Расход внебюджетных средств

317

Вопрос

Вправе ли бюджетное учреждение тратить внебюджетные деньги (работая по 223-фз) без заключения договоров (например сотовая связь, проезд сотрудников в общественном транспорте, покупка конвертов, ещё какие-либо мелкие спонтанные покупки)? Нигде не будет отражаться разница прихода денежных средств и расхода по договорам? Т.к. до 10 числа следующего месяца нужно делать отчет по заключенным договорам.

Ответ

Не позднее 10-го числа каждого месяца заказчик, руководствуясь Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, должен размещать на сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

 

товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;

у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

сведения о которых составляют гостайну;

сведения о которых не размещались на сайте по решению Правительства РФ;

у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Об этом сказано в части 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Следует сказать, что как и раньше, учреждения вправе производить покупки за наличный расчет (закон 44-ФЗ от 05.04.2013г. этого не запрещает). В соответствии с пунктом 2 статьи 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, а в соответствии со статьей 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Расчеты наличными деньгами в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В частных разъяснениях специалисты Минэкономразвития РФ считают, что закупки за наличный расчет должны учитываться при планировании закупок у единственного поставщика (до 100 тысяч рублей). Таким образом, закупки за наличный расчет также должны учитываться

в Сведениях о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Особенности для бюджетных учреждений*

Бюджетные учреждения должны проводить закупки в общем порядке, установленном для заказчиков.

Внимание: закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ содержит положения, которые регулируют деятельность государственных и муниципальных заказчиков, но неприменимы к бюджетным учреждениям.

Бюджетное учреждение должно руководствоваться всеми требованиями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, которые относятся к термину «заказчик». Оно не признается государственным или муниципальным заказчиком (п. 5–7 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Например, закупки бюджетных учреждений допускается централизовывать только в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Бюджетные учреждения должны самостоятельно обосновывать закупки, заключать и исполнять контракты. В то время как процесс закупок государственных и муниципальных заказчиков можно централизовать полностью. Планирование закупок, заключение и исполнение государственного или муниципального контракта, в том числе приемка товаров (работ, услуг) и их оплата для нескольких государственных или муниципальных заказчиков, могут быть переданы одному уполномоченному органу, уполномоченному учреждению (ч. 2, 3 и 5 ст. 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения имеют право не применять Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ только при закупках:

за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;

в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;

за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением грантов, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России (письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045).

Во всех вышеуказанных случаях при проведении закупок бюджетное учреждение может руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Для того чтобы воспользоваться своим правом, учреждению нужно разработать положение о закупке и разместить его до начала года на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1, пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: для применения в 2014 году Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ принять и разместить на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) положение о закупке нужно до 1 апреля 2014 года. До его размещения бюджетные учреждения при проведении закупок должны руководствоваться Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 25 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Пример составления положения о закупках бюджетного учреждения*

Администрацией бюджетного учреждения «Альфа» было принято решение проводить в 2014 году закупки за счет средств от иной приносящей доход деятельности в порядке, установленном Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

В связи с этим руководитель учреждения «Альфа» в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ утвердил положение о закупках, которое было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в январе 2014 года (до 1 апреля 2014 года).

Также бюджетному учреждению на основании безвозмездных договоров (соглашений) могут быть переданы полномочия на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При проведении закупок для этих нужд учреждение обязано соблюдать положения, установленные законом для государственных (муниципальных) заказчиков.*

<…>

Планирование закупок

Для проведения закупок заказчик должен предварительно составить и разместить план-график на очередной финансовый год.*

Внимание: планы-графики на 2014 и 2015 годы размещайте по правилам, действовавшим до вступления в силу закона о контрактной системе, с учетом особенностей, установленных на переходный период (ч. 2 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). По новым правилам, кроме плана-графика закупок, нужно будет составлять отдельный план закупок.

В 2014 и 2015 годах применяйте форму плана-графика, которая утверждена приложением 2 к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н. При этом заполнять данную форму необходимо в соответствии с требованиями совместного приказа данных ведомств от 20 сентября 2013 г. № 544/18н.

План-график должен содержать перечень товаров (работ, услуг), планируемых к закупке в течение календарного года (п. 4–5приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н).* При этом сведения о товарах (работах, услугах), закупки которых начинаются в конце текущего года и заканчиваются в следующем году, включайте в план-график текущего года. Например, в план-график 2014 года должна быть включена информация о закупках, которые начинаются в декабре 2014 года, а заканчиваются в 2015 году. А также о закупках, которые проведены в декабре 2014 года для нужд 2015 года. Это следует из положений письма Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № Д28И-320. Несмотря на то что письмо основано на нормах утратившего силу Закона о госзакупках № 94-ФЗ, приведенные в нем разъяснения можно применять и сейчас.

Утвержденный план-график разместите на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru.

Изменение плана-графика закупок

В некоторых случаях в планы-графики, размещенные на официальном сайте, заказчик может внести изменения. Перечень таких случаев приведен в пункте 15 примечаний к Порядку, утвержденному совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н.

В общем случае вносить изменения в план-график нужно не позднее чем за 10 календарных дней:

до публикации на официальном сайте извещения о проведении закупки;

до направления приглашений на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

до заключения контракта (если извещение о закупке или приглашение к участию в определении поставщика не предусмотрено).

Такой порядок следует из части 2 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и пункта 6 особенностей, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н.

В отдельных случаях допускается внесение изменений в более сжатые сроки. Так, при проведении запроса котировок для оказания гуманитарной помощи либо для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера вносить изменения в план-график, размещенный на официальном сайте, можно в день направления запроса о представлении котировок участникам закупок. В случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или для необходимости срочного медицинского вмешательства изменять план-график допускается за один календарный день до даты заключения контракта (п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3, п. 7 особенностей, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н).

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

При приобретении товаров (работ, услуг) автономные учреждения обязаны соблюдать особый порядок проведения закупок. Общие правила для таких учреждений устанавливает Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Этот закон учреждения должны применять как при закупке товаров для собственных нужд, так и для их дальнейшей перепродажи (письмо Минэкономразвития России от 2 сентября 2011 г. № Д28-317).

Внимание: муниципальные автономные учреждения должны применять Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ с 1 января 2014 года, если более ранний срок не был установлен представительным органом муниципального образования (ч. 8 ст. 8 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Кроме того, в некоторых случаях при проведении закупок положениями Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ имеют право руководствоваться бюджетные учреждения.*

<…>

Подготовка к закупке

Для реализации требований, установленных Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, каждый заказчик обязан разработать:

Положение о закупке;

план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Такой порядок следует из части 2 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.*

Размещение информации на сайте

Положение о закупке, план закупок, другие сведения, касающиеся закупок, а также вносимые в них изменения размещаются на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru (постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 662). При этом для перехода на сайт для размещения информации в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ в вертикальном навигационном меню перейдите по соответствующей ссылке (223-ФЗ). Порядок размещения информации утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Ведение сайта обеспечивают Минэкономразвития России и Казначейство России (постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. № 642). Порядок регистрации заказчиков на сайте установлен приказом Минэкономразвития России, Казначейства России от 10 августа 2012 г. № 506/13н.

Сайт www.zakupki.gov.ru будет применяться до ввода в эксплуатацию единой информационной системы, в которой предполагается консолидировать всю информацию о государственных и муниципальных закупках (ч. 10 ст. 8 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, п. 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 913).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить на официальном сайте следующую информацию:

извещение о закупке, а также вносимые в него изменения;

документацию о закупке, а также вносимые в нее изменения;

проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;

разъяснения документации о закупке;

протоколы, составляемые в ходе закупки. Протоколы размещайте на сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ);

дополнительную информацию, предусмотренную Положением о закупке.

Об этом сказано в частях 5 и 6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, разделах IV–VII положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Внимание: если на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) невозможно опубликовать информацию о закупке по причине технических сбоев, сделать это нужно незамедлительно после восстановления работоспособности сайта.

Размещенная на официальном сайте информация о закупках должна быть доступна без взимания платы (ч. 14 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Удалить размещенную на официальном сайте информацию можно только на основании предписания органа исполнительной власти или по решению суда (п. 7 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908).

Не подлежат размещению на сайте:

сведения о закупках, которые составляют гостайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);

сведения о закупках, которые не относятся к гостайне, но в отношении которых принято специальное решение Правительства РФ.

Кроме того, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупках товаров (работ, услуг):

стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;*

стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.

Об этом сказано в частях 15 и 16 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

<…>

Размещение сведений о заключенных договорах

Не позднее 10-го числа каждого месяца заказчик должен размещать на сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;

у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

сведения о которых составляют гостайну;

сведения о которых не размещались на сайте по решению Правительства РФ;

у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Об этом сказано в части 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.*

Порядок размещения информации о заключенных договорах установлен разделом VIII положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Внимание: с 1 января 2015 года заказчики должны будут вносить информацию о проведенных закупках в реестр договоров. Порядок ведения указанного реестра и включения в него информации установит Правительство РФ. Об этом сказано в статье 4.1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Рекомендация: Как отразить в бухучете приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо

Выдача аванса

Авансы под отчет выдавайте по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица. При этом в заявлении на выдачу денежных средств сотрудник должен указать:

  • назначение аванса;
  • расчет (обоснование) размера аванса;
  • срок, на который выдается аванс.

Об этом сказано в пункте 213 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Аванс выдавайте только при отсутствии у сотрудника задолженности по ранее выданным подотчетным суммам (п. 214 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Документальное подтверждение

Если сотрудник приобрел для учреждения имущество (основные средства, материальные запасы), работы или услуги, то факт поступления (как и любой другой факт хозяйственной жизни) должен быть подтвержден первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Этот документ сотрудник должен получить у поставщика (подрядчика).

Если такого документа нет, то создайте его сами (например, при поступлении материальных запасов без документов составьте акт в произвольной форме или по форме № М–7 (постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а)). При этом следует иметь в виду, что документ, составленный в произвольной форме, должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 7Инструкции к Единому плану счетов № 157н и частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Подробнее о порядке составления первичных документов см. Как организовать документооборот в бухгалтерии.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4. Статья:  Нюансы закупки активов

Учреждение планирует приобрести IP-телефоны у индивидуального предпринимателя. Сложность в том, что он отказывается заключать письменный договор поставки. Могут ли возникнуть сложности, если приобрести данные активы через подотчетное лицо?

Ответ зависит от ряда факторов. Если покупка телефонов не связана с ведением предпринимательской деятельности учреждения, то, по моему мнению, они могут быть приобретены по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, а в соответствии со статьей 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.* Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Таким образом, представляется правомерным (не содержащим признаков нарушения) приобретение телефонов за наличный расчет через подотчетных лиц. Однако отмечу: если телефоны приобретаются для предпринимательской деятельности или для основной, но с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2005 г.№ 94-ФЗ, по моему мнению, проще сменить поставщика – иначе возникает существенный риск признания осуществления расходов нецелевыми или не оформленными документально (для целей налогообложения).

В. Р. Захарьин

эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №2, февраль 2012

5. УКАЗАНИЕ ЦБ РФ ОТ 20.06.2007 № 1843-У

О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (с изменениями на 28 апреля 2008 года)

<…>

На основании статьи 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2004, N 31, ст.3233; 2006, N 25, ст.2648) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 июня 2007 года N 13) Банк России устанавливает следующее.

1. Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.*

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений пункта 1 настоящего Указания.*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

23.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль