Случаи закупки у единственного поставщика

102

Вопрос

Случаи закупки у единственного поставщика, кроме случае, указанных в статье 93 44-ФЗ. В СистемеГлавбух, например, приведен пример возможности такой закупки, при условии срочного ремонта. Насколько это является законным и не повлечет за собой какие-либо санкции? Есть ли какая практика по данному слу чаю? Надеюсь на подробный ответ ?

Ответ

Официальных разъяснений по данному вопросу законодательство не содержит, судебная практика еще не сложилась. Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

 

Закупка товаров (работ, услуг) без проведения торгов проводится строго в случаях, установленных частью 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В частных разъяснениях специалисты Минэкономразвития России подчеркивают, что закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п.4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. должна осуществляться в крайне редких случаях (например, если нужно срочно приобрести товар (работу, услугу), без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена).

При выборе способа размещения заказа Вы должны определить - входит ли закупка в аукционный перечень товаров работ и услуг (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р), либо в дополнительные перечни, принятые на региональном уровне. Если не входит- то Вы вправе выбрать другие способы осуществления закупки. Если входит в Перечень, но аукцион по каким-либо причинам проводить нецелесообразно, то можете провести закупку любым другим способом, кроме конкурса.

Открытый конкурс – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен применяться по умолчанию, если законом не установлено иное.

В любом случае выбранный способ размещения заказа следует обосновать в документально составленном отчете. Пример составления такого отчета приведен в ответе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

С 1 января 2014 года начинает действовать контрактная система в сфере закупок. Поэтому все заказчики при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны выполнять новые правила, установленные Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Закон о контрактной системе также обязаны применять бюджетные и автономные учреждения с учетом особенностей, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контрактная система распространяется также на сделки с недвижимостью и аренду имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Способы определения поставщиков*

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

К конкурентным способам относятся:

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:*

  • при закупке товара (работы, услуги), который относятся к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом такие закупки не должны превышать 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 50 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212,213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). О том, как рассчитывать совокупный объем закупок без плана-графика, см. выше;
  • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту командировки (проведения мероприятий) и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.* Для этого составьте отчет. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: в исключительных случаях Правительство РФ вправе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный законом о контрактной системе (ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Справочник: Сравнительная таблица способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Показатели

Открытый конкурс

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Закупка у единственного поставщика

Когда проводится

Проводится во всех случаях без ограничения по сумме, кроме закупок, для которых предусмотрен другой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

(ч. 2 ст. 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Проводится в случае закупки товаров (работ, услуг), включенных в аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р, или в дополнительный перечень, который принят на уровне субъекта РФ

В остальных случаях – без ограничений (по решению заказчика)

(ч. 2, 3 ст. 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Проводится на сумму, не превышающую 500 000 руб., и не более 10 процентов от всего объема средств на закупки, выделенных на год

В некоторых случаях – проводится без ограничения суммы контракта.

(ч. 2 ст. 72, п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Проводится строго в случаях, установленных частью 2 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Проводится строго в случаях, установленных частью 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ*

<…>

3. Рекомендация: Как провести открытый конкурс

Открытый конкурс – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен применяться по умолчанию, если законом не установлено иное.* Победителем признается участник, который с первого раза направит заявку на участие в конкурсе с лучшими условиями исполнения контракта. Заявке победителя конкурсная комиссия должна присвоить первый номер(ч. 8 ст. 53 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Условия проведения

Заказчик (уполномоченный орган) перед заключением контракта по умолчанию должен провести открытый конкурс. Список способов определения поставщика, составляющих исключение из общего правила, указан в части 2 статьи 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При соблюдении законодательных ограничений допустимы:*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

4. Форма: Отчет заказчика о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Государственное учреждение научно-


исследовательского института «Альфа»


(ГУ НИИ «Альфа»)

наименование учреждения

г. Москва, ул. Бердяева, д. 19, (495) 963-17-18

адрес, телефон (факс)

AU_ALFA@YA.RU

адрес электронной почты

 

Отчет № 1 от 20 января 2014 г.


о невозможности (нецелесообразности) использования


иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя),


обоснования цены контракта и иных существенных условий исполнения контракта


при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)


для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Предмет


контракта

Основания размещения заказа у


единственного поставщика (обоснование


невозможности или нецелесообразности


использования иных способов


определения поставщика, (подрядчика,


исполнителя))

Обоснование


цены


контракта


(руб.)

Обоснование


иных


существенных


условий


контракта

Замена трех


стеклопакетов

Данная закупка направлена на замену


разбитых стеклопакетов в


лабораториях в минимально


возможные сроки (не позднее трех дней


со дня заключения контракта).

Применение других способов,


требующих затрат времени, может


привести к приостановлению научно-


исследовательских работ, выполняемых


по договорам на выполнение научно-


исследовательских работ, просрочке


исполнения обязательств по данным


договорам, штрафным санкциям *

12 653 руб. 00


коп.


(по


результатам


определения


цены


контракта


методом


сопоставим


ых рыночных


цен)

В связи с


необходимость


ю осуществить


закупку в


сжатые сроки


период


проведения


работ


установлен с


20.01.2014 по


23.01.2014

       

     

Отчет составил

 

Контрактный управляющий

     

В.Н. Зайцева

 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка


подписи)

Заказчик

       

А.В. Львов

     

(подпись)

 

(расшифровка


подписи)

20.01.2014

       
             
             

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

1. Порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в зависимости от суммы контракта

2. Пошаговая инструкция: как провести закупку по новым правилам

09.04.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70%
  • Над налоговой отчетностью 20%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль