Возмещение не правомерно израсходованных средств

352

Вопрос

В бюджетном учреждении проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности. В ходе ревизии принято решение о возмещении не правомерно израсходованных средств. Возможно возмещение несколькими способами: 1. за счет виновного лица, которое определяется решением учреждения 2. за счет средств учреждения (в большей части за счет приносящей доход деятельности). Какими бухгалтерскими записями оформить данные операции в бухгалтерском учете учреждения?

Ответ

Инструкция № 174н не содержит корреспонденций счетов, которые бы отражали возмещение учреждением неправомерно израсходованных средств. На практике, как правило, для таких расчетов с бюджетом используют счет 0.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». При этом формируются следующие проводки:

 

Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.303.05.730
– начислена задолженность на основании акта проверки (решения);

Дебет 0.303.05.830 Кредит 0.201.11.610
– перечислены средства возмещения в бюджет.

Если учреждение решило взыскать с виновного лица сумму возмещения, то начисление задолженности сотрудника следует отразить на счете 0.205.31.000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг». Возможные методы взыскания с сотрудника и соответствующие проводки приведены в прилагаемом материале.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

1.Ситуация: Как отразить в бухучете и при налогообложении поступление средств в возмещение ущерба от сотрудника. На учреждение наложили административный штраф по вине сотрудника. Сотрудник в добровольном порядке компенсирует учреждению расходы на оплату штрафа

<…>

Порядок отражения в учете поступлений от добровольного возмещения сотрудником суммы уплаченного по его вине штрафа Инструкцией № 174н не определен.

Вместе с тем, при решении рассматриваемого вопроса бюджетные учреждения могут обратиться к разъяснениям для казенных учреждений. Связано это с тем, что приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н установлен единый порядок применения плана счетов всеми учреждениями. Так, казенные учреждения расчеты по возмещению сотрудником штрафа, уплаченного учреждением, отражают на счете 0.205.31.000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг». Следовательно, бюджетные учреждения также должны отражать возмещение сотрудником штрафа, уплаченного учреждением, счете 0.205.31.000 (как компенсацию затрат учреждения).

Начисление задолженности сотрудника по возмещению суммы штрафа отражайте по КФО 2 «Приносящая доход деятельность» (письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374).

Доходы от возмещения уплаченного штрафа отразите проводкой:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Начислена задолженность сотрудника по возмещению уплаченного учреждением штрафа

2.205.31.560

2.401.10.130

Компенсация от сотрудника может быть внесена им в кассу, на лицевой счет учреждения или удержана из его зарплаты.

Если сотрудник вносит средства в кассу или на счет учреждения, сделайте проводку:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Сумма компенсации внесена в кассу

2.201.34.510

2.205.31.660

2.

Сумма компенсации поступила на лицевой счет

2.201.11.510

2.205.31.660

Забалансовый
счет 17
(код КОСГУ 130)

–*

Такой порядок установлен пунктами 93–94 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 201.34, 205.00, забалансовый счет 17).

Если учреждение удерживает сумму компенсации из зарплаты сотрудника, отражение операций в учете возможно двумя способами. При этом проводки зависят от того, в рамках какой деятельности выплачивается зарплата.*

Вариант 1

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Зарплата начислена в рамках приносящей доход деятельности:

1.1

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

2.302.11.830

2.304.03.730

1.2

Погашена задолженность сотрудника

2.304.03.830

2.205.31.660

2.

Зарплата начислена за счет средств субсидий на госзадание:

2.1

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

4.302.11.830

4.304.03.730

2.2

Отражено обязательство по перечислению средств, удержанных из зарплаты в рамках госзадания, на счет по учету средств от приносящей доход деятельности (на основании справки по форме № 0504833)

4.304.03.830

4.304.06.730

2.3

Погашена задолженность сотрудника

2.304.06.830

2.205.31.660

       

Такой порядок следует из пункта 2 письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 02-06-10/4354.

Внимание: корреспонденция счетов, рассмотренная в варианте 1, подлежит отражению в бухгалтерской отчетности как некассовая операция.

В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразите сумму погашения ущерба, удержанную из зарплаты сотрудника, в графе 8 «Некассовые операции» в разделах «Доходы учреждения» (по строке 040) и «Расходы учреждения» (по строке 161). Об этом сказано в пункте 2 письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 02-06-10/4354, письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Обратите внимание, что при отражении в форме № 0503737 некассовых операций, в случае удержания ущерба из зарплаты, начисленной за счет субсидии на госзадание, и погашения задолженности сотрудника в рамках приносящей доход деятельности, могут возникнуть проблемы с отражением в данной форме показателей по строкам 831 и 832. Ведь в этом случае некассовые операции отражаются в двух отчетах по форме № 0503737: по КФО 2 и по КФО 4. При этом в отчете по КФО 2 заполняется строка 040 в разделе «Доходы» и строка 832 в разделе «Источники финансирования бюджета» (в отрицательном значении). В отчете по КФО 4 – строка 161 в разделе «Расходы» и строка 831 в разделе «Источники финансирования бюджета» (в положительном значении). Однако согласно инструкции по формированию бухгалтерской отчетности строки 831 и 832 по графе 8 не заполняются (абз. 47, 53 п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н). Поэтому возможность представления отчетности с такими операциями следует уточнить у учредителя и в Казначействе России.

Вариант 2

При удержании компенсации из зарплаты сотрудника поступление средств в погашение задолженности на лицевом счете учреждения не отразится. Поэтому учреждению необходимо обратиться в Казначейство России (финансовый орган) для переброски средств с подстатьи КОСГУ 211 на статью КОСГУ 130. На основании выписки со счета (уведомления о переброске) и справки по форме № 0504833 сделайте проводки:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Зарплата начислена в рамках приносящей доход деятельности:

1.1

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

2.302.11.830

2.304.03.730

1.2

Отражено уменьшение средств на счете по статье 211

2.304.03.830

2.201.11.610

Забалансовый
счет 18
(код КОСГУ 211)

1.3

Отражено поступление средств на счет по статье 130 (погашена задолженность сотрудника)

2.201.11.510

2.205.31.660

Забалансовый
счет 17
(код КОСГУ 130)

2.

Зарплата начислена за счет средств субсидий на госзадание:

2.1

Удержана сумма штрафа из зарплаты сотрудника (с его согласия)

4.302.11.830

4.304.03.730

2.2

Отражено выбытие средств со счета по учету субсидий в погашение задолженности сотрудника

4.304.03.830

4.201.11.610

Забалансовый
счет 18
(код КОСГУ 211)

2.3

Отражено поступление средств на счет по учету средств от приносящей доход деятельности (погашена задолженность сотрудника)

2.201.11.510

2.205.31.660

Забалансовый
счет 17
(код КОСГУ 130)

       

Такие правила следуют из пунктов 139–140 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 201.00, 205.00, 401.10, забалансовые счета 17, 18).

Главбух советует: использовать вариант 2 можно, только если Казначейство России примет в работу уведомление об уточнении операций учреждения (по которому будет осуществлена переброска КОСГУ).

Если Казначейство России примет уведомление, то операции по удержанию из зарплаты отражаются в графе 5 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

При ведении бухучета в программах автоматизации бухучета такие операции, как правило, выполняются автоматически.

<…>

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Статья: Списание средств для погашения задолженности по исполнительному листу

<…>

Обращение взыскания на средства бюджетного учреждения происходит на основании исполнительных документов в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

К исполнительным документам должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который нужно перечислять взыскиваемые средства. При этом бюджетному учреждению-должнику в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа надлежит представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения требований в пределах остатка средств на его лицевом счете.

Кассовые расходы по исполнительному листу на лицевом счете, открытом для учета средств, полученных учреждением-должником, в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, осуществляются в пределах общего остатка без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

При этом должник самостоятельно определяет, с какого открытого ему лицевого счета должны списываться средства для оплаты требований исполнительного документа. К такому выводу пришли чиновники Минфина России совместно со специалистами Федерального казначейства в письме от 26 сентября 2012 г. № 02-13-07/3919, № 42-7.4-05/5.1-545.

А вот кассовые расходы на лицевом счете, открытом учреждению-должнику для учета операций со средствами в форме субсидий на иные цели, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, а также соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов, установленному соответствующим финансовым органом. Для федеральных бюджетных учреждений данный Порядок установлен приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для оплаты предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение-должник обязано представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств для полной либо частичной оплаты исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после даты поступления средств на определенный им лицевой счет.

В случае нарушения этих требований операции на лицевом счете, включая лицевые счета обособленных подразделений, приостанавливаются. Однако если учреждение предъявит документы, свидетельствующие об исполнении документа, отсрочке, рассрочке или отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, операции по лицевым счетам приостановлены не будут.

Если выплаты по исполнительному листу имеют периодический характер, учреждение-должник одновременно с платежным документом представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячных выплат. При нарушении должником порядка представления документов, а также срока ежемесячной выплаты операции по лицевым счетам бюджетного учреждения приостанавливаются до момента устранения нарушений.

Отражение ситуации в учете

На практике у многих бухгалтеров возникают сложности с отражением в учете операций по оплате кредиторской задолженности по исполнительному листу, сформированной в рамках соответствующего вида финансового обеспечения, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете с последующим возмещением привлеченных средств.

Проанализируем данную ситуацию, опираясь на разъяснения чиновников, приведенные в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет поступлений, полученных от приносящей доход деятельности. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств. Денежные средства не являются особо ценным имуществом бюджетного учреждения.

Учитывая это и положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н), оплата бюджетным учреждением кредиторской задолженности, в том числе по исполнительному листу, сформированной в рамках соответствующего вида деятельности в пределах остатка денежных средств на лицевом счете 20 с последующим возмещением привлеченных средств, отражается в бухгалтерском учете с применением счета 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Разберем на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оплате кредиторской задолженности, сформированной в рамках вида финансового обеспечения «2» (собственные доходы учреждения), за счет средств, полученных в рамках вида финансового обеспечения «4» (субсидии на выполнение госзадания).

Бухгалтерские записи по оплате исполнительного листа будут выглядеть следующим образом:

В случае оплаты на основании исполнительного листа кредиторской задолженности в пределах остатка денежных средств на отдельном лицевом счете 21 бухгалтерские записи бюджетным учреждением отражаются в аналогичном порядке.

Содержание операции

Дебет

Кредит

За счет средств от приносящей доход деятельности

Принята бюджетным учреждением кредиторская задолженность

2 401 20 200
«Расходы хозяйствующего субъекта»

2 302 ХХ 730
<Увеличение расчетов по принятым обязательствам>*

Привлечены денежные средства на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности «2», за счет остатка денежных средств по виду деятельности «4» (на основании Справки (ф. 0504833))*

2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

2 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»

Оплачен исполнительный лист с лицевого счета учреждения

2 302 ХХ 830
<Уменьшение расчетов по принятым обязательствам>

2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»*

Возмещен источник финансового обеспечения, направленный на исполнение кредиторской задолженности (на основании Справки (ф. 0504833))**

2 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»

2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

За счет субсидии, полученной на выполнение государственного (муниципального) задания

Привлечены денежные средства на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности «2», за счет остатка денежных средств по виду деятельности «4» (на основании Справки (ф. 0504833))**

4 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»

4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Возмещен источник финансового обеспечения, направленный на исполнение кредиторской задолженности (на основании Справки (ф. 0504833))*

4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»

     

* Одновременно вносится запись по дебету забалансового счета 18 по аналитическому коду поступления (КОСГУ) 730.
** Одновременно суммы отражаются по кредиту забалансового счета 18 по аналитическому коду поступления (КОСГУ) 730.

<…>

Л.П. Ситникова, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 11, ноябрь 2012

3.Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

<…>

Статья 21. Планы-графики

<…>

15. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе* в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

<…>

Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

<…>

2. Пункт 16 части 3 статьи 4, статьи 16, 17, 18, части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21, части 1 и 2 статьи 23, пункт 1.1 части 2 статьи 25, пункты 1 и 2 части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.*

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

24.02.2014г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль