ОКТМО при перечислении налогов и взносов

812

Вопрос

К акой ОКТМО нужно ставить в платежных поручениях для перечисления налогов и взносов - тот, который указан в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов (Статрегистре Росстата) или тот, который требуют в налоговой инспекции и фондах? Поясняю: в Статрегистре Росстата наш ОКАТО 44204551000, ОКТМО 44604151 (сведения предоставлены Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области 27.06.2006 года при государственной регистрации нашего учреждения, расположенного в Омсукчанском районе Магаданской области). До 2014 года все налоги и взносы перечислялись нами по ОКАТО 44204551000 (такому, какой указан в Статрегистре Росстата). Логично предположить, что и в этом году все налоги и сборы должны перечисляться по ОКТМО 44604151 (такому, какой указан в Статрегистре Росстата). Но Межрайонная ИФНС России №2 по Магаданской области, находящаяся в п.Палатка Магаданской области, куда мы перечисляем налоги, требует, чтобы НДФЛ, в частности, перечислялся по ОКТМО 44619151. Отдел Пенсионного Фонда РФ в Омсукчанском районе Магаданской области, расположенный в п.Омсукчан Магаданской области, требует перечисления взносов по ОКТМО 44604151051. Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, находящееся в г.Магадане, требует перечисления взносов по ОКТМО 44701000. Правомочны ли их требования?

Ответ

В платежных порученияхуказывайте код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа, то есть ОКТМО территорий, на которых находятся: Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области – ОКТМО 44619151; Отдел Пенсионного Фонда РФ в Омсукчанском районе Магаданской области – ОКТМО 44604151051; Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – ОКТМО 44701000.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

 

1. Ситуация: Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежномпоручении (заявке на кассовый расход) на перечислениеналогов

Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма налога, хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

  • либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);
  • либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;
  • либо в бюджет одного из внебюджетных фондов;
  • либо на невыясненные поступления.

КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого в налоговую в инспекцию нужно подать заявление об уточнении реквизитов платежного документа. На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась), инспекция примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. В результате обязанность учреждения по уплате налога будет признана исполненной, а пени, начисленные учреждению, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если сумма налога была перечислена в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из положений пункта 7 статьи 45 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 марта 2012 г. № 03-02-08/31 и от 15 апреля 2010 г. № 03-02-08/23.*

Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном документе. Опираясь на положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если учреждение не обращалось в инспекцию с заявлением об уточнении платежа. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 г. № 784/13, в определениях ВАС РФ от 10 июня 2010 г. № ВАС-4111/10, от 24 ноября 2008 г. № 15056/08, постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. № Ф03-8247/2009, от 15 сентября 2009 г. № Ф03-4703/2009, от 30 марта 2009 г. № Ф03-1121/2009, Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № Ф04-5714/2009(20002-А45-34), от 12 марта 2009 г. № Ф04-1367/2009(1886-А45-29), Северо-Западного округа от 4 июля 2011 г. № А05-5601/2010, от 14 марта 2011 г. № А05-4762/2010. А в постановлении от 31 января 2013 г. № А64-5684/2012 ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных документов на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа.

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежных документах на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого учреждение не является), то ограничения, установленные статьей 78 Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь учреждение намеревалось исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного документа. В этих условиях учреждение вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который оно собиралось перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине Казначейства России (банка, финансового органа). Например, если Казначейство России, банк или финансовый орган неправильно сформировало электронный платежный документ. В этом случае по заявлению учреждения налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного документа. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92.

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 12.11.2013 № 107н

<…>

6. В реквизите "105" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО). При этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа.* При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в реквизите "105" указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

10.02.2014г.

С уважением,

Наталья Шпичка, эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 36.36%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.73%
  • Над налоговой отчетностью 9.09%
результаты

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль