Перенос ОС из забалансовых счетов

853

Вопрос

Организация является автономным учреждением, при переходе в 2011 году с коммерческого плана счетов на бюджетный были перенесены остатки на 01.01.2011 г. по счетам : основные средства, материалы, забалансовые счета , которые были на 31.12.2010г.,чтоб сохранить преемственность баланса. В настоящее время при сдаче годового отчета за 2013 год потребовали перенести из забаланс овых счетов основные средства, ( т.к. при коммерческом плане счетов основные менее 40 тыс.руб. ставились на забалансовые счета), на 101 счета. Правомерно ли это требование, если да , каким имуществом оно будет являться ценным или простым недвижимым- в основном там мебель, не требующая затрат на содержание и какие следует сделать проводки.

Ответ

В пункте 3  Инструкции к Единому плану счетов № 157н сказано, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности. Следовательно, при создании автономного учреждения и переходе с коммерческого плана счетов перенос основных средств стоимостью свыше 3000 руб. с забалансового счета на 101 правомерен.

 

Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В рамках требований Закона № 83-ФЗ учредители при приведении в соответствие нормативно-правовой базы в 2011 году установили перечни особо ценного движимого имущества как по федеральным, так и муниципальным автономным учреждениям, поэтому имущество, которое вы будете переводить, является иным движимым.

Перевод основных средств с забалансового счета оформите следующими проводками:

Дебет  0.101.хх.000   Кредит 0.401.30.000 - отражена стоимость основного средства;

Кредит 21 - выбытие основного средства.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.12.2010 № 157Н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, ...

<…>

I. Общие положения

3. При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:

<…>

информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;*

<…>

данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;*

<…>

2. Рекомендация: Как организовать ведение бухучета

<…>

Бухучет при преобразовании госучреждений

При преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа в бухучете нужно отразить следующие данные.

1. При изменении типа учреждения на начало года – входящие остатки по активам, обязательствам и финансовым результатам. Методические рекомендации по порядку отражения входящих остатков Минфин России довел письмом от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546.

2. При изменении типа учреждения в течение финансового года – операции по преобразованию учреждения. Методические рекомендации по отражению таких операций Минфин России довел письмом от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236 (в т. ч. Свод бухгалтерских записей по изменению типа учреждения в течение финансового года).

При формировании показателей стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества руководствуйтесь положениями письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.*

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Статья: Особо ценное имущество: правила перехода

Бюджетное учреждение, которое приняло решение перейти на субсидирование с 1 января 2012 года, может столкнуться с проблемами переноса остатков. Ведь четкого порядка действий в настоящее время для данной ситуации не прописано. Поэтому давайте разбираться.

Предусмотрен переходный период

Итак, с 1 января 2011 года вступил в силу приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, на основании которого все бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет.

В то же время конкретные правила применения Единого плана счетов и Инструкции по его применению, а также составление бухгалтерских записей зависят от типа государственного (муниципального) учреждения.

В настоящее время не все бюджетные учреждения изменили свою правовую форму в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Ведь переходный период предусмотрен до 1 июля 2012 года.

Учреждения, которые не сменили статус, ведут учет в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. Данный приказ применяется казенными и «старыми» бюджетными учреждениями. Кроме того, Минфином России было выпущено письмо от 29 декабря 2010 г. № 02-06-07/5396. В нем была приведена Таблица соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.

Как учесть остатки, числившиеся по счетам

На основании указанных документов бюджетное учреждение старого типа должно было перенести остатки по счетам, сформированным по результатам деятельности учреждения по итогам 2010 года. Это необходимо было сделать в межотчетный период.

При этом важно было учитывать, что исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности:

- 1 (бюджетная деятельность), переносятся на счета с кодом вида финансового обеспечения (деятельности) 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

- 3 (деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении), переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 – средства во временном распоряжении;

- 2 (приносящая доход деятельность), сформированные по состоянию на начало финансового года в рамках деятельности учреждения со средствами, получаемыми по программе ОМС, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде код вида финансового обеспечения (деятельности) 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Основные средства учреждения

Также необходимо было разобраться с учетом имущества. Ведь согласно пункту 37Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета по объектам имущества:

10 «Недвижимое имущество учреждения»;

20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

30 «Иное движимое имущество учреждения»;

40 «Имущество – предметы лизинга».*

Выделение особо ценного движимого имущества «старыми» бюджетными учреждениями не предусмотрено.

Следовательно, перенос остатков по счетам нефинансовых активов по состоянию на 1 января 2011 года отражается на основании Справки (ф. 0504833) следующими бухгалтерскими записями.

1. В части основных средств:

- по дебету счетов 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» (101 11 000, 101 12 000, 101 13 000, 101 15 000, 101 18 000), 101 30 000 «Основные средства – иное движимое имущество» (101 31 000-101 36 000, 101 38 000) и кредиту счета 101 00 000«Основные средства» (101 01 000– 101 06 000, 101 09 000);

2. В части амортизации:

по дебету счета 104 00 000 «Амортизация» (104 01 000-104 06 000, 104 08 000) и кредитусчетов 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества учреждения» (104 11 000-104 13 000, 104 15 000, 104 18 000), 104 30 000 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» (104 31 000-104 36 000, 104 38 000).

Пример 1

Бюджетное учреждение (старого типа) переводит в категорию «иное движимое имущество» транспортные средства. По состоянию на 1 января 2011 года первоначальная стоимость составила 1 250 600 руб., сумма накопленной амортизации 385 200,80 руб.

Бухгалтерские операции при этом могут быть отражены следующим образом:

Данное имущество будет закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления. То есть учреждение сможет использовать его в соответствии с целями своей деятельности, а также назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться им с согласия собственника (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Особо ценное имущество

В то же время особенность статуса имущества для бюджетного учреждения нового типа определена пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Особенность заключается в том, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником на это средств. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя на основании стоимостных критериев.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538.

Ведение указанного перечня осуществляется на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. В него включаются данные о полном наименовании объекта, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).*

В рамках требований Закона № 83-ФЗ учредители бюджетных учреждений при приведении в соответствие нормативно-правовой базы в 2011 году уже установили перечни особо ценного движимого имущества как по федеральным, так и муниципальным бюджетным учреждениям.*

При этом необходимо обратиться уже к Инструкции № 174н (утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н), так как в ней предусмотрены не только счета учета особо ценного движимого имущества, но и расчетов с учредителями и соответствующая корреспонденция счетов.

Таким образом, прежде всего возникает необходимость отражения в бухгалтерском учете операций по передаче имущества на баланс бюджетного учреждения от собственника. В некоммерческих организациях, использующих бюджетные планы счетов, открытие и ведение синтетического счета, аналогичного уставному капиталу в коммерческом учете, не предусмотрено.

Для учета операций по наделению имуществом предусмотрен счет 210 06 000 «Расчеты с учредителями» (п. 238-240 Инструкции № 157н), который предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения.

Расчеты с учредителями

Операции по формированию расчетов с учредителями при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления, а также при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) предусмотрены пунктом 116 Инструкции № 174н.

Расчеты с учредителем при получении объектов основных средств, нематериальных активов отражаются следующим образом.

При закреплении права оперативного управления, в том числе при реорганизации, – по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителями» (по балансовой стоимости). Одновременно расчеты с учредителем уменьшаются на сумму начисленной амортизации (если закрепляется объект, бывший в эксплуатации).

Основанием для составления бухгалтерских записей по получению объектов учета при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления являются первичные учетные документы, оформленные передающей и принимающей сторонами (

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) и Извещение (ф. 0504805)).

Пример 2

За бюджетным учреждением нового типа на основании первичных документов (акта и извещения) учредителем закреплено право оперативного управления на объект недвижимого имущества (нежилое помещение) балансовой стоимостью 120 млн руб. (сумма накопленной амортизации – 45 млн руб.).

В бухгалтерском учете записано:

Как поступить на практике

При переносе остатков по счетам на 1 января 2012 года (или в промежуточный период) бюджетному учреждению, которое переходит на субсидирование, следует закрепить расчеты с учредителями в соответствии с правилами пункта 4.1 Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков... при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа (Методические указания приведены в письме Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546).

В данном пункте предлагается дополнительно на сумму входящих остатков по счетам учета нефинансовых активов Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета 10 «Недвижимое имущество учреждения» и 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» в составе входящих остатков отразить расчеты с учредителем – по дебету 2 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту счета 2 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Для этой цели на момент перехода на приказ № 174н необходимо иметь информацию не только о недвижимом, но и особо ценном движимом имуществе. Оно может быть отражено в учете бухгалтерской записью по внутреннему перемещению объектов.

Пример 3

Измерительный прибор стоимостью 120 тыс. руб. определен учредителем как особо ценное движимое имущество. В бухгалтерском учете данная операция может быть оформлена следующим образом:

А.Ю. Опальский,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2012

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.07.2010 № 538

О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества

В соответствии со статьей 9_2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статьей 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить, что виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться:

а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

<…>

3. Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

4. Установить, что при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;*

<…>

5. Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

<…>

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

5. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912 «О включении имущества в состав особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения, в том числе ОЦДИ от приносящей доход деятельности»

«Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в рамках своей компетенции письмо о включении имущества в состав особо ценного движимого имущества и сообщает.

<…>


Согласно п.11 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п.3 ст.3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным (автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

При этом порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (далее - постановление N 538) установлены критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу независимо от источника финансового обеспечения его приобретения.

Таким образом, имущество, приобретенное государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями за счет собственных доходов от оказания платных услуг (работ), в том числе от оказания медицинских услуг в системе обязательного (добровольного) медицинского страхования, иной приносящей доход деятельности, а также имущество, безвозмездно полученное в рамках благотворительной деятельности, отвечающее критериям отнесения движимого имущества к особо ценному движимому, установленным в соответствии с постановлением N 538 (далее - ОЦДИ от приносящей доход деятельности), подлежит включению в перечень особо ценного движимого имущества.*

Вместе с тем согласно п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) бюджетное, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам вышеуказанным ОЦДИ от приносящей доход деятельности. При этом ограничения по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, установленные п.п.2, 3 ст.298 ГК РФ, на указанное имущество не распространяются.

Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, особо ценное движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения, в том числе ОЦДИ от приносящей доход деятельности, учитывается на соответствующих счетах 10000 "Нефинансовые активы" Единого плана счетов по аналитической группе синтетического счета объекта учета 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".»*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

06.02.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль