Договор об оказании услуг по защите государственной тайны

923

Вопрос

Каким образом в рамка 44-фз заключить договор об оказании услуг по защите государственной тайны? Предприятие-исполнитель на основе своего режимно-секретного органа оказывает услуги по защите информации, обеспечивающие надлежащий режим секретности для выполнения Предприятием-пользователем (это наша организация) работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К проекту договора прилагается смета затрат на услуги по защите государственной тайны (Итого цена с НДС составляет 24088,52руб.). Обе организации находятся на территории ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Подпадает ли данная закупка под закупку у единственного поставщика? Если попадает, то к какому пункту части 1 статьи 93 44-фз она относится? Каким образом произвести обоснования НМЦК? Необходимо ли публиковать на сайте извещение об осуществлении такой закупки?

Ответ

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Если предмет закупки составляет государственную тайну- то Заказчик должен провести закрытые торги.

 

При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне необходимо руководствоваться положениями Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 210. Сведения, составляющие государственную тайну, на официальном сайте размещать нельзя ни при каких обстоятельствах.

В частных разъяснениях специалисты Минэкономразвития России подчеркивают, что закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика должна осуществляться в крайне редких случаях (например, если нужно срочно приобрести товар (работу, услугу), без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

С 1 января 2014 года начинает действовать контрактная система в сфере закупок. Поэтому все заказчики при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны выполнять новые правила, установленные Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Закон о контрактной системе также обязаны применять бюджетные и автономные учреждения с учетом особенностей, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контрактная система распространяется также на сделки с недвижимостью и аренду имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Способы определения поставщиков*

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

К конкурентным способам относятся:

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:*

  • при закупке товара (работы, услуги), который относятся к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом такие закупки не должны превышать 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 50 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212,213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). О том, как рассчитывать совокупный объем закупок без плана-графика, см. выше;
  • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту командировки (проведения мероприятий) и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.* Для этого составьте отчет. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: в исключительных случаях Правительство РФ вправе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный законом о контрактной системе (ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Как провести закрытые закупки товаров (работ, услуг)

Чтобы провести закрытые закупки товаров (работ, услуг), заказчик должен сам разослать приглашения ограниченному кругу лиц. В этом случае информацию о закупках в открытом доступе размещать не нужно. Исключение предусмотрено только для извещения о закупках товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что само извещение эти сведения не содержит. Секретная информация в этом случае может быть только в документации о закупке или в проекте контракта, которые на официальном сайте не публикуются (ч. 3 ст. 84, ч. 4 ст. 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Существуют четыре закрытых способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя):*

Данный перечень приведен в части 1 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Условия проведения

Случаи применения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. Их можно использовать только в следующих случаях:

  • сведения о товарах (работах, услугах), содержащиеся в документации о закупке, составляют государственную тайну;
  • сведения о федеральных нуждах, обеспечиваемых закупками, составляют государственную тайну;*
  • требуется заключить контракт на приобретение услуг по страхованию, транспортировке и охране:
    – ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России;
    – музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (их копий), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, при передаче их заказчиками во временное пользование (владение) (в т. ч. в связи с проведением выставок);
  • требуется заключить контракт на приобретение услуг по уборке помещений или услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Данный перечень приведен в части 2 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне необходимо руководствоваться положениями Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 210.

Подробный перечень сведений, составляющих государственную тайну, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями распоряжаться этими сведениями, установлены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.*

Согласование закупок

Применение закрытых способов определения поставщика необходимо согласовать с уполномоченным федеральным органом (ч. 3 ст. 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так,

Правительство РФ уполномочило Рособоронзаказ согласовывать закупки товаров (работ, услуг) для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 3 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Проведение закрытых закупок в остальных случаях требует согласования с ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минэкономразвития России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Поэтому Порядок согласования закрытых процедур определен приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

Для согласования проведения закрытого конкурса или аукциона направьте обращение об этом в Рособоронзаказ либо ФАС России исходя из предмета закупки и компетенции ведомства (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537). Содержание обращения в эти ведомства определено пунктом 4 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

В обращении приведите:

  • описание предмета закупки, включая количество товара (работ, услуг);
  • начальную цену контракта, источник финансирования;
  • обоснование того, что сведения о предмете закупок, содержащиеся в документации о закупках, или сведения о федеральных нуждах составляют государственную тайну (в случае согласования с Рособоронзаказом). Обоснование сделайте с указанием конкретных пунктов (положений) Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203;
  • обоснование контракта на приобретение услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов, музейных предметов и музейных коллекций, обоснование закупок по обеспечению деятельности судей и судебных приставов, требующих согласования ФАС России;
  • перечень и обоснование количества лиц, приглашаемых к участию в закрытых закупках;
  • сведения о лицензиях на поставку товаров (работ, услуг), если для поставки предмета закупки требуется лицензия.

К обращению приложите:

  • доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика (уполномоченного органа или учреждения). Это может быть приказ или копия приказа о назначении на должность;
  • дополнительные документы, которые могут иметь значение для рассмотрения обращения.

Такие правила предусмотрены частью 3 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пунктами 4, 9 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

Рособоронзаказ (ФАС России) регистрирует поступившее обращение и присваивает ему регистрационный номер. Закупка согласовывается в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пунктами 10–12 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

По итогам рассмотрения Рособоронзаказ (ФАС России) может:

  • разрешить проведение закупки закрытым способом;
  • дополнительно запросить у заказчика информацию и документы;
  • отказать в проведении закупки.

Основаниями для отказа в проведении закрытых закупок могут быть:

  • допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • отсутствие обоснований закупки (в т. ч. обоснования для отнесения информации о контракте к сведениям, составляющим государственную тайну);
  • необоснованное ограничение заявителем круга участников предполагаемых закрытых закупок.

Такие правила предусмотрены пунктами 12, 13, 15 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.

Приглашение к участию в торгах*

Если по итогам рассмотрения обращения заказчик получил положительный ответ, подготовьте соответствующую документацию(конкурсную или аукционную).

После чего заказчик должен направить приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Сделать это нужно в течение 90 дней с даты принятия такого решения. Об этом сказано в части 4статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При проведении закупок закрытым способом извещения об их проведении требуются, только если сведения в документации о приобретаемых товарах (работах, услугах) составляют государственную тайну.*

Во всех остальных случаях направьте всем участникам приглашения к участию в закрытых торгах по перечню, согласованному с Рособоронзаказом (ФАС России).

Сделать это нужно не позднее чем:

  • за 20 дней –до вскрытия конвертов с заявками (если проводится закрытый конкурс);
  • за 10 дней – до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (если проводится закрытый аукцион).

Кроме того, копии всех приглашений должны быть также отправлены в Рособоронзаказ (ФАС России):

  • за 20 дней – до вскрытия конвертов с заявками (если проводится закрытый конкурс);
  • за 5 дней – до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (если проводится закрытый аукцион).

Такой порядок предусмотрен частями 4, 7 статьи 85, частями 5, 7 статьи 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В приглашении на участие в закрытом конкурсе укажите те же сведения, которые включаются в извещение о проведении открытого конкурса (ч. 4 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В приглашениях на закрытый аукцион заказчик также должен указывать свое наименование, почтовый адрес, объект закупки, способ получения документации о закрытом аукционе, срок, место и порядок представления документации о закрытом аукционе (ч. 6 ст. 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Извещение о проведении*

Направлять приглашения не нужно, если идет закупка товаров (работ, услуг), сведения о которых в документации или проекте контракта составляют государственную тайну.

В этом случае надо разместить на официальном сайте извещение о проведении закрытого конкурса или аукциона не менее чем за 30 дней до даты, назначенной для вскрытия конвертов с заявками на участие. Об этом сказано в части 3 статьи 85, части 4статьи 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Извещения о закупках закрытыми способами составляются в порядке, предусмотренном:

Об этом сказано в части 2 статьи 85, части 4 статьи 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: сведения, составляющие государственную тайну, на официальном сайте размещать нельзя ни при каких обстоятельствах.*

При закрытых способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) извещения размещаются на официальном сайте, только если информация о самом факте проведения закупок не составляет государственной тайны.

При этом документация о предмете закупки и проект контракта, которые содержат государственную тайну, на официальном сайте не размещаются.

Это следует из части 3 статьи 85, части 4 статьи 88 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Например, сведения о потребности (федеральных нуждах) в строительстве здания на территории воинской части могут быть несекретными. При этом проектная документация может содержать отдельные документы (схему прокладки линий специальной связи к этому зданию и т. п.), которые являются государственной тайной.

В этом случае извещение об осуществлении закупки должно быть размещено на официальном сайте, а документация о закупке должна предоставляться только организациям, имеющим лицензию на работу с государственной тайной, по запросу.

Документация о закупке*

При формировании документации закрытого конкурса нужно руководствоваться требованиями, предъявляемыми к документации открытого конкурса (ч. 2 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Требования к содержанию документации о закрытом аукционе приведены отдельно в части 1 статьи 87 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В частности, она должна содержать:

  • наименование и описание объекта закупки;
  • содержание заявки на участие и инструкцию по ее заполнению;
  • размер и порядок обеспечения заявки и требования к банковской гарантии;
  • форму контракта и размер обеспечения его исполнения и др.

Процедуры предоставления закрытой конкурсной (аукционной) документации (разъяснений к документации) аналогичны тем, которые проводятся при открытом конкурсе или аукционе.

Основная особенность связана с необходимостью соблюдать требования к сохранению режима секретности. Если сведения о товаре, отраженные в документации, составляют государственную тайну, то участник к своему запросу на получение документации должен приложить подтверждение допуска к государственной тайне.

Документацию о закрытых закупках и разъяснения к ней нельзя публиковать в средствах массовой информации, размещать в Интернете, а также пересылать в электронной форме.

Разъяснения документации нужно доводить письменно до всех, кому она предназначена. При этом можно указывать предмет запроса, но нельзя указывать участника закупки, направлявшего запрос. Такие правила установлены частями 5, 17 статьи 85 и частями 3 и 4 статьи 87 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Основные отличия процедуры закрытых закупок от проведения закупки открытыми способами приведены в таблице.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

21.03.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль