Составление плана ФХД

234

Вопрос

Вопрос по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. На начало финансового года у нас остались на счете средства из субсидий на выполнение государственного задания, а также внебюджетные средства. В ПФХ мы их отразили в начале таблицы "Остаток на начало года". Дальше, когда мы отражаем утвержденные суммы на текущий год по кодам КОСГУ, в утвержденные на год суммы надо включать остаток на начало года? Или нужно отразить только поступления, запланированные на текущий год?

Ответ

Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены.

Данные остатки подлежат использованию бюджетным учреждением в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Отразите остаток субсидий на выполнение государственного задания, а также внебюджетных средств в строке " Планируемый остаток средств на начало планируемого года". Изменения в План нужно внести также в части изменения выплат в разрезе КОСГУ (при необходимости).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых (в случаях, предусмотренных законодательством) выполняет другое федеральное бюджетное или автономное учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

План финансово-хозяйственной деятельности должны составлять:

автономные учреждения;

бюджетные учреждения.

Такой порядок следует из подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

План составляйте в порядке и по форме, установленным учредителем. Особенности составления и утверждения Плана для обособленных подразделений также определяет учредитель (если иное не установлено федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ). Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429. Например, для учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, порядок составления Плана и его форма утверждены приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1321.

План финансово-хозяйственной деятельности составьте на следующие периоды:

на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на финансовый год;

на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период.

Кроме того, учредитель при установлении порядка составления Плана вправе предусмотреть дополнительную детализацию его показателей (в т. ч. по временному интервалу, в разрезе видов финансового обеспечения, предусмотренных Отчетом ф. 0503737).

Такой порядок установлен пунктом 3 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и разъяснен в письме Минфина России от 9 июля 2012 г. № 02-13-06/2599.

План составляйте в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой по форме, содержащей следующие части:заголовочную, содержательную и оформляющую (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Показатели по поступлениям и выплатам

Показатели Плана по поступлениям и выплатам составляйте на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (плановый период).* Основанием для подготовки является представленная учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

субсидий на выполнение госзадания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций (субсидий на капвложения);

публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (его подразделению).

После утверждения Закона (решения) о бюджете показатели Плана уточните.

Об этом сказано в пунктах 9, 17 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.*

Показатели по поступлениям

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

субсидий на выполнение госзадания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций (субсидий на капвложенния);

поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые предоставляются на платной основе;

поступлений от иной деятельности, приносящей доход;

поступлений от реализации ценных бумаг.*

Кроме того, справочно укажите:

суммы публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (подразделению);

средства, поступившие во временное распоряжение учреждения (подразделения).

Данные о субсидиях, бюджетных инвестициях, а также о публичных обязательствах формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации, представленной учредителем. Подразделения формируют указанные данные на основании информации, полученной от учреждения.

Данные о поступлениях от деятельности, приносящей доход, формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и планируемой стоимости их реализации.

Такой порядок установлен пунктом 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком «минус» (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

оплату труда и начисления на оплату труда;

услуги связи;

транспортные услуги;

коммунальные услуги;

арендную плату за пользование имуществом;

услуги по содержанию имущества;

прочие услуги;

безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;

пособия по социальной помощи населению;

приобретение основных средств;

приобретение нематериальных активов;

приобретение материальных запасов;

приобретение ценных бумаг;

прочие расходы;

иные выплаты, не запрещенные законодательством.*

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, в законодательстве нет. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на иные выплаты, с обязательным уточнением Плана).

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, писем Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Следует отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности (фрагмент) – показатели по поступлениям и выбытиям государственного учреждения*

Бюджетное учреждение «Альфа» в ноябре 2013 года составляет план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год. Для заполнения табличной части Плана – показатели по поступлениям и выплатам учреждения – «Альфа» использует информацию, предоставленную учредителем о планируемых объемах субсидий, бюджетных инвестиций и т. д.

В «Альфе» на 2014 год запланированы следующие показатели:

1) остаток средств на 1 января 2014 года – 10 000 000 руб.;

2) поступления, всего – 15 600 000 руб., в том числе:

субсидии на выполнение государственного задания – 1 500 000 руб.;

целевые субсидии – 1 300 000 руб.;

поступления от оказания платных услуг по основной деятельности – 10 000 000 руб.;

поступления от иной приносящей доходы деятельности – 2 800 000 руб.;

3) выплаты, всего – 13 200 000 руб., в том числе:

на оплату труда и начисления на оплату труда – 7 000 000 руб.;

на услуги связи – 200 000 руб.;

на коммунальные услуги – 300 000 руб.;

на услуги по содержанию имущества – 1 200 000 руб.;

на прочие услуги – 500 000 руб.;

на приобретение основных средств – 3 000 000 руб.;

на приобретение материальных запасов – 500 000 руб.;

на прочие расходы – 500 000 руб.;

4) остаток средств на конец 2014 года – 12 400 000 руб.

Экономист «Альфы» на основании приведенных данных заполнил табличную часть Плана – показатели по поступлениям и выбытиям.

Оформляющая часть

Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержание Плана, в частности:

руководителя учреждения (уполномоченного им лица);

руководителя финансово-экономической службы;

иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.

Об этом сказано в пункте 18 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Утверждение Плана

При утверждении Плана следует учесть следующие особенности, установленные для бюджетных и автономных учреждений.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение сформированный План (План с учетом изменений) передает на утверждение учредителю. Учредитель, в свою очередь, вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Такой порядок установлен пунктом 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

В учете автономных учреждений:

План подразделения (План с учетом изменения) утверждается руководителем бюджетного (автономного) учреждения (п. 23Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное учреждение «Альфа» оказывает услуги высшего профессионального образования. На основании информации, предоставленной учредителем, а также с учетом планируемых показателей деятельности на очередной финансовый год, экономический отдел «Альфы» составил план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год. План передан на утверждение учредителю.

<…>

Изменение Плана и Сведений

При возникновении необходимости внести изменения в План и (или) Сведения нужно составить новые План и (или) Сведения. В частности, изменение в План нужно внести, если в результате выполнения госзадания у учреждения образовалась экономия средств, и оно перераспределяет указанные средства на иные выплаты (в зависимости от потребности учреждения).

Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений.*

Такие разъяснения приведены в пункте 19 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н и письме Минфина России от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2703.

При изменении подведомственности учреждения План составьте в порядке, утвержденном новым учредителем (п. 20 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>.

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

2. Статья: Если по итогам года выявлены остатки субсидий

Неиспользованные на 1 января 2014 года остатки целевых субсидий возвращаются в бюджет, а остатки субсидий на выполнение госзадания остаются в распоряжении бюджетного учреждения.* Есть и иные нюансы...

Куда перечислять остатки

Бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, а также на иные цели. Это установлено статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Ответы на вопрос, что делать с неиспользованными остатками субсидии, различаются в зависимости от того, на что эта субсидия предоставлена.

Остатки субсидий на выполнение госзадания

Согласно положениям части 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ, неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Таким образом, неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены.

Данные остатки подлежат использованию бюджетным учреждением в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и с учетом требований, установленных Минфином России.*

Дополнительно напомним, что с 1 января 2012 года суммы остатков не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных учреждений ( подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также чиновники напоминали об этом в письме Минфина России от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

Остатки целевых субсидий

Неиспользованные остатки по целевым субсидиям на основании положений части 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ в текущем финансовом году, предоставленные в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежат перечислению учреждениями в соответствующий бюджет.

Однако данные остатки могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя.

Другими словами, использование целевых субсидий возможно только в том случае, если учредителем подтверждена потребность в направлении сумм остатков целевых субсидий на те же цели в очередном финансовом году.

Если же в отношении неиспользованных остатков целевых субсидий учредителем бюджетного учреждения не подтверждена потребность в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, то указанные остатки целевых средств подлежат взысканию в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. При этом учитываются Общие требования и Порядок взыскания, установленные приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н.*

Из-за остатков объем субсидии могут снизить

На практике достаточно часто учредитель принимает решение о снижении годового объема субсидии на выполнение задания, основываясь на тех или иных обстоятельствах, связанных с расходованием аналогичной субсидии в прошлом году.

Подобные действия не в полной мере соответствуют положениям действующего законодательства. Это обусловлено самим характером денежных средств, предоставляемых в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Ведь данные субсидии выделяются в качестве финансового обеспечения выполнения конкретного задания текущего года ( п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Если следовать букве закона, размер субсидии на выполнение задания должен зависеть только от показателей задания текущего года (объема и качества услуг, работ, нормативных затрат). Принимая во внимание, что размер субсидии рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание данных услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение субсидии в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству Российской Федерации ( письмо Минфина России от 11 января 2013 г. № 02-13-10/28). Уменьшение объема предоставленной на выполнение задания субсидии в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменениисамого задания ( п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Вместе с этим следует отметить, что Минфин России рекомендует органам, наделенным полномочиями учредителей учреждений, проводить анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года. В том числе своевременного размещения заказов и исполнения обязательств, равномерности осуществления расходов и т. д. В соответствии с Инструкцией № 174н возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует отражать по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».

Одновременно сумма отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Г.Э. Каспаров,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2014

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

21.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль