Заключение контракта с единственным поставщиком

144

Вопрос

В декабре 2013г бюджетным образовательным учреждением заключен договор по поставке электроэнергии на 2014год с ООО «Энерготех», согласно 94 ФЗ, как с единственным поставщиком до 400 000 руб. по одноименным товарам в квартал. В феврале 2014 года поставщик электроэнергии ООО «Энерготех» расторгает договор с бюджетным образовательным учреждением в одностороннем порядке, мотивируя это тем, что у них отсутствует основание для предоставлении данной услуги. Услуги электроэнергии предложила компания ООО «НТЭК». Данная компания не является гарантирующим поставщиком и не является монополистом, но имеет постановление ФАС, в котором говорится, что данная компания занимает доминирующее положение на рынке по поставке электроэнергии, также компания заверяет, что на территории города ООО «НТЭК» это единственная компания, которая может поставлять и продавать услугу электроэнергии, так как получили подтверждения тарифа на данную услугу. Можно ли с ООО «НТЭК» заключить договор или контракт до 400 000 руб. как с единственным поставщиком (на первое полугодие 2014) согласно п.5 ст.9 закона 44-ФЗ? Или все- таки надо проводить конкурсные процедуры? Если да, то лучше какие?

Ответ

При принятии решения о заключении контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ учреждение должно в документально оформленном отчете ОБОСНОВАТЬ невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Обратите внимание, если аргументы о выборе способа закупки (у единственного поставщика) контролирующие органы признают неубедительными, то учреждение будет привлечено к административной ответственности. Поэтому чтобы обезопасить себя от возможных нарушений законодательства рекомендуется провести закупку одним из конкурентных способов. Если поставщик действительно один, то заявку на участие в конкурсе (аукционе, запросе котировок) подаст только он, а определение поставщика будет признано несостоявшимся. При этом в соответствии с п.25 ч.1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ учреждение по согласованию с ФАС России сможет заключить с ним контракт как с единственным поставщиком. В этом случае претензий от контролирующих органов не возникнет. Если цена контракта не превышает 500 000 руб., то наиболее простой способ провести закупку является запрос котировок. Порядок его проведения приведен в ответе.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

 

1. Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

<…>

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

<…>

25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое решение заказчика согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);*

<…>

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.*

<…>

2. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

С 1 января 2014 года начинает действовать контрактная система в сфере закупок. Поэтому все заказчики при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны выполнять новые правила, установленные Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Внимание: закупки, извещения о которых были опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 1 января 2014 года, проводите в порядке, установленном Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Такие разъяснения приведены в совместном письме Минэкономразвития России от 27 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 30 декабря 2013 г. № АД/53811/13.

Закон о контрактной системе также обязаны применять бюджетные и автономные учреждения с учетом особенностей, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контрактная система распространяется также на сделки с недвижимостью и аренду имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

<…>

Планирование закупок

Для проведения закупок заказчик должен предварительно составить и разместить план-график на очередной финансовый год.*

Внимание: планы-графики на 2014 и 2015 годы размещайте по правилам, действовавшим до вступления в силу закона о контрактной системе, с учетом особенностей, установленных на переходный период (ч. 2 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). По новым правилам, кроме плана-графика закупок, нужно будет составлять отдельный план закупок.

В 2014 и 2015 годах применяйте форму плана-графика, которая утверждена приложением 2 к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н. При этом заполнять данную форму необходимо в соответствии с требованиями совместного приказа данных ведомств от 20 сентября 2013 г. № 544/18н.

План-график должен содержать перечень товаров (работ, услуг), планируемых к закупке в течение календарного года (п. 4–5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н).* При этом сведения о товарах (работах, услугах), закупки которых начинаются в конце текущего года и заканчиваются в следующем году, включайте в план-график текущего года. Например, в план-график 2014 года должна быть включена информация о закупках, которые начинаются в декабре 2014 года, а заканчиваются в 2015 году. А также о закупках, которые проведены в декабре 2014 года для нужд 2015 года. Это следует из положений письма Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № Д28И-320. Несмотря на то что письмо основано на нормах утратившего силу Закона о госзакупках № 94-ФЗ, приведенные в нем разъяснения можно применять и сейчас.

Утвержденный план-график разместите на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru.*

Изменение плана-графика закупок

В некоторых случаях в планы-графики, размещенные на официальном сайте, заказчик может внести изменения. Например, сделать это можно, если возникли обстоятельства, которые при составлении плана-графика предвидеть было невозможно. Полный перечень таких случаев приведен в пункте 15 примечаний к Порядку, утвержденному совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н.*

В общем случае вносить изменения в план-график нужно не позднее чем за 10 календарных дней:

  • до публикации на официальном сайте извещения о проведении закупки;
  • до направления приглашений на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • до заключения контракта (если извещение о закупке или приглашение к участию в определении поставщика не предусмотрено).

Такой порядок следует из части 2 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и пункта 6 особенностей, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н.

В отдельных случаях допускается внесение изменений в более сжатые сроки. Так, при проведении запроса котировок для оказания гуманитарной помощи либо для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера вносить изменения в план-график, размещенный на официальном сайте, можно в день направления запроса о представлении котировок участникам закупок. В случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или для необходимости срочного медицинского вмешательства изменять план-график допускается за один календарный день до даты заключения контракта (п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3, п. 7 особенностей, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н).

<…>

Способы определения поставщиков

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

К конкурентным способам относятся:*

В некоторых случаях допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Рекомендация: Административная ответственность за нарушения в сфере закупок

Вид правонарушения

Статья
КоАП РФ

Ответственность, возлагаемая на организацию

Ответственность, возлагаемая на должностное лицо

<…>

Принятие другого решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае если для определения поставщика должен проводиться конкурс или аукцион

ч. 2 ст. 7.29

Не предусмотрена

Штраф в размере 50 000 руб.*

<…>

4. Рекомендация: Как определить поставщика путем запроса котировок

<…>

Порядок проведения запроса котировок

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок проходит следующие стадии:

Подготовка к проведению

Решение о проведении запроса котировок принимает заказчик, а при централизованных закупках – уполномоченный орган или уполномоченное учреждение (ч. 5 ст. 24, ст. 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Перед проведением запроса котировок заказчик создает комиссию по проведению закупок. При этом заказчик вправе создать как специализированную котировочную комиссию, так и единую комиссию, уполномоченную определять поставщика любыми способами (ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Извещение о проведении запроса котировок и информация о нуждах заказчика размещаются в единой информационной системе для сообщения неограниченному кругу лиц, а до ввода системы в эксплуатацию – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.*

Внимание: если на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) произошел сбой и опубликовать на нем информацию о проведении закупки невозможно, сделать это нужно незамедлительно после восстановления работоспособности сайта.

По общему правилу извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи котировочных заявок.* Извещение допускается публиковать и за четыре рабочих дня до истечения срока подачи заявок, при условии что:

  • сумма закупки не превышает 250 000 руб.;
  • закупаются продовольствие, лекарственные средства, топливо, необходимые для оказания скорой медицинской помощи или для нормального жизнеобеспечения граждан.

Извещение должно быть в бесплатном доступе в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Такой порядок предусмотрен частями 1 и 2 статьи 74 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В извещении о проведении запроса котировок нужно указать:

Перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении запроса котировок, установлен частью 1 статьи 73 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. При запросе котировок на энергосервис в извещении дополнительно укажите сведения, приведенные в частях 3 и 5 статьи 108 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.*

Одновременно с публикацией извещения на официальном сайте разместите проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 2 ст. 73 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Ряд сведений запрещено включать в извещение о проведении запроса котировок. В частности, извещение не должно содержать требований (условий), которые могут ограничить количество участников закупки. Например, в извещении нельзя указывать наименования организаций – производителей товаров, места происхождения, те или иные знаки обслуживания и т. п. Извещение может содержать упоминание товарных знаков, только если нужно указать средства труда, используемые при выполнении работ или услуг, но не в качестве предмета контракта. Такие правила установлены пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Одновременно с размещением извещения заказчик (уполномоченный орган) вправе направить запрос о представлении котировок не менее чем трем лицам, которые могут реализовать требуемый предмет закупки (ч. 3 ст. 74 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заказчик обязан направить такой запрос в том случае, если проводит запрос котировок для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, а также для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 4 ст. 74 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два дня до окончания срока подачи заявок на участие. Но сведения об объекте закупки изменить нельзя (ч. 6 ст. 74 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Изменения в извещении о проведении запроса котировок следует разместить на официальном сайте в течение одного рабочего дня. В этом случае срок подачи котировочных заявок на участие начинает отсчитываться заново в порядке, предусмотренном для данной закупки.

<…>

Порядок рассмотрения заявок

Комиссия должна проверить соответствие заявок формальным требованиям извещения о проведении запроса котировок в течение одного дня после окончания их подачи (ч. 1 ст. 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Одновременно комиссия сопоставляет ценовые предложения заявок.*

Победителем признается участник закупки, чья заявка:

  • отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;
  • содержит наиболее низкую цену товаров (работ, услуг).

Если несколько участников предложили одну и ту же (самую низкую) цену, победителем признается тот, чья котировочная заявка поступила раньше (ч. 6 ст. 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Порядок рассмотрения заказчиком котировочных заявок в разных ситуациях приведен в таблице.

<…>

Протокол рассмотрения и оценки заявок

Результаты рассмотрения заявок комиссия отражает в протоколе, который должен содержать сведения:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • обо всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок;
  • об отклоненных котировочных заявках (с обоснованием причин отклонения);
  • о наиболее низкой предложенной цене товаров (работ, услуг);
  • о победителе в проведении запроса котировок;
  • об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель, или об участнике, который предложил лучшие после победителя условия.*

Такой перечень содержится в части 8 статьи 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и размещается на официальном сайте в день подписания. Один экземпляр остается у заказчика, второй экземпляр в течение двух дней должен быть передан победителю (ч. 8 ст. 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

После размещения протокола на официальном сайте любой участник, подавший котировочную заявку, вправе потребовать от организатора разъяснения по результатам запроса котировок. Ответ нужно направить в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса. Это предусмотрено частью 10 статьи 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заключение контракта

По итогам запроса котировок не ранее чем через 7 и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола с победителем заключается контракт* (ч. 13 ст. 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

20.02.2014г.

С уважением,

Наталья Шпичка, эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль