Порядок закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ

566

Вопрос

Государственное бюджетное учреждение в своей деятельности имеет 2 источника дохода: субсидии из бюджета и внебюджетные поступления от оказания платных ветеринарных услуг и продажи медикаментов. С бюджетом все понятно - там 44фз, а вот с внебюджетными средствами прошу Вас разъясните пожалуйста как нам правильно оформить документы , чтобы работать по 223-ФЗ, какими правовыми актами руководствоваться? До 01.01.2014г. нами на официальном сайте было размещено положение по закупкам, размещен план график закупок на 2014 год. Сейчас его нужно утверждать учредителем (Департаментом)? До какого срока? В самом положении какие учесть изменения в законодательстве? По 223-фз у нас в основном идут разовые прямые договоры с поставщиками работ, услуг(приобретение материальных запасов и основных средств,), так же у нас имеется лицензия на реализацию лекарственных препаратов ветеринарного значения. Какие здесь могут быть особенности закупок? Можем ли мы закупать лекарственные средства по прямым разовым договорам? Нужно или нет размещать дополнительные планы закупок по лекарствам? чем руководствоваться? Если у нас договоры с единственным поставщиком и разовые договоры необходимо или нет размещать отчет на официальном сайте ежемесячно?

Ответ

1. Если Вы до 1 апреля 2014 года не разместите на официальном сайте утвержденное учредителем Положение о закупках по нормам Закона 223-ФЗ, то все закупки (в том числе и за счет ПДД) 2014 года следует производить по нормам 44-ФЗ от 05.04.2013г.

 

Порядок закупок по закону 223-ФЗ следует прописать в Положении о закупках, поскольку в самом Законе 223-ФЗ даны лишь общие принципы закупок, но нет конкретных разъяснений о том, какими способами производить закупки тех или иных  товаров (работ, услуг).

2. Рекомендуем учитывать основной принцип закупок - учреждение по возможности должно проводить в основном конкурентные процедуры закупок. Поэтому во избежание замечаний проверяющих рекомендуем проводить закупки у единственного поставщика в случаях, когда невозможно или нецелесообразно проводить конкурентные процедуры (например- при возникновении потребности в запчасти для служебного автомобиля, который сломался в дороге и т.п.).

Для правильного составления Положения о закупке ознакомьтесь с примерными положениями о закупках, приведенными в Справочнике 3 и, по аналогии составьте свое Положение.

Основные принципы составления Положения о закупке перечислены в нижеприведенной статье 4.

3. После того, как договор заключен, или закупка товаров (работ, услуг) произведена на основании товарных чеков (независимо от суммы) то не позднее 10-го числа каждого сведения о нем следует отразить на сайте. Это следует из части 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Начиная с 2014 года, заказчики обязаны включать в отчет о заключенных договорах сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства как конкурентными процедурами, так и закупки у единственного поставщика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Особенности для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения должны проводить закупки в общем порядке, установленном для заказчиков.*

<…>

При соблюдении определенных условий бюджетные учреждения могут проводить закупки по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Сделать это можно только при закупках:

за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;

в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;

за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением грантов, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России (письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045).

Для того чтобы воспользоваться своим правом, учреждению нужно разработать положение о закупке, утвердить его у учредителя* и разместить до начала года на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с разработанным положением или в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ нельзя изменить в текущем году.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1, пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: для применения в 2014 году Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ принять и разместить на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) положение о закупке нужно до 1 апреля 2014 года. До его размещения бюджетные учреждения при проведении закупок должны руководствоваться Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 25 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

<…>

Размещение сведений о заключенных договорах

Не позднее 10-го числа каждого месяца заказчик должен размещать на сайте сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;

у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);*

сведения о которых составляют государственную тайну;

сведения о которых не размещались на сайте по решению Правительства РФ.

Об этом сказано в части 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.*

Порядок размещения информации о заключенных договорах установлен разделом VIII Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

<…>

Станислав Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

3.Справочник: Перечень примерных (типовых) положений о закупках товаров, работ, услуг

Внимание! Данные примерные (типовые) положения о закупках носят рекомендательный характер и необязательны для применения.

Заказчик – бюджетное или автономное учреждение, которое при закупках руководствуется Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, может использовать нижеприведенные положения (или отдельные способы закупок из них) при разработке своего положения о закупке независимо от региона, в котором учреждение находится.*

   

Перечень положений

Документ, которым утверждено положение

Примерное положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд предприятий г. Москвы

Информационное сообщение Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 21 марта 2012 г.

Типовое положение о закупках товаров, работ и услуг Омской области

Информационное письмо Минэкономики Омской области от 4 июля 2012 г.

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц г. Новосибирска

Постановление мэрии г. Новосибирска от 5 декабря 2013 г. № 11420

Типовое положение по закупкам товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц МО «Город Салехард»

Постановление администрации МО «Город Салехард» от 20 февраля 2013 г. № 66

Примерное положение о правилах закупки товаров, работ, услуг муниципальным унитарным предприятием, муниципальным автономным учреждением МО «Город Томск»

Постановление администрации г. Томска от 17 декабря 2013 г. № 1420

Примерное положение о закупках товаров, работ, услуг г. Тамбова*

Постановление администрации г. Тамбова от 19 декабря 2013 г. № 10901

   

4.Статья: Положение о закупках: что учесть при разработке

<…>

Требования к содержанию положения о закупках

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Оно должно содержать:

1) требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки(включая способы закупки) и условия их применения;

2) порядок заключения и исполнения договоров;

3) иные связанные с обеспечением закупки положения.

<…>

Говоря об общих рекомендациях к содержанию положения о закупках, следует отметить, что опыт применения Закона № 223 ФЗ выявил ряд типовых случаев непонимания сути закона лицами, его применяющими. Рассмотрим некоторые из типичных ошибок заказчиков, допускаемых при составлении положения о закупках.*

1. Отсутствие каких-либо конкретных правил и (или) рекомендаций по выбору способа закупки. Очень часто копируется опыт (крайне неоднозначный) госзакупок (одноименность продукции, «поквартальность» мелких закупок, предельный процент мелких закупоки т. д.).

Не учитывается один из базовых принципов научно обоснованной методологии закупочной деятельности, который заключается в следующем: преимущественными способами закупки являются конкурентные закупки (в идеальном случае – конкурсы и аукционы). В случае нецелесообразности конкурентных закупок проводится неконкурентная закупка у единственного поставщика при строгом контроле обоснованности такой закупки и ее конечной стоимости.

2. Необоснованно завышенный ценовой порог проведения неконкурентных процедур.* Многие коллеги слишком поздно осознают, что правило проведения закупки на неконкурентной основе «до 10 млн руб.» при максимальных ценах заключаемых контрактов не более 2 млн руб. не найдет (и справедливо не найдет) понимания у органов по контролю и надзору.

3. Непонимание разницы между неконкурентной закупкой и непубличной закупкой. Право выбора способа закупки принадлежит заказчику. Правило публичности закупки (размещения информации о такой закупке) регулируется частью 15 статьи 4 Закона № 223ФЗ. В общем случае максимальный размер непубличной закупки не может превышать 100 тыс. руб. (кроме отдельных заказчиков).

Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., он вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).*

4. Непродуманное копирование опыта закупочных систем иных заказчиков исходя из возможности открытого доступа к реестру положений о закупках. Не следует слепо заимствовать положения о закупках таких организаций, как «Ростелеком», «Газпром», «Российские железные дороги», «Росатом» и т. д. Такие нормативные документы действительно являются результатом труда высококвалифицированных специалистов, но они созданы для решения ряда задач, которые для подавляющего большинства бюджетных учреждений не актуальны (сложные организационные схемы взаимодействия подразделений и служб, применение сложных процедур закупок для сложных (соответственно) объектов закупок, описание сложных алгоритмов оценки заявок).

5. «Изобретение» самых невероятных закупочных технологий. Вариантов сотни, но при анализе сути предлагаемых процедур выясняется, что фактически речь идет о конкурсах/аукционах, которые заказчик всячески пытается понимать как неторговые процедуры. Есть судебная практика, которая отлична от субъективного восприятия авторов таких новелл. «Предзапросный мониторинг цен» и «запрос ценовых оферт» могут быть оценены судом как те же конкурсы, но проведенные с грубейшими нарушениями как Закона № 223ФЗ, так и общих норм гражданского законодательства.

6. Применение непрозрачных алгоритмов определения победителя. Пример: закупка товара с определенными потребительскими свойствами (или его эквивалента). Критерий оценки «качество». Весовое значение 60 баллов (так в документации). Полная неопределенность в части порядка оценки заявок. Допустим, участник предлагает к поставке оригинальный товар. Это 0 баллов или 60 баллов? Прямое нарушение принципа прозрачности закупоки принципа измеряемости требований к объекту закупки.

7. Отсутствие порядка приемки результатов исполнения договора, как документальной, так и фактической, что является нарушением требований части 2 статьи 2 Закона 223ФЗ (содержание положения).

<…>

Александр Владимирович Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 12, ДЕКАБРЬ 2013

5. Справочник: Основные изменения в Закон о закупках № 223-ФЗ с 1 января 2014 года

Положения, претерпевшие изменения

До внесения изменения

После внесения изменений*

Сфера применения закона

Закон на бюджетные учреждения не распространялся

Бюджетные учреждения вправе применять Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ при закупках:

  • за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
  • в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;
  • за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС)

(подп. «а» п. 1 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

Размещение информации

Официальный сайт (www.zakupki.gov.ru)

Единая информационная система (ЕИС). При этом до ввода в действие ЕИС информация размещается на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru)

(ст. 42, п. 8 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

Положение о закупке

Применение Положения о закупке бюджетными учреждениями не предусмотрено

Положение о закупке бюджетного учреждения утверждает учредитель

(п. 2 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства

Не предусмотрены

Правительство РФ вправе определить особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства, годовой объем закупок у данных субъектов

(подп. «б» п. 3 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

С 1 января 2016 года предусмотрена ответственность за нарушение порядка закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким нарушениям относятся:

  • несоблюдение годового объема таких закупок, установленного Правительством РФ;
  • размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у данных субъектов;
  • неразмещение до 1 февраля следующего года отчета.

В случае выявления данных нарушений заказчик с 1 февраля и до конца года для ведения закупочной деятельности должен применять Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

(подп. «в» п. 3 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

Обжалование действий заказчика

Расширен перечень случаев, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика:

  • – неразмещение или размещение заказчиком на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

(подп. «г» п. 3 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

Информационное обеспечение закупки

Дополнен перечень сведений, которые заказчик размещает на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) или в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным:

  • – сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства

(подп. «о» п. 4 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)*

Реестр договоров

Не предусмотрен

С 1 января 2015 года заказчики будут вносить информацию и документы в реестр договоров. Порядок ведения реестра установит Правительство РФ

(п. 5 ст. 42 Закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ)

     


* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

17.03.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль