Порядок принятия на учет и выбытия нефинансовых активов

1313

Вопрос

Подскажите решение на следующий вопрос: в гос органе распоряжением утверждена комиссия по поступлению и выбытию активов. Обязательно ли в данном случае решение комиссии о принятии к учету поступивших основных средств, нематериальных активов, материальных запасов? Или в данном случае можно обойтись без решения данной комиссии , так как весь товар принимается к учету автоматически на основании заключенных контрактов, которые изначально согласовывает руководитель и все службы и все приобретается и оплачивается по соответствующим статьям , если это основное средство то по 310 и т.д. (получается что комиссия дублирует решение руководителя и может возникнуть ситуация , что проплатили по 310 статье , а решение комиссии будет идти в разрез с расходами по соответствующим статьям).

Ответ

Учреждение формирует комиссию по поступлению и выбытию активов на постоянной основе, закрепляя этот факт во внутреннем локальном нормативном документе. Это определено пунктом 25 Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н. Данный документ должен описывать порядок принятия на учет и выбытия нефинансовых активов. Состав комиссии, а также принципы определения текущей рыночной стоимости имущества (к примеру, при получении его безвозмездно) можно прописать в учетной политике учреждения. Одновременно следует определить полномочия комиссии. Например, на постоянно действующие комиссии возлагаются следующие функции:

 

оформление актов приемки-сдачи, достройки (дооборудования, технического перевооружения) и списания объектов нефинансовых активов;

установление причин списания объектов, возможности их использования и оценка материалов, полученных при разборке объектов;

определение сроков полезного использования нефинансовых активов, поступивших безвозмездно и после достройки, дооборудования и модернизации.

На комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества. Подробнее о полномочиях комиссии по поступлению и выбытию активов в статьях, приведенных ниже. Следует заметить, что определение статьи (подстатьи) КОСГУ при приобретении активов к полномочиям комиссии не относится.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Обязательно ли создавать комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов

Для принятия к учету недвижимого имущества, а также движимого имущества стоимостью свыше 3000 руб. и библиотечного фонда (за исключением периодических изданий) независимо от стоимости в учреждении должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. В частности, комиссия определяет:

соответствует ли основное средство техническим условиям;

требуется ли доработка основного средства.

Это следует из пункта 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и реквизитов актов по формам № ОС-1 (0306001), № ОС-1а(0306030), № ОС-1б (0306031).

Кроме того, в некоторых случаях при принятии основного средства к учету комиссия устанавливает срок его полезного использования. Срок полезного использования необходим для начисления амортизации по основным средствам.*

Из рекомендации «Как ввести в эксплуатацию основное средство»

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 14.10.2010 № 834

Об особенностях списания федерального имущества (с изменениями на 20 декабря 2012 года)

<…>

5. В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - комиссия).*

6. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.*

7. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации. Таким приказом на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Комиссия проводит заседания по мере необходимости. Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.*

<…>

3. Статья: Формируем учетную политику на 2013 год

Учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета содержит организационный и методический разделы. Рассмотрим, какие правила ведения учета на 2013 год нужно отразить в этом документе.

Нефинансовые активы

Бюджетное учреждение формирует комиссию по поступлению и выбытию активов на постоянной основе, закрепляя этот факт во внутреннем локальном нормативном документе. Это определено пунктом25 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н ).

Данный документ должен не только описывать порядок принятия на учет и выбытия нефинансовых активов, но и устанавливать требования учредителя о порядке работы с объектами недвижимого и особо ценного движимого имущества. Состав комиссии, а также принципы определения текущей рыночной стоимости имущества (к примеру, при получении его безвозмездно) можно прописать в учетной политике учреждения. Одновременно следует определить полномочия комиссии. Например, на постоянно действующие комиссии возлагаются следующие функции:

оформление актов приемки-сдачи, достройки (дооборудования, технического перевооружения) и списания объектов нефинансовых активов;

установление причин списания объектов, возможности их использования и оценка материалов, полученных при разборке объектов;

определение сроков полезного использования нефинансовых активов, поступивших безвозмездно и после достройки, дооборудования и модернизации.

Обратите внимание: элементы, определяемые в этом разделе учетной политики, будут действовать для всех объектов нефинансовых активов – основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, а также материальных запасов.*

<…>

А.Ю. Опальский,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2013

4. Статья: Срок полезного использования объекта основных средств

Срок полезного использования объекта основных средств – это период, в течение которого предусматривается использование основного средства в процессе деятельности учреждения (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов).

Объект при этом должен использоваться в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен.

Сроки полезного использования законодательно определены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация основных средств). Все основные средства подразделены в соответствии с этим постановлением на 10 амортизационных групп.

Для активов, входящих в первые девять амортизационных групп, срок полезного использования устанавливается по максимальному значению, предусмотренному Классификацией основных средств. Для десятой амортизационной группы верхняя граница сроков полезного использования не определена. Она рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

То есть в отношении объектов основных средств, отнесенных к десятой амортизационной группе, специальный расчет норм амортизации не производится. Соответствующий показатель принимается на уровне, закрепленном постановлением Совмина СССР.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителей. Если таковые тоже отсутствуют, то сроки устанавливают на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Они рассчитываются исходя из следующих значений:

ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно – правовых и других ограничений использования этого объекта;

гарантийного срока использования;

сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для активов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.*

Книга «КАЗЕННЫЙ УЧЕТ» ПО НОВОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ — 2013

5. Статья: Списание транспорта в казенном учреждении

Если принято решение о списании зарегистрированного транспортного средства, в первую очередь его необходимо снять с учета*. Избежать ошибок в данном случае поможет наша статья.

* Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2014 г. № А70-4125/2012.

Причины списания

В соответствии с пунктами 38, 53 Инструкции № 157н транспорт относится к основным средствам. Его выбытие происходит, согласно пункту 51 Инструкции № 157н, в следующих случаях:

принято решение о списании по основанию выбытия помимо воли учреждения – то есть из-за хищения, недостачи или порчи, например автомобиля, выявленных при инвентаризации;

транспорт частично ликвидирован (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);

вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

после разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации, предусмотренных при принятии решения о списании по иным основаниям, в том числе из-за морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления;

при передаче транспорта другому государственному (муниципальному) учреждению или предприятию, органу госвласти или местного самоуправления;

в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;

в случае возврата транспорта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю.

Этапы списания транспорта

Списание транспортных средств включает:

1) определение технического состояния каждой единицы транспорта;

2) оформление необходимой документации;

3) получение разрешения на списание;

4) демонтаж, разборку;

5) утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации;

6) списание транспорта с балансового (забалансового) учета.

Отметим, что дополнительный пункт в данном списке таков: зарегистрированный автотранспорт необходимо снять с учета в соответствии с установленным порядком.

С 15 октября 2013 года действует новый Административный регламент исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденный приказом МВД России от 7 августа 2013 г. №605.

Кстати, регистрационные знаки могут быть перерегистрированы с автомобилем на нового собственника или сохранены за прежним собственником для последующего присвоения на новое транспортное средство ( п. 5 разъяснения МВД России от 17 октября 2013 года).

Порядок согласования списания

Порядок представления документов для согласования решения о списании федерального имущества утвержден приказом Минэкономразвития России иМинфина России от 10 марта 2011г. №96/30н.

Кроме того, органы государственной власти в своих инструкциях (положениях) о порядке списания имущества могут предусматривать различные особенности, например:

требование о получении разрешения на списание имущества в уполномоченном органе;

предполагается различный порядок списания транспорта в зависимости от его стоимости;

случаи, в которых для списания имущества необходимо оформлять заключение о техническом состоянии, подтверждающее его непригодность к дальнейшей эксплуатации, выданное специализированной организацией (экспертом) и т. д. › |

› | В случае принятия решения об утилизации транспортного средства его нужно снять с учета, при этом присутствие самого автомобиля не требуется. Утилизацией автотранспортных средств занимаются специализированные организации.

Казенное учреждение принимает решение о списании транспортных средств по согласованию с органами государственной власти (муниципальными органами), в ведении которых находится.

Данный аспект определяется пунктами 4, 4.1 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением ПравительстваРФ от 14 октября 2010 г. №834 (далее – Положение №834).

Документальная процедура списания

Принципы списания имущества субъектов РФ (муниципального имущества) во многом аналогичны порядку списания федерального имущества, поэтому рассмотрим его.

Для принятия решения о списании любого имущества, в том числе транспорта, необходимо осуществить ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытиюнефинансовых активов.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.*

Действия комиссии по списанию

На основании пункта 6 Положения № 834 комиссия наделена такими полномочиями:

осматривает автомобиль, подлежащий списанию, с учетом данных учетно-технической и иной документации;

принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования транспорта, возможности и эффективности его восстановления или использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;

устанавливает причины его списания, в числе которых физический и моральный износ, нарушение условий содержания или эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины;

подготавливает акт о списании транспортных средств в зависимости от его вида и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Особо следует отметить, что комиссия правомочна проводить заседания только при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней ( п.7 Положения №834).

Техническое состояние автомобиля (целесообразность его эксплуатации) может определяться соответствующей комиссией учреждения на основании заключений компетентных должностных лиц учреждения, специалистов необходимой квалификации.*

Так, согласно пункту7 Положения, в случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. › |

› | Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества ( п.9 Положения№834).

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании ( п.9 Положения). Заключение о списании прикладывается к актам на списание основных средств в качестве обоснования целесообразности их списания. Выбытие отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

В частности, выбытие автотранспортных средств может оформляться:

Актом о списании автотранспортных средств ( ф. 0306004);

Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ( ф. 0306001).

Утверждение акта

После завершения мероприятий утвержденный руководителем учреждения акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 16июля 2007г. №447, направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества ( п.13 Положения №834).

При этом в соответствии с пунктом 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты только исключительно при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (органом, наделенным функциями и полномочиями учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в бухгалтерском учете выбытияавтомобиля до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Отражение в учете

В бухгалтерском учете выбытие транспорта отражается в соответствии с Инструкцией №162н.

Проводки в учете зависят от того, по какой причине списывается автомобиль (иной транспорт). Приведем несколько примеров.

Если транспорт списывается по причине износа, то сумма начисленной амортизации отражается записью по дебету счета 0 104 35 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 0 101 35 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения». Списание транспорта при его разрушении вследствие стихийных бедствий на сумму остаточной стоимости происходит по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счета 0 101 35 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения».

Если казенное учреждение передает безвозмездно транспортное средство на сумму балансовой стоимости в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней (прочим организациям), то в данном случае делается следующая проводка: по дебету счета 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (0 401 20 253 «Расходы на перечисления международным организациям») и кредиту счета 0 101 35 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения».

Подробно об учете основных средств – в соответствующем курсе Школы БГУ. Записывайтесь, читайте лекции, проходите тесты и полуайте сертификаты. Обучение бесплатно!

Важно запомнить
Нельзя отражать в бухучете выбытие транспортного средства до утверждения в установленном порядке решения о его списании.

В.В. Утка,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 3, МАРТ 2014

6. Статья: Как определить стоимость подаренных картин

Казенное учреждение получило в дар картины, которые исторической ценности не представляют и написаны лицами, отбывающими наказание в учреждении ФСИН. Для постановки на баланс необходимо определить их стоимость. Нужно заказать оценку эксперту или можно определить их рыночную стоимость исходя из средних рыночных цен?

В соответствии с пунктом 25 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухучету объекта нефинансового актива определяется на основании цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

Перечень случаев, при которых проводится обязательная оценка имущества, приведен в статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ситуация, описанная в вопросе, в данном перечне отсутствует.

Таким образом, по моему мнению, оценка полученных в дар картин непрофессиональных художников может быть произведена комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов.*

И.А. Колодин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2014

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

13.03.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль