Налогообложение НКО, зарегистрированной в Минюсте РФ

90

Вопрос

Какое может быть налогообложение у некоммерческой организаций (НКО), зарегистрированной в Минюсте РФ?

Ответ

Некоммерческие организации могут быть созданы в различных видах, например, религиозное объединение, благотворительная организация, а также государственное (муниципальное) автономное, бюджетное и казенное учреждение. Что касается госучреждений, то все зависит от их типа. Общую систему НО, ЕНВД, совмещение ОСНО и ЕНВД могут применять все типы учреждений, переходить на УСН вправе только автономные учреждения, все три типа учреждений не вправе переходить на уплату ЕСХН.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .

1. Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

<…>

«Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.*

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2_1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31_1 настоящего Федерального закона.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13_1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13_2 настоящего Федерального закона.

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества».

<…>

2. Рекомендация: Кто может применять упрощенку

Возможность применения упрощенки зависит:*

  • от характера деятельности организации;
  • от стоимостных и количественных показателей ее деятельности.

Полный перечень организаций, которые в соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса РФ не могут применять упрощенку, приведен в таблице.

В государственных (муниципальных) учреждениях

Не вправе применять упрощенку казенные и бюджетные учреждения (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

На автономные учреждения такое ограничение не распространяется. Кроме того, автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Кто может применять ЕНВД

С 2013 года учреждения могут применять ЕНВД в добровольном порядке (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).*

<…>

Условия применения

Учреждение вправе применять ЕНВД, если одновременно выполняются следующие условия:*

1. Система налогообложения в виде ЕНВД по тому или иному виду деятельности введена на территории муниципального образования, где работает (находится) учреждение. Для этого должен быть принят соответствующий местный нормативный акт (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). При этом с 2013 года учреждение, осуществляющее одну и ту же деятельность в разных муниципальных образованиях, может применять в отношении этой деятельности разные налоговые режимы (письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-11-06/3/89).

Следует отметить, что в Москве, где на присоединенных территориях с 1 июля 2012 года до 1 января 2014 года можно было применять ЕНВД, в настоящее время этот налоговый режим не действует (ч. 2 ст. 21 Закона г. Москвы от 26 сентября 2012 г. № 45).

2. Учреждение занимается одним или несколькими видами деятельности, приносящей доход, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Операции, которые выходят за рамки такой деятельности, облагаются налогами по общей или упрощенной системе налогообложения (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, приведен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств (включая услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств);
  • перевозка пассажиров и грузов;
  • розничная торговля через объекты торговой сети;
  • услуги по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;
  • услуги общественного питания (кроме услуг, которые оказывают образовательные, медицинские и социальные учреждения и которые являются неотъемлемой частью их деятельности);
  • гостиничные услуги;
  • сдача в аренду земельных участков для организаций торговли (кроме услуг по передаче в аренду земельных участков для размещения автозаправочных (автогазозаправочных) станций (подп. 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ)).

Местное законодательство может предусматривать ЕНВД для всех перечисленных в Налоговом кодексе РФ видов деятельности либо только для некоторых из них (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

3. Средняя численность сотрудников учреждения за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Указания, регулирующие порядок расчета средней численности сотрудников, утверждены приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Определяя среднюю численность, учреждение должно учесть всех своих сотрудников, в том числе работающих в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах и т. п.), по всем видам деятельности независимо от применяемых режимов налогообложения (письма Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-11-06/3/63, от 10 ноября 2008 г. № 03-11-02/126, от 29 октября 2008 г. № 03-11-04/3/485, от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/488). При этом в расчет включаются внешние совместители и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам (п. 77 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428, информационное сообщение Минфина России от 5 июля 2012 г.).

4. Учреждение не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. До тех пор пока налоговая инспекция не уведомит учреждение о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, учреждение может платить ЕНВД, даже если оно соответствует критериям, установленным в приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308 (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-7-11/405). Однако с получением такого уведомления учреждение должно будет отказаться от применения специального налогового режима. Перейти на общую систему налогообложения ему придется со следующего квартала после получения уведомления (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-11-02/19).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Статья 346.2 налогового кодекса РФ

<…>

«6. Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:*

1) подпункт утратил силу с 1 января 2009 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ - см.предыдущую редакцию;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

4) казенные, бюджетные и автономные учреждения».*

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

19.02.2014 г.

С уважением,

Евгения Душкина, эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:
Ольгой Холиной, ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль