Учет расходов за счет субсидии на государственное задание

821

Вопрос

Как бюджетному учреждению отражать расходы за счет субсидии на государственное задание. Можно ли отражать только по счету 10960, не учитывая расходы на счете 10980?

Ответ

Себестоимость предоставляемых автономным учреждением работ, услуг как в рамках выполнения госзадания (муниципального задания), так и при ведении приносящей доход деятельности, формируется на счетах, открываемых к счету 109 00 000. Бухгалтерский учет следует вести в разрезе каждого вида работ (услуг). Способ калькулирования затрат по каждой услуге учреждение определяет самостоятельно. Это следует из п. 134 инструкции № 157н от 01.12.2010г.

 

Порядок отнесения расходов, которые учреждение производит в рамках выполнения госзадания, следует прописать в учетной политике учреждения с учетом разъяснений учредителя.

При изготовлении одного вида продукции (работ, услуг) все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым. Прямые затраты относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (счет 0.109.60.000) .

В течение года сформированная себестоимость услуг в рамках выполнения госзадания списывается с кредита счетов, открытых к счету  109 60 000, на финансовый результат.

При завершении финансового года суммы начисленных доходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов, счет 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 297 Инструкции № 157н).

Пример отражения в учете бюджетного учреждения расходов при формировании себестоимости в рамках ПДД приведен в статье 4. Однако данная методология может быть использована и при формировании себестоимости услуг, оказываемых в рамках выполнения госзадания (муниципального задания).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов.* Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.*

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Прямые расходы*

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.*

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативныхзатрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

В пункте 134 Инструкции № 157н указано, что распределение накладных расходов осуществляется пропорционально показателям, характеризующим результаты деятельности учреждения (прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки и т. п.). В состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения ( п. 138 Инструкции № 157н ).

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.*

В соответствии с пунктом 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличениерасходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики ( п. 134 Инструкции № 157н ).*

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

<…>

В. Г. Неклокова

аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №3, март 2013

2.Статья: Правила учета работ по госзаданию

На выполнение госзадания учреждению выделена субсидия (по коду 180). В задании прописано пять видов работ. Следует ли вести бухгалтерский учет в разрезе каждого вида работ, и если да, то каким образом определить прямые расходы?

Бухгалтерский учет следует вести в разрезе каждого вида работ по государственному заданию. Это установлено пунктами 134–140 Инструкции по применению Единого плана счетов, которая утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, и пунктами 58–67 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Способ калькулирования себестоимости работ и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирает учредитель или учреждение самостоятельно.

Общехозяйственные расходы, согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость оказанных работ, а в части нераспределяемых затрат – на увеличение расходов текущего финансового года.*

Если прямые затраты определить невозможно (что бывает крайне редко), учреждение само выбирает любой иной показатель, характеризующий результаты своей деятельности, по которому будет производиться распределение накладных и общехозяйственных расходов. Правила указанного распределения и базы распределения утверждаются учетной политикой учреждения.

Для организации учета затрат по каждому виду работ для счета 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» вводятся дополнительные аналитические коды (аналитика, субконто), соответствующие каждой государственной работе. Накладные и общехозяйственные расходы (счета 109 70 000 и 109 80 000) по итогам месяца на основании Справки (ф. 0504833) распределяются на себестоимость каждой работы (счет 109 60 000) пропорционально выбранному показателю (базе распределения).*

Д.Н. Каримов,
консультант по бюджетному учету и налогам

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 7, июль 2012

3. Статья: Схема формирования себестоимости услуг

Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета , утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н , предусмотрено открытие и ведение четырех групп счетов, которые используются при формировании себестоимости платных услуг:

1) счета учета затрат на производство (на них учитываются прямые расходы и происходит дальнейшее формирование себестоимости услуг);

2) счета учета накладных расходов;

3) счета учета общехозяйственных расходов;

4) счета учета издержек обращения (применяются при осуществлении учреждениями торговой деятельности).

Установлена следующая схема формирования и списания себестоимости услуг.

1. Сначала прямые затраты учитываются на соответствующих счетах, открытых к счету 0 109 00 000, в корреспонденции со счетами учета обязательств, расчетов, амортизации и материальных запасов. Накладные и общехозяйственные расходы аналогичным образом формируются на счетах 0 109 70 000 и 0 109 80 000.

2. По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца, если особенности формирования себестоимости услуги не предусматривают иной период) накладные расходы распределяются между видами услуг, а общехозяйственные расходы – между объемами реализованной и нереализованной продукции (услуг). Списание общехозяйственных и накладных расходов в себестоимость готовой продукции (работ, услуг) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 70 000 и 0 109 80 000.*

3. Суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 в дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

<…>

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в казенных учреждениях», № 6, ИЮНЬ 2013

4. Статья: Изготовление продукции

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Также на счете учитываются издержки обращения – сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров на рынке.

В соответствии с Инструкцией № 157 все затраты подразделяются на прямые и накладные. При этом прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы распределяют по выбранному учреждением показателю, который характеризует результаты его деятельности. Распределение можно делать пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Из состава накладных расходов выделяются в отдельную категорию так называемые общехозяйственные. Общехозяйственные расходы бюджетного учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, относятся на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг. Учреждение может вовсе не распределять общехозяйственные расходы, тогда суммы списываются на увеличение расходов текущего финансового года. Выбранный вариант учета следует прописать в учетной политике учреждения.*

Отметим также, что способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и метод распределения накладных расходов, как правило, определяются учреждением самостоятельно. Однако метод распределения затрат может быть установлен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Для раскрытия информации о суммах, потраченных на изготовление готовой продукции (выполнение работ, услуг), учреждение вправе предусмотреть в составе рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды к соответствующему синтетическому счету. Все это должно быть отражено в учетной политике.

Если учреждение выполняет один вид государственной (муниципальной) услуги или один вид приносящей доход деятельности либо не калькулирует себестоимость услуг (котловой метод), то бухгалтерские записи строятся с использованием только счета 0 109 60 000.

Пример учета затрат на оказание платных услуг

Учреждение оказывает один вид приносящей доход деятельности – услуги.* Затраты в соответствии с учетной политикой собирает на счете 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (по видам расходов).

За отчетный период начислены следующие расходы (в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения):

– прочие материальные расходы – 20 000 руб.;

– амортизация основных средств (машины и оборудование) – 3000 руб.;

– коммунальные услуги – 12 000 руб.;*

– работы, услуги по содержанию имущества – 5000 руб.

В учете учреждения были составлены следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отнесена на затраты стоимость прочих материалов

2 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

20 000

Отнесена на расходы сумма начисленной амортизации машин и оборудования

2 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

3000

Отнесены на затраты расходы на коммунальные услуги*

2 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

12 000

Отнесены на затраты расходы на услуги по содержанию имущества

2 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

5000

Итого – фактическая себестоимость

40 000

       

<…>

Пример отражения в учете операций, связанных с формированием себестоимости оказываемых услуг*

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Предположим, что к прямым расходам бюджетного учреждения в соответствии с разработанной учетной политикой относятся:

– материальные затраты,

– расходы на оплату труда и страховые взносы,

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании платных услуг.

При формировании себестоимости услуг бухгалтер учреждения сделал такие записи в учете:

Предположим, что к прямым расходам бюджетного учреждения в соответствии с разработанной учетной политикой относятся:

– материальные затраты,

– расходы на оплату труда и страховые взносы,

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании платных услуг.

При формировании себестоимости услуг бухгалтер учреждения сделал такие записи в учете:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Учет прямых расходов

Отнесена на затраты стоимость прочих материалов

2 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

20 000

Отнесена на расходы сумма начисленной амортизации машин и оборудования

2 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

3000

Учет накладных (косвенных) расходов

Отражена стоимость коммунальных услуг

2 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»

2 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

12 000

Отнесены на затраты расходы на коммунальные услуги

2 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»

12 000

Отражена стоимость услуг по содержанию имущества

2 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»

2 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

5000

Отнесены на затраты расходы на услуги по содержанию имущества

2 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

2 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»

5000

Итого – фактическая себестоимость

40 000
(20 000 + 3000 + 12 000 + 5000)

       

Операции по формированию фактической себестоимости готовой продукции отражаются согласно пункту 60 Инструкции № 174н.

Книга: «Бюджетные учреждения. годовой отчет — 2013»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

1.Бухгалтерский учет затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг

 

2.Как распределять общехозяйственные расходы

3. Общие принципы формирования себестоимости в бухгалтерском учете

14.04.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.56%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 63.89%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль