Оплата контракта за вычетом неустойки

1365

Вопрос

Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 №ИА/19716 и письму МинФина РФ от 26.12.2011 №02-11-00/5959, а также условий заключаемых договоров с поставщиками товаров, работ и услуг для нужд краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения, заказчику дано право , в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренного контрактом, произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафы, пени). В связи с этим просим разъяснить бухгалтерские проводки применительно к КГБУЗ, принимая во внимание то, что в ряде договоров не предусмотрены обеспечительные меры. Уточнение по вопросу №320189. Краевое государственное бюджетное учреждение заключило договор на поставку медикаментов, но товар был поставлен несвоевременно. В соответствии с пунктом договора в случае не соблюдения поставщиком сроков поставки , поставщик уплачивает заказчику неустойку. Поставщик не собирается платить ее добровольно. Чтобы не доводить дело до суда в договоре предусмотрен пункт, в случае неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим договором, заказчик вправе произвести оплату по договору за вычетом соответствующего размера неустойки, Вопрос: как отразить в учете эту ситуацию, если медикаменты приобретались за счет ОМС (средства обязате льного медицинского страхования , вид деятельности 7.

Ответ

Сумма неустойки по контракту признается собственным доходом учреждения и подлежит отражению как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, подлежащему исполнению за счет средств ОМС). Объясняется это тем, что бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени и являются получателями санкций, возникших в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств. Неустойка, оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 20).

 

При оплате контракта, заключенного за счет средств ОМС, за минусом неустойки сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 22. Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 20). Для этого направьте в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход (ф. 0531801). Операции в бухгалтерском учете отразите по аналогии с приведенным ниже материалом, используя в проводках вместо счетов с КФО 5 счета с КФО 7.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.

В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть установлено условие об уменьшении размера вознаграждения на сумму неустойки. В этом случае при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки (штрафа, пеней), основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг) или другом документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством.*

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525, ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки (штрафа, пеней) по контракту признается собственным доходом учреждения и подлежит отражению как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, подлежащему исполнению за счет средств субсидий на госзадание, целевых субсидий). Объясняется это тем, что бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени и являются получателями санкций, возникших в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178, от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 20, 30).

При оплате контракта, заключенного в рамках целевых субсидий (КФО 5, 6) за минусом неустойки (штрафа, пени), сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31). Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 20, 30). Для этого направьте в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход (ф. 0531801).*

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Следует отметить, что ранее (в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 02-13-06/5292) ведомство высказывало иное мнение. Сумма неустойки (штрафа, пеней), оставшаяся на отдельном лицевом счете учреждения, подлежит перечислению в бюджет. Исключение было сделано только для случая, когда учредителем принято решение о наличии потребности в указанных средствах. В этом случае сумма неустойки должна быть израсходована на те же цели, на которые выделена целевая субсидия в соответствии с соглашением о предоставлении целевой субсидии. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства учреждения вправе руководствоваться ими.

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:*

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).201.11.610
– отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки (штрафа, пени));

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).304.06.730
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа);

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.41.660
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа).

При перечислении суммы неустойки (штрафа, пени) на лицевой счет для учета операций со средствами бюджетного учреждения сделайте проводки (на основании справки (ф. 0504833)):

Дебет 5(6).304.06.830 Кредит 5(6).201.11.610
– отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета;

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– отражено поступление суммы неустойки на счет для учета операций со средствами учреждений;

Дебет 17 (код КОСГУ)
– отражено поступление средств на счет учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 146–147 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета201.01, 205.00, 304.06, забалансовые счета 17, 18) и разъяснен в письмах Минфина России от 23 января 2014 г. № 02-06-07/2378, от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374.

<…>

Внимание: при заполнении отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по исполнению контрагентом требований об уплате неустойки путем зачета встречных обязательств заказчика по контракту (т. е. без движения денежных средств) отразите в графе 8 «Некассовые операции» в разделах «Доходы учреждения» и «Расходы учреждения» (письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788).

Операции по переводу суммы неустойки (штрафа, пеней), учтенной на лицевом счете с кодом 21 (31), на лицевой счет с кодом 20, 30 подлежат отражению в графе 5 разделов «Доходы учреждения», «Расходы учреждения» и«Источники финансирования дефицита средств учреждения» (строки 710 и 720) (письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374).

<…>

Пример отражения в бухучете обязательств по контракту, заключенному за счет средств субсидий на иные цели, за минусом суммы неустойки*

Бюджетное учреждение «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма ''Мастер''» договор на поставку материальных запасов на сумму 10 000 руб. Расходы по договору учреждение оплачивает за счет средств целевой субсидии. Срок поставки – 31 марта 2014 года. Условиями договора предусмотрена неустойка за нарушение срока поставки (в размере 1/300 ставки рефинансирования). Кроме того, предусмотрено, что платежи по договору уменьшаются на сумму неустойки (штрафа, пеней).

«Мастер» поставил материальные запасы с нарушением сроков – 12 апреля 2014 года.

Ставка рефинансирования составляет 8,25 процента. Сумма неустойки составила 33 руб. (10 000 руб. × 12 дн. × 1/300 × 8,25%).

В апреле бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 5.105.36.340 Кредит 5.302.34.730
– 10 000 руб. – оприходованы материальные запасы;

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– 33 руб. – предъявлена «Мастеру» неустойка за нарушение сроков поставки;

Дебет 5.302.34.830 Кредит 5.201.11.610
– 9967 руб. (10 000 руб. – 33 руб.) – перечислена оплата по договору за минусом суммы неустойки;

Кредит 18 (код КОСГУ 340)
– 9967 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 5.302.34.830 Кредит 5.304.06.730
– 33 руб. – отражено прекращение встречных требований зачетом;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.41.660
– 33 руб. – отражен доход от взыскания с поставщика суммы неустойки путем зачета встречных требований;

Дебет 5.304.06.830 Кредит 5.201.11.610
– 33 руб. – отражено перечисление средств с отдельного лицевого счета на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (на основании справки (ф. 0504833));

Кредит 18 (код КОСГУ 340)
– 33 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– 33 руб. – отражено поступление средств на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (ф. 0504833);

Дебет 17 (код КОСГУ 140)
– 33 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.*

Из рекомендации «Как заключить контракт по итогам определения поставщика»

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

19.02.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль