Материалы, образовавшиеся при демонтаже ОС

318

Вопрос

Ч то делать бюджетному учреждению, если при демонтаже оборудования образовались материалы , годные только для сдачи в металлолом и вывозу на свалку? Нужно ли определять рыночную стоимость этих материалов и приходовать на 105.34 или же надо поступать как-то по другому, кто это должен определять и как все правильно оформить документально?

Ответ

На основании актов на демонтаж и акта по ф. № 0315004 (Акт о приемке материалов) оприходуйте материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, и металлолом. Металлолом оприходуйте на счет 105.36.000.

 

Фактическую стоимость металлолома определяйте исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету (п. 106, 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету. Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Ее определением должна заниматься комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе. Подробно об определении текущей рыночной стоимости в статье № 3. Подтверждение текущей рыночной стоимости путем анализа различных документов комиссия по поступлению и выбытию активов  должна оформить документально, например актом.

После принятия на учет металлолома учреждение может его реализовать специализированным организациям, которые занимаются деятельностью в области сбора металлолома. При продаже металлолома оформите накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (ф. 0315007). При перевозке металлолома в специализированную организацию автотранспортом дополнительно сформируйте товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т).

В бюджетных учреждениях доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Зачисление денежных средств от сдачи металлолома на лицевой счет бюджетного учреждения отражайте по статье КОСГУ 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»

Операции в бухгалтерском учете по сдаче металлолома отразите в соответствии с материалом, приведенным ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете сдачу металлолома, полученного при ликвидации основного средства

Полученный в процессе ликвидации основного средства металлолом учреждение должно оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н,п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). О том, как это сделать, см. Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств.

После принятия на учет металлолома учреждение может его реализовать специализированным организациям, которые занимаются деятельностью в области сбора металлолома.

При продаже металлолома оформите накладную на отпуск материалов на сторону по форме № 0315007. Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. При перевозке металлолома в специализированную организацию автотранспортом дополнительно сформируйте товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

Порядок отражения в бухучете операций по реализации металлолома зависит от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:*

Бюджетные учреждения без согласия учредителя (собственника) не вправе реализовать материальные запасы в следующих случаях:

материальные запасы включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);

сделка признается крупной, или в ее совершении имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом (в т. ч. отходами, полученными от ликвидации имущества) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Такие правила следуют из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, пунктов10, 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письмах Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 02-04-10/1464, от 16 апреля 2012 г. № 02-04-10/1305.

Зачисление денежных средств от реализации (сдачи) металлолома на лицевой счет бюджетного учреждения отражайте по статье КОСГУ 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, письмо Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31). Несмотря на то что письмо содержит ссылки на утративший силу приказ Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н, содержащиеся в нем разъяснения можно применять и сейчас (поскольку они не противоречат новым указаниям).

В учете при отражении операций по реализации сделайте следующие проводки:

Дебет 2.205.74.560 Кредит 2.401.10.172
– начислен доход за реализуемый металлолом;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.74.660
– поступила оплата за реализованный металлолом на счет учреждения;

Дебет 17 (код КОСГУ 440)
– отражено поступление средств на счет учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 72, 93–94, 150 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 205.00, 401.10, забалансовый счет 17).

<…>

Бюджетные и автономные учреждения выручку от продажи металлолома должны отразить в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ).

Дату получения выручки определяйте в зависимости от выбранного метода учета:

при методе начисления моментом получения дохода признается дата перехода права собственности на металлолом (п. 3 ст. 271 НК РФ);

при кассовом методе выручка признается в момент получения оплаты за отгруженный металлолом (п. 2 ст. 273 НК РФ). Предварительную оплату (аванс), полученную от покупателя (заказчика), также учтите в составе доходов в момент получения (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило действует, несмотря на то что материальные запасы еще фактически не переданы покупателю (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Полученную выручку учреждения вправе уменьшить на расходы, связанные с продажей металлолома (при условии, что расходы оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности) (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся расходы на хранение, упаковку, транспортировку. Кроме того, в состав расходов такие учреждения могут включить рыночную стоимость металлолома, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Подробнее об этом см. Как бюджетному (автономному) учреждению учесть при расчете налога на прибыль материальные запасы, полученные при ликвидации.

Расходы в виде себестоимости реализованного металлолома бюджетные (автономные) учреждения признают:

при расчете налога на прибыль методом начисления в момент перехода права собственности к покупателю (реализации) (п. 1 ст. 272 НК РФ);

при расчете налога на прибыль кассовым методом в период, когда выполнены два условия: материальные запасы оплачены поставщику и реализованы, то есть получена оплата от покупателя (п. 3 ст. 273, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в процессе собственной деятельности (в т. ч. полученного при ликвидации основного средства), НДС учреждению платить не нужно (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмаМинфина России от 1 июля 2011 г. № 03-07-07/32, ФНС России от 16 августа 2006 г. № 03-1/03/1562). Лицензии на реализацию лома цветных и черных металлов, образующихся в процессе собственного производства, не требуется (п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1287). Правомерность применения льготы по таким операциям подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2008 г. № КА-А40/8850-08, от 31 июля 2008 г. № КА-А40/5507-08, от 9 июня 2008 г. № КА-А40/4858-08, от 5 июня 2008 г. № КА-А40/4872-08, Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г. № А56-22397/2007).

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств»

<…>

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств

При поступлении материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств (за исключением зданий и сооружений), заполните акт на списание (в частности, ф. 0306003) и акт о приемке материалов по форме № 0315004 (п. 34 Инструкции № 183н,п. 34 Инструкции № 174н, п. 24 Инструкции № 162н). Если материальные запасы получены при разборке зданий (сооружений), при их поступлении составьте акт по форме № 0315009 (раздел 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

Фактическую стоимость полученных материальных запасов определяйте исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету, увеличенной на стоимость услуг по доставке, и приведению их в состояние, пригодное к использованию (п. 106, 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Порядок отражения в бухучете операций по поступлению материальных запасов при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств зависит от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:*

Поступление материальных запасов от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств отразите проводкой:

Дебет 0.105.34.340 (0.105.21.340, 0.105.36.340…) Кредит 0.401.10.172
– поступили материальные запасы от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств по рыночной цене.*

Такой порядок установлен пунктом 34 Инструкции 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 105.00,401.10).

Пример отражения в бухучете поступления материальных запасов от ликвидации основного средства*

Бюджетное учреждение «Альфа» ликвидировало принтер (приобретенный и используемый в деятельности, приносящей доход). При ликвидации принтера были получены запасные части. Рыночная цена запчастей (цена возможной реализации) – 3000 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете запись:

Дебет 2.105.36.340 Кредит 2.401.10.172
– 3000 руб. – оприходованы материальные запасы, полученные от ликвидации основного средства.

<…>

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов»

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Статья: Определяем рыночную стоимость актива

В практической деятельности бюджетных учреждений возникают ситуации, когда необходимо определить рыночную стоимость того или иного имущества. В каких случаях и как это необходимо делать, мы расскажем в статье.

Рыночная стоимость для целей бухучета

Случаи, в которых необходимо определить рыночную стоимость имущества, приведены в Инструкции к Единому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Учреждению придется определять рыночную стоимость в случае:

получения нефинансовых активов по договору дарения (п. 25 Инструкции);

выявления неучтенных финансовых активов в результате проверки и (или) инвентаризации (п. 31 Инструкции);

получения материальных запасов в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества (п. 106 Инструкции);*

выявления ущерба, при недостаче, хищении (п. 220 Инструкции).

В соответствии с пунктом 22 Инструкции нефинансовые активы – это имущество, относящееся исходя из положений Инструкции к:

основным средствам;

нематериальным активам;

непроизведенным активам;

материальным запасам;

имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну;

иным видам материальных ценностей.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции).

Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Ее определением должна заниматься комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухучету объекта нефинансового актива комиссия использует:

данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.*

Как видим, разработчики Инструкции достаточно гибко подошли к вопросу того, каким образом можно определять текущую рыночную стоимость имущества.

В первую очередь речь идет о подтверждении путем анализа различных документов и, только если такой способ оказывается нерезультативным, путем привлечения соответствующих экспертов, в том числе профессиональных оценщиков.*

К примеру, если речь идет о дарении (или, если сказать точнее, пожертвовании) государственному научному учреждению того или иного исследовательского оборудования, то стоимость такого оборудования может быть документально подтверждена из различных источников (например, путем обращения к фирмам-производителям подобного оборудования, фирмам-дилерам и т. п.). Однако когда речь идет об уникальных предметах или же предметах, оборот которых достаточно узок (например, предметах искусства), то здесь не избежать обращения к экспертному сообществу, в том числе узкоспециализированному (например, к экспертам-искусствоведам).

Отметим, что для оценки безвозмездно полученного имущества можно использовать методы, применяемые для целей налогообложения.

Такой способ оценки позволит избежать возможной разницы между первоначальной стоимостью объекта в бухгалтерском и налоговом учете.

Выбранный вариант оценки активов нужно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.*

Налоговый учет

При поступлении имущества безвозмездно или при выявлении неучтенных активов в результате инвентаризации у учреждения возникает внереализационный доход (п. 8, 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Он оценивается исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Однако доход должен быть оценен не ниже остаточной стоимости, определяемой по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу.

Информация о ценах должна быть подтверждена получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. Таким образом, в момент безвозмездного получения основных средств (то есть при отражении на счетах 101 00, 106 00) их рыночную стоимость нужно включить в состав доходов для целей исчисления налога на прибыль. Однако из данного правила есть исключение. При определении налоговой базы в составе доходов не нужно учитывать имущество, перечисленное в статье 251 Налогового кодекса РФ. В частности, в налоговых доходах не учитывается имущество, полученное:

государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп. 8 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ);

учреждением в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ);

от других организаций или граждан в форме пожертвования (подп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ)*.

* Образовательные учреждения могут не учитывать при определении базы по налогу на прибыль безвозмездно поступившее имущество на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что оно получено учебным заведением на ведение им уставной деятельности.

Не включать в состав доходов целевые поступления можно при одновременном соблюдении следующих условий: полученные активы используются по назначению, определенному передающей стороной, учреждение ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Такой порядок установлен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Важно запомнить

Рыночную цену безвозмездно полученного имущества подтверждают документально или путем проведения независимой оценки.

Д.П. Звоненко,

юрист

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 9, СЕНТЯБРЬ 2012

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

22.02.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль