Контракт на оказание услуг, связ. с направлением работника в команд-у

126

Вопрос

В 44-ФЗ ст.93 пункт 26 : заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку.... Вопрос: Сотруднику в однодневной командировке мы возмещаем транспортные расходы, подтвержденные документами, кроме этого он предоставляет маршрутный лист с отметкой о прибытии и выбытии, является ли это заключением контракта по пункту 26. или что мы должны делать в этом случае ? 2) Мы возмещаем сотрудникам расходы произведенные из личных средств , при этом сотрудник предоставляет авансовый отчет с подтверждающими документами. Кроме этого сотрудник пишет заявление о возмещении ( утверждена форма учреждением) на имя руководителя, который визирует подписью, пишет сумму и дату на возмещение расходов. Под отчет мы не даем, так как вышестоящие органы не дают нам расходовать выручку, минуя лицевой счет. Является ли это нарушением и как можно , а запрашивать с лицевого счета, очень долго и не удобно

Ответ

1).Учреждение может заключать контракты с единственным поставщиком, если его предметом является оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, наем жилого помещения. Об этом сказано в пункте 26 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г.

 

Аналогичный порядок закупки содержался и в пункте 26 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. № ОГ-Д28-6, учреждения применяют нормы Закона 94-ФЗ при заключении от своего имени договоров (контрактов) с организациями (физлицами) для организации командировок своих сотрудников. Считаем, что эти разъяснения актуальны и в настоящее время. Таким образом, если подотчетное лицо от своего имени оплачивает проезд в командировку, а учреждение только компенсирует ему понесенные расходы, то в таком случае применять положения Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ не требуется.

2). В рассматриваемой ситуации во избежание замечаний со стороны проверяющих, порядок возмещения сотрудникам понесенных расходов для нужд учреждения за счет личных денежных средств утвердите в учетной политике.

Поскольку сотрудник приобретает для учреждения имущество (основные средства, материальные запасы), работы или услуги, в этом случае он действует от имени организации, поэтому данные выплаты производите с применением норм Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

С 1 января 2014 года начинает действовать контрактная система в сфере закупок. Поэтому все заказчики при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны выполнять новые правила, установленные Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

<…>

Закон о контрактной системе также обязаны применять бюджетные и автономные учреждения с учетом особенностей, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контрактная система распространяется также на сделки с недвижимостью и аренду имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: отдельные элементы контрактной системы будут вводиться поэтапно. Для самых сложных нововведений предусмотрены длительные переходные периоды, которые позволят заказчикам адаптироваться к новой контрактной системе.

Контрактная система в сфере закупок не применяется только в следующих случаях.*

1. При оказании услуг международными финансовыми организациями:

  • которые созданы в соответствии с международными договорами с участием России;
  • с которыми Россия заключила международные договоры.

Действующий в настоящее время перечень таких международных финансовых организаций утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1968-р.

2. При закупке товаров (работ, услуг) для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Перечни лиц, подлежащих госзащите, приведены в статье 2 Закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и статье 2 Закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ.

3. При закупке драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

4. При назначении адвоката органами дознания, предварительного следствия, судом для участия в качестве:

5. При привлечении адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ.

Об этом сказано в части 2 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Закупка – это действия заказчика по обеспечению государственных и муниципальных нужд, предусмотренные правилами контрактной системы в сфере закупок.* Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если законодательство о контрактной системе не требует извещать о проведении закупки или приглашать к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 1.«Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:*

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества)*, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

<…>

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)


1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

<…>

26) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение

<…>

3. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 03.06.2011 № ОГ-Д28-6

О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

<…>


Статья 55 Закона определяет случаи размещения заказа у единственного поставщика. Пункт 26 части 2 статьи 55 Закона предусматривает право заказчика осуществлять размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания), у единственного поставщика.

Таким образом, заказчик может заключить государственный контракт на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебные командировки, в частности проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания командированных сотрудников, в соответствии с пунктом 26 части 2 статьи 55 Закона с единственным поставщиком, то есть с любым юридическим или физическим лицом, которое способно оказать требуемые услуги, если стоимость таких услуг не превышает установленный лимит бюджетных средств на командировочные расходы.*

<…>

Директор
Департамента развития
федеральной контрактной системы
О.В.Анчишкина

4. Рекомендация: Нужно ли казенному учреждению при заключении договоров с банками на выпуск и обслуживание зарплатных карт руководствоваться положениями Закона о контрактной системе

Ответ на этот вопрос зависит от условий соглашения, которое заключено с банком.

Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с проведением закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. В частности, устанавливает порядок заключения договоров на оказание услуг от имени России, субъекта РФ или муниципального образования. Об этом сказано в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Казенное учреждение заключает именно такие договоры – государственные или муниципальные контракты (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 8 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Таким образом, если по условиям соглашения на выпуск и обслуживание зарплатных карт услуги банка оплачивает учреждение(для государственных или муниципальных нужд), при заключении договора нужно руководствоваться положениями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Если такого условия нет, положения данного закона не применяются.*

<…>

Заключить соглашение на открытие и обслуживание зарплатной карты сотрудник учреждения может самостоятельно (без участия учреждения-работодателя в договорных отношениях с банком). При этом условия выплаты зарплаты в безналичной форме должны быть указаны в коллективном (трудовом) договоре (ч. 3 ст. 136 ТК РФ). В таком случае применять положения Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ не требуется.*

Подтверждают такой вывод контролирующие ведомства (cм., например, письма Минэкономразвития России от 2 апреля 2010 г. № Д22-342, Минфина России от 18 мая 2009 г. № 02-03-09/2039, ФАС России от 15 апреля 2009 г. № ПС/10559). Указанные письма ссылаются на положения утратившего силу Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Однако приведенные в них разъяснения можно применять и сейчас в части, не противоречащей Закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на открытие и обслуживание зарплатных банковских карт»

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

5. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете выдачу аванса на командировку по России

Направляя сотрудника в командировку, учреждение обязано выдать ему аванс. Аванс выдается с учетом продолжительности командировки, места назначения, возможности дополнительных затрат и т. п. Сумма аванса должна покрыть затраты на проезд, наем жилья и дополнительные расходы, связанные с проживанием (суточные). Такой порядок предусмотрен статьей 168Трудового кодекса РФ.*

Из каких денег выдавать

При командировках по России аванс выдайте в рублях. На эти цели используйте деньги, полученные со счета учреждения в кассу (п. 167 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). О том, можно ли перечислить подотчетные деньги на ту же банковскую карту, на которую перечисляется зарплата сотрудника, см. Как выдать деньги под отчет.

Общие правила выдачи

При выдаче аванса нужно соблюдать следующие правила:

деньги нельзя выдать, если сотрудник не отчитался по подотчетным суммам, полученным им ранее;

сумма аванса должна быть выдана на основании заявления сотрудника.

Такие ограничения установлены пунктом 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, пунктами 213, 214Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

При выдаче наличных денег из кассы составьте расходный кассовый ордер по форме № КО-2.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

6. Рекомендация: Как отразить в бухучете приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо

Доверенность

В государственных и муниципальных учреждениях

Чтобы при приобретении товаров или услуг сотрудник мог действовать от имени организации, выдайте ему доверенность. Ее можно выписать по форме № М-2 или № М-2а (утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

Ситуация: обязательно ли выдавать доверенность подотчетному лицу, для того чтобы он выступал от имени организации

Нет, не обязательно. Законодательство не содержит такого требования.

Однако, если не выдать доверенность сотруднику, у организации могут возникнуть проблемы с получением счета-фактуры. Именно этот документ служит основанием для вычета НДС по приобретенным через сотрудника товарам (работам, услугам) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Сложность с получением счета-фактуры может возникнуть потому, что при продажах за наличный расчет розничные продавцы вправе не выставлять счета-фактуры, а ограничиться кассовыми чеками (п. 7 ст. 168 НК РФ). Действуя без доверенности, сотрудник организации выступает как обычный человек, приобретающий вещи для личного использования. Поэтому продавец не обязан выписывать ему счет-фактуру.

Но если сотрудник предъявит доверенность от организации, поставщик должен будет выставить счет-фактуру. В этом случае сотрудник станет действовать от имени организации, и у продавца появится обязанность выписать требуемый документ (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Такая позиция изложена в письме МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268.*

<…>

Выдача аванса

Авансы под отчет выдавайте по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица. При этом в заявлении на выдачу денежных средств сотрудник должен указать:

назначение аванса;

расчет (обоснование) размера аванса;

срок, на который выдается аванс.

Об этом сказано в пункте 213 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Аванс выдавайте только при отсутствии у сотрудника задолженности по ранее выданным подотчетным суммам (п. 214 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Документальное подтверждение

Если сотрудник приобрел для учреждения имущество (основные средства, материальные запасы), работы или услуги, то факт поступления (как и любой другой факт хозяйственной жизни) должен быть подтвержден первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Этот документ сотрудник должен получить у поставщика (подрядчика).

Если такого документа нет, то создайте его сами (например, при поступлении материальных запасов без документов составьте акт в произвольной форме или по форме № М-7 (постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а)). При этом следует иметь в виду, что документ, составленный в произвольной форме, должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Подробнее о порядке составления первичных документов см. Как организовать документооборот в бухгалтерии.*

Авансовый отчет

Об использовании полученных средств (денежных документов) подотчетное лицо представляет авансовый отчет (ф. 0504049) с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, подотчетное лицо должно пронумеровать в порядке их записи в отчете. Такие правила предусмотрены Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, пунктом 216 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

7. Рекомендация: Как возместить сотруднику перерасход денег, выданных под отчет

<…>

После утверждения руководителем авансового отчета перерасход признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством. Учреждение должно его возместить* (ст. 22 ТК РФ, п. 216 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).

Условия возмещения перерасхода

При принятии к учету расходов подотчетного лица (в т. ч. в сумме перерасхода) бухгалтер должен проверить:

  • правильность оформления авансового отчета;
  • наличие документов, подтверждающих произведенные расходы (например, кассовые и товарные чеки, проездные документы, счета и т. п.);
  • обоснованность расходования средств (деньги были потрачены в соответствии с распоряжением руководителя и по тому назначению, которое указано в письменном заявлении подотчетного лица* на выдачу аванса).

Если одно из указанных условий не выполняется, то принимать к бухучету расходы подотчетного лица не нужно. А в случае перерасхода деньги сотруднику можно не возмещать. Таковы требования пункта 216 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Компенсация перерасхода из кассы

На основании утвержденного авансового отчета сумму, которую сотрудник израсходовал* сверх полученной под отчет, выдайте ему из кассы. Для этого оформите расходный кассовый ордер формы № КО–2.* Номер и дату этого документа укажите в таблице авансового отчета «Сведения о внесении остатка, выдаче перерасхода».

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

08.02.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль