Сдача имущества в вренду

171

Вопрос

Государственное бюджетное учреждение сдает площади в аренду. Арендатор этому учреждению платит за коммунальные услуги (эл.энергию, воду, ...). Само учреждение оплачивает коммунальные услуги за счет субсидий на выполнение государственного муниципального задания (4). Вопрос: на основании каких документов должна проводиться оплата арендатором ком.услуг, что должно быть написано в назначении платежа, нужно ли при оплате ком.услуг выделять НДС и соответственно сдавать налоговую декларацию по НДС и по налогу на прибыль, или же все поступившие деньги нужно вернуть в бюджет или все-же они остаются у бюджетного учреждения?? Раскройте, пожалуйста, как можно подробнее эти вопросы.

Ответ

По общему правилу, при сдаче имущества в аренду финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Поэтому вопрос уплаты коммунальных услуг по КФО 4 рекомендуется согласовать с учредителем. Стоимость коммунальных услуг может быть включена в состав арендной платы, либо оплачиваться арендатором по отдельному договору на возмещение коммунальных услуг. При этом в назначении платежа арендатору следует указывать: «Возмещение коммунальных услуг по договору (№, дата) за соответствующий месяц». Средства от возмещения коммунальных услуг являются собственным доходом учреждения и подлежат отражению по Дебету 2.205.31.560.  Так как данная операция реализацией не является, то объект обложения НДС у учреждения не возникает. Однако при расчете налога на прибыль поступившие от арендатора суммы следует учитывать в составе внереализационных доходов. Уменьшить сумму полученного дохода на сумму оплаты коммунальных услуг по КФО 4 учреждение не вправе.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 № 7-ФЗ

<…>

Статья 9.2 Бюджетные учреждения

<…>

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.*

Положения абзацев первого и второго пункта 6 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ) с 1 января 2011 года и до 1 января 2012 года применяются к правоотношениям с участием:

1) федеральных бюджетных учреждений, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания которых в соответствии с указанным в части 15 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ решением федерального органа исполнительной власти - главного распорядителя средств федерального бюджета осуществляется путем предоставления им субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ);

2) бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений), финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления), указанным в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, осуществляется путем предоставления им субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с пунктом 1 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ).
- См. часть 6 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.*

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

<…>

2. Статья: Сдача в аренду площадей и возмещение «коммуналки»

Договор аренды

Сдача в аренду временно не используемых зданий и помещений бюджетными и автономными образовательными учреждениями – один из видов предпринимательской деятельности, направленной на получение ими собственных доходов. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вопросы сдачи в аренду зданий и помещений образовательными учреждениями не регулирует. Однако есть нюансы оформления договора и учета расходов в зависимости от типа учреждения – рассмотрим их далее.

Общие положения договора об аренде, а также нормы, регулирующие заключение договоров отдельных видов объектов аренды, установлены главой 34 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Согласно статье 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, то независимо от срока, заключается в письменной форме.

А статьей 651 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента такой регистрации.

Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым, а также недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

Что касается автономных учреждений, то договоры аренды имущества они заключают в рамках реализации права на самостоятельное принятие решения в отношении деятельности по оказанию платных услуг.

Необходимо иметь в виду, что в том случае, когда сделка в форме договора аренды подпадает под понятие крупной или сделки с заинтересованностью, она может быть совершена учреждением только с согласия наблюдательного совета.

Финансовое обеспечение имущества

На практике могут вызвать затруднение вопросы содержания сдаваемого в аренду недвижимого имущества. Поэтому поговорим об этом подробнее.

Бюджетные учреждения

Финансовое обеспечение содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, не осуществляется только в случае сдачи такого имущества в аренду.*

Это установлено пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях».

Дополнительно отметим, что в разделе 9 Комментариев (Комплексных рекомендаций) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ, разъяснено, что расходы на содержание имущества учреждений не учитываются при определении объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в случае если оно сдано учреждением в аренду.

Однако сдача имущества в аренду не влечет за собой уменьшение расходов на уплату налогов на это имущество.

Расходы на содержание такого имущества могут быть учтены как в составе нормативных затрат на оказание госуслуг, применяемых при расчете объема субсидии на госзадание, так и в рамках целевой субсидии. Таким образом, в принципе, расходы на содержание имущества, передаваемого в аренду, могут быть учтены при формировании государственного или муниципального задания.

Вместе с тем в разделе 6 Комментариев отмечено, что финансовое обеспечение содержания госимущества за счет соответствующего бюджета в случае сдачи его учреждением в аренду не осуществляется только в части затрат на содержание имущества.

Таким образом, уменьшение субсидии на сумму арендной платы происходит лишь в части затрат на содержание имущества, а не в части расходов, входящих в прямые затраты.

<…>

Бухучет операций

При сдаче в аренду основных средств и бюджетными, и автономными учреждениями возникает ряд вопросов, связанных с правильной организацией бухгалтерского учета отдельных операций.

Относим суммы на статьи КОСГУ

Если договором аренды предусмотрено отдельное возмещение потребленных коммунальных услуг, то, по мнению автора, суммы полученного возмещения должны отражаться обособленно – в составе доходов от оказания платных услуг (то есть по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ). В соответствии с Указаниями, утвежденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе от аренды, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Расходы по содержанию имущества отражаются по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а затраты на коммунальные услуги – по коду 223 «Коммунальные услуги» бюджетной классификации.*

Так как в статье 9.2 Закона № 7ФЗ речь идет только о расходах на содержание имущества, то в общем случае формально основания для отражения стоимости коммунальных услуг по коду финансового обеспечения «2» отсутствуют. Так как данные расходы должны учитываться в составе затрат, возмещаемых за счет средств субсидии. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Суммы возмещения арендодателю (учреждению) расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы.

В этом случае, по мнению автора, нет оснований для отнесения коммунальных расходов (в части услуг, потребленных на обслуживание переданных в аренду площадей). То есть расходы на коммунальные услуги в данном случае учитываются по КФО «2». Доходы, полученные в виде возмещения потребленных арендатором коммунальных услуг, в данном случае из арендной платы не вычленяются и, следовательно, отражаются в составе сумм, учитываемых по коду КОСГУ 120.

Отражение на счетах

В рассматриваемом случае в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений при отражении операций по аренде помещений оформляются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении

4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»

4 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»*

Отражена сумма стоимости за услуги связи, потребленные арендатором

4 401 20 221
«Расходы на услуги связи»

4 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»

Отражена сумма стоимости прочих работ, услуг

4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»

4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Отражена сумма арендной платы

2 205 21 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

2 401 10 120
«Доходы от собственности»

Отражена сумма рыночной стоимости работ и услуг, которые по условиям договора оплачиваются отдельно от арендной платы

2 205 31 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»*

Важно запомнить
Суммы возмещения учреждению расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы или учитываться отдельно.

В.Р. Захарьин

эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в сфере образования» № 2, февраль 2014

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.03.2009 № 03-03-05/47

<…>

2. По налогу на добавленную стоимость

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории Российской Федерации, по которым выставляются счета-фактуры. Поэтому при получении министерством денежных средств, перечисленных организациями, расположенными в помещениях указанного здания, в качестве компенсации расходов министерства по оплате вышеназванных услуг, у министерства объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает и, соответственно, счета-фактуры не выставляются.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

<…>

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2012 № 03-03-06/4/88

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета средств бюджетного учреждения, поступающих от арендаторов в виде возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг, в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса.

В статье 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Что касается денежных сумм, поступающих от арендаторов в виде возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг, то такие поступления, по мнению Департамента, признаются доходами и учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Таким образом, бюджетное учреждение нового типа, получающее субсидии, вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций суммы коммунальных и эксплуатационных платежей, приходящиеся на сданные в аренду помещения, находящиеся в составе здания, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления.*

Заместитель директора
Департамента
С.В.Разгулин

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

24.02.2014г.

С уважением,

Наталья Шпичка, эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль