Особенности учета затрат

152

Вопрос

А втономное образовательное учреждение получает субсидии на выполнение государственного муниципального задания и оказывает платные образовательные услуги. Расходы по оплате труда персонала, коммунальные услуги, содержание имущества по обоим видам деятельности списываются на счет 109.80 (общехозяйственные расходы), а не делятся на прямые и накладные. Является ли это нарушением ?

Ответ

Нет, это не будет нарушением, если данные расходы нельзя отнести к прямым или накладным и данный порядок прописан в учетной политике.

 

Себестоимость предоставляемых учреждением работ, услуг как в рамках выполнения госзадания (муниципального задания), так и при ведении приносящей доход деятельности формируется на счетах, открываемых к счету 109 00 000. Бухгалтерский учет следует вести в разрезе каждого вида работ (услуг).

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике с учетом разъяснений учредителя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов.* Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.*

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.*

<…>

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

В соответствии с пунктом 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики (п. 134 Инструкции № 157н).*

<…>

В. Г. Неклокова

аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №3, март 2013

3. Статья: Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:

  • прямые затраты;
  • накладные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции № 157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы* – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы* – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы* связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходына ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

При применении Инструкции № 157н необходимо будет распределить ряд общехозяйственных расходов прежде всего между затратами на выполнение государственного (муниципального) задания и предпринимательской деятельностью (источниками доходов), а уже затем между видами услуг (в рамках приносящей доход деятельности). Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание и оказывает два вида платных услуг. В состав общехозяйственных расходов отнесена оплата электроэнергии. Общехозяйственные расходы распределяются между источниками получения доходов и по видам оказываемых услуг пропорционально выручке (на основании учетной политики).*

За текущий месяц получено:

– финансовое обеспечение на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму 1 480 000 руб. (НДС не облагаются);

– доходы от оказания платных услуг в размере 520 000 руб. (без учета НДС).

При этом для упрощения расчетов доходы от каждого вида услуг составили по 260 000 руб.

За месяц расходы на электроэнергию составили 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Задолженность по оплате электроэнергии начислена за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В конце месяца необходимо сделать следующее.

1. Определить удельный вес доходов от приносящей доход деятельности за месяц. Он составил 26 процентов (520 000 руб. / (520 000 руб. + 1 480 000 руб.)).

2. Отнести расходы по электроэнергии на предпринимательскую деятельность:

118 000 руб. × 26% = 30 680 руб.

На эту же сумму должны быть восстановлены кассовые расходы по государственному (муниципальному) заданию.

3. Отнести расходы (стоимость электроэнергии) по видам платных услуг для формирования их себестоимости:

– на первую услугу – 15 340 руб. (30 680 руб. × 50%);

– на вторую услугу – 15 340 руб.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение.* Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

1. Общие принципы формирования себестоимости в бухгалтерском учете

2. Отражение операций в учете

05.03.2014 г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль