Налоговая декларация по налогу на землю

156

Вопрос

Помогите с решением образовавшейся ситуацией. С 12.11. 2002г. на основании Постановления Главы района была закреплена земля в постоянное (бессрочное) пользование. Кадастровая стоимость определена не была, и платили налог на землю с той стоимости , какую сказали в земельном отделе (но документов на руки не дали). С 26. 11. 2012г. учреждение получило свидетельство о госрегистрации на право пользование объектами и землей кадастровой стоимостью намного больше чем раньше. За 2012г. налоговая декларация по налогу на землю была сдана по старой стоимости. В 2013г. 1 полугодие перечислялся налог на землю по старой стоимости, за 9 месяцев уплачена вся сумма по новой стоимости. С 19.11. 2013г. на основании Постановления Главы района земля передана в муниципальную казну. Как правильно сдать налоговую декларацию на землю. И надо ли сдать уточненную декларацию за 2012г.

Ответ

В общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст.131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ).

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января. Подробнее об этом в рекомендации 2. По-нашему мнению, сдавать уточненную декларацию за 2012 год не нужно. Если у Вас имеются сомнения по данному вопросу, то нужно отметить, что налогоплательщики вправе получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную).

Если вещное право организации на земельный участок прекратилось в течение года, по окончании отчетного периода, в котором это произошло:

перечислите в бюджет не авансовые платежи, а земельный налог (с учетом коэффициента К2),

досрочно представьте в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу.

Такой порядок не противоречит положениям пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ и позволяет избежать проблем с возвратом или зачетом излишне уплаченных сумм налога. Аналогичные рекомендации содержатся в письме Минфина России от 08.09.2006 г. № 03-06-01-02/36.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Кто должен платить земельный налог

<…>

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю

Нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.* Исключением является только покупка помещений в многоквартирных домах коммерческими организациями.

Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).*

Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141). В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и подтверждена впостановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.

Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2010 г. № А56-58100/2009).

Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.

В некоторых случаях платить земельный налог придется, даже если организация не имеет свидетельства о регистрации права собственности на землю. Это касается коммерческих организаций по операциям, связанным с покупкой помещений в многоквартирных домах. При таких сделках вместе с правом собственности на помещение к организации переходит часть общей долевой собственности на земельный участок, занятый домом (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Основанием для уплаты земельного налога в этой ситуации является свидетельство о праве собственности на помещение (п. 2 ст. 23 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). Площадь участка, с которого нужно платить земельный налог (доля в участке), должна быть зафиксирована в этом свидетельстве. Если площадь в свидетельстве не указана, ее можно узнать в бюро технической инвентаризации (БТИ). Платить земельный налог в этом случае надо только с момента, когда земельный участок сформирован и принят на государственный кадастровый учет. Такой вывод можно сделать из писем Минфина России от 4 марта 2009 г. № 03-05-06-02/14, от 31 августа 2006 г. № 03-06-02-04/125, от 3 мая 2006 г. № 03-06-02-04/67 и от 28 апреля 2006 г. № 03-06-02-04/63.

Ситуация: как платить земельный налог, если кадастровая стоимость земли неизвестна

Когда кадастровая стоимость неизвестна, земельный налог платите, исходя из нормативной стоимости земли. Такой порядок прямо установлен пунктом 13 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 августа 2012 г. № 03-05-05-02/85, от 13 августа 2009 г. № 03-05-04-02/55. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. № 11279/08, от 9 декабря 2008 г. № 6113/08, ФАС Поволжского округа от 30 апреля 2009 г. № А72-4563/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2009 г. № А05-9538/2008).

Нормативную цену земли ежегодно определяют исполнительные власти субъектов РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319). Ее можно посмотреть на сайте регионального отделения Росреестра (например, на официальном сайте Росреестра по Московской области).

Нормативная цена применяется и в том случае, если результаты кадастровой оценки земли были признаны недостоверными в судебном порядке. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/18. Этим письмом финансовое ведомство отменило свои прежние разъяснения (письмо от 2 ноября 2010 г. № 03-05-04-02/95), согласно которым до утверждения новой кадастровой стоимости участка земельный налог можно было не платить вовсе. За те периоды, в которых кадастровая стоимость земли считается неустановленной (в т. ч. за период с даты утверждения результатов кадастровой оценки, отмененных судом, и до вступления судебного решения в законную силу), земельный налог нужно рассчитывать исходя из нормативной цены земли.

Если не определена ни кадастровая, ни нормативная стоимость, то налоговая база отсутствует и земельный налог платить не нужно (письмо Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15).

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Как рассчитать земельный налог

Чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать:

кадастровую стоимость земельного участка;

налоговую ставку.

Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.

Кадастровая стоимость

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Кто должен платить земельный налог.

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога

Узнать кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в территориальное отделение этого ведомства.

Обратиться с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в территориальное отделение Росреестра можно лично или по почте. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра. Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

О том, что кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра. сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.

Внимание: определять величину кадастровой стоимости, необходимой для расчета земельного налога, организация должна самостоятельно (п. 3 ст. 391 НК РФ). Поэтому во избежание ошибок отслеживайте изменение кадастровой стоимости на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются в Интернете. Если данные об изменении кадастровой стоимости с начала налогового периода были размещены на сайте Росреестра, то при расчете земельного налога (авансовых платежей) новую величину этого показателя нужно учитывать даже в том случае, если нормативный акт, изменяющий кадастровую стоимость, в печатных изданиях был опубликован позже. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 20 июня 2011 г. № ВАС-4799/11, постановление ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А65-1762/2010).*

<…>

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.*

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;

в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);

либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11. При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

с 1 января следующего года;

с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Главбух советует: есть основания, позволяющие учитывать изменения кадастровой стоимости земельных участков в текущем году, не дожидаясь начала нового налогового периода. Они заключаются в следующем.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). Эта норма не запрещает рассчитывать налог с учетом изменения кадастровой стоимости, если в течение года была пересмотрена категория земельного участка или вид его разрешенного использования. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12. С учетом этого постановления контролирующие ведомства рекомендовали особый порядок расчета земельного налога за период, в котором изменилась категория или вид разрешенного использования участка. Этот порядок аналогичен правилам расчета земельного налога, которые применяются при возникновении или прекращении прав на земельный участок в течение года. То есть рассчитывать налог в этом случае нужно с учетом коэффициента, учитывающего период нахождения земельного участка в той или иной категории. Величину этого коэффициента можно определить по формуле:

Коэффициент

=

Количество полных месяцев до (после) изменения кадастровой стоимости в связи с переводом земельного участка из одной категории в другую (изменением вида разрешенного использования)

:

Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Такой же порядок можно применять, если кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Об этом говорилось в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217, от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507, ФНС России от 25 июня 2013 г. № БС-4-11/11462. Документы тоже были размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами». Однако с выходом писем Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149 прежняя точка зрения контролирующих ведомств представляется неактуальной. Организации, которые будут рассчитывать земельный налог с учетом этих разъяснений, должны быть готовы к тому, чтобы отстаивать свою позицию в суде.

В третьем случае кадастровая стоимость земли может измениться по решению органов кадастрового учета в связи с выявлением технических ошибок, допущенных при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости. В этом случае порядок расчета земельного налога зависит от того, за какой период исправляются такие ошибки.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в этом же году, измененную кадастровую стоимость нужно применять с 1 января текущего года (письмо ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.*

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20.

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ).*

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога),подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522.

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21, ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).*

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по земельному налогу

<…>

Срок сдачи

Сдать декларацию по земельному налогу  нужно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом (абз. 1 п. 3 ст. 398 НК РФ). Последний срок подачи декларации может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: несвоевременная подача декларации по земельному налогу является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Главбух советует: если вещное право организации на земельный участок прекратилось в течение года, по окончании отчетного периода, в котором это произошло:

перечислите в бюджет не авансовые платежи, а земельный налог (с учетом коэффициента К2);

досрочно представьте в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу.

Такой порядок не противоречит положениям пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ и позволяет избежать проблем с возвратом или зачетом излишне уплаченных сумм налога. Аналогичные рекомендации содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/36.*

<…>

Уточненная декларация*

Если в декларации по земельному налогу допущена ошибка, которая повлекла за собой завышение (занижение) суммы налога, сдайте в инспекцию уточненную налоговую декларацию.* Если искажение суммы налога повлияло на величину расходов, учитываемых при налогообложении, у организации может возникнуть обязанность представить уточненную декларацию по налогу на прибыль или единому налогу при упрощенке. Это следует из положений статьи 81 Налогового кодекса РФ и подпункта 2 пункта 3.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль