учреждений – пунктом 19 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.

В частности, при заполнении поля «Код по БК» учитывайте следующее:

казенные учреждения в данном поле указывают коды бюджетной классификации расходов, по которым должны быть выданы деньги;*

бюджетные учреждения при заполнении данного поля указывают код КОСГУ. При этом в рамках соглашения (заключенного между территориальным органом Федерального казначейства и высшим органом госвласти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования) для бюджетных учреждений могут быть предусмотрены условия ведения операций по классификации расходов, состоящей из 20, а не из трех знаков (письмо Минфина России от 30 июня 2011 г. № 02-06-10/2913). В этом случае в поле «код по БК» укажите полностью код бюджетной классификации расходов;

автономные учреждения поле «код по БК» не заполняют. Исключением из этого правила является получение наличных денег  с отдельного лицевого счета автономного учреждения (за счет целевых субсидий) или лицевого счета для учета операций со средствами ОМС. В этом случае в графе «Код по БК» укажите код КОСГУ (код субсидии в случае получения наличных денег с отдельного лицевого счета автономного учреждения).

Об этом сказано в пункте 10 Правил, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н, пункте 19 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н, пункте 21 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н.

<…>

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

4. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 31.12.2010 № 199Н

Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства (с изменениями на 28 декабря 2012 года)

<…>

IV. Взнос клиентом наличных денег и учет их органом Федерального казначейства

(Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2013 года приказом Минфина России от 28 декабря 2012 года N 177н. - См. предыдущую редакцию)

30. На счет N 40116 клиентом вносятся:

неиспользованные наличные деньги по видам средств: средства бюджета, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, средства неучастников бюджетного процесса;
наличные деньги, принятые в кассу клиента по видам средств: доходы от оказания получателями средств бюджета платных услуг, средства, поступающие во временное распоряжение получателей средств бюджета, средства неучастников бюджетного процесса.*

31. Взнос клиентом наличных денег осуществляется по Объявлению на взнос наличными (код формы по ОКУД 0402001) (далее - Объявление на взнос) в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, с учетом особенностей, предусмотренных Положением N 298-П/173н и настоящими Правилами.

<…>

5. Рекомендация: Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе


Наличные деньги можно хранить в кассе только в пределах установленного лимита. То есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель учреждения. И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Такой порядок установлен пунктами1.2–1.4, 6.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, пунктом 2.2.1 Положения Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 173н, 298-П.*

Если в кассе окажется денег больше установленного лимита, то разницу надо сдавать в банк для зачисления на расчетный (лицевой) счет учреждения. Так нужно делать не реже одного раза в семь рабочих дней. А если в населенном пункте нет банка, то не реже одного раза в течение 14 рабочих дней (п. I приложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).

Лимит кассового остатка должны соблюдать все организации. При этом организационно-правовая форма и применяемая система налогообложения значения не имеют. Такой порядок установлен пунктом 1.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, пунктом 167 Инструкции к Единому Плану счетов № 157н, пунктом 4 статьи 346.11 и пунктом 5 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Учреждения должны инкассировать наличные деньги в банк только за те дни, когда денежный остаток в кассе на конец рабочего дня превышает установленный лимит (п. 1.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

22.04.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль