Единый объект ОС

86

Вопрос

1) Добрый вечер! Разъясните : имеет ли право наша организация при приобретении мониторов, системных блоков, клавиатур, мышь не формировать единые объекты Основных Средств (ПК)? 2)Наша организация является Главным распорядителем Бюджетных Средств, финансируемых по двум разделам -раздел 01 03 "Функционирование законодательных (представительных)органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований", раздел -0113"Другие общегосударственные вопросы", формирует общий баланс и единую отчетность. Для нужд сотрудников , не состоявших в штате , финансируемых по разделу 0113 , была приобретена вычислительная техника. Правомерным ли будет использование приобретенной вычислительной техники для нужды сотрудников , финансируемых по разделу 0103 ?

Ответ

1. Монитор, системный блок, клавиатура, мышь являются составными частями компьютера. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта основных средств. Такой порядок следует из пункта 41 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Учреждение может, например, приказом руководителя установить срок полезного использования компьютера, оприходовав его как единый объект основных средств.

 

Операция постановки на учет компьютера в рассматриваемой ситуации разбивается на два этапа:
– приобретение материалов по статье КОСГУ  340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
– использование материалов для формирования стоимости основных средств (компьютера).

Операции в бухгалтерском учете отразите в соответствии с приведенным ниже материалом.

2. Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 252-ФЗ по-новому обозначил полномочия органов финансового контроля. Аудит эффективности использования государственных средств

должен обеспечить оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов. Организации, в отношении которых проводится аудит, это - органы государственной власти РФ, субъекты РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств.

В программах по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, организации и ведение бухгалтерского учета ставится  вопрос правильности расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря, эффективность их использования. Поэтому, приобретение вычислительной техники для  работы физических лиц, не состоящих в штате, и использование ее штатными сотрудниками, могут вызвать вопросы у контролирующих органов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение компьютера

Бухучет: приобретение

Если компьютер используется в деятельности учреждения при выполнении работ (оказании услуг), для осуществления государственных полномочий (функций) или для управленческих нужд, учтите его в составе основных средств (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Необходимые для работы компьютера программы включите в его первоначальную стоимость. Связано это с тем, что первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат учреждения на их приобретение, сооружение и изготовление, а также приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы на приобретение компьютерных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию. Такой порядок следует из пунктов 25, 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ситуация: можно ли в бухучете отразить составные части компьютера (системный блок, монитор и т. п.) как отдельные объекты основных средств

Нет, нельзя.

Составными частями компьютера являются монитор, системный блок, клавиатура, мышь и т. п. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта основных средств. Такой порядок следует из пункта 41 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) составные части компьютера относятся к группе «Техника электронно-вычислительная» (код по ОКОФ – 14 3020000). По Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, техника электронно-вычислительная включается во вторую амортизационную группу (код по Классификации – 14 3020000). В бухучете применяется максимальный срок полезного использования, установленный для амортизационных групп (п. 44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Следовательно, все элементы компьютера имеют одинаковый срок полезного использования (три года), что приводит к невозможности учета составных частей компьютера как отдельных объектов основных средств. Такой вывод следует из пункта 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В качестве отдельных объектов основных средств можно учесть только те части, без которых компьютер может работать (например, принтер). А также если составные части учреждение планирует эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования. Например, монитор предполагается присоединять к разным компьютерам.

Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 23 июля 2012 г. № 02-06-10/2637. При этом указанное письмо содержит еще один вариант, когда составные части объекта могут быть учтены как самостоятельные основные средства. Это случай, когда срок полезного использования составных частей компьютера отличен от иных элементов комплекса. Вместе с тем, такой вариант маловероятен. Это связано с тем, что в ОКОФ поименованы основные элементы компьютера, и все они включены во вторую амортизационную группу (т. е. все имеют одинаковый срок полезного использования – три года).

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Учет компьютера целиком и по частям

При закупке учреждением компьютеров у бухгалтера, как правило, встает вопрос, как учитывать такие активы, ведь такое имущество обычно состоит из нескольких частей* . Они образуют единый инвентарный объект или учитываются по отдельности? Мы проанализировали действующие нормы законодательства и арбитражную практику.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2012 г. по делу № А05-6567/2012.

Приобретаем компьютер

Основным средством является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Им может быть и комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое ( п. 41 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н ). Приспособления , без которых компьютер не может использоваться в качестве средства труда, включаются в состав единого объекта основных средств. Такое мнение содержится в письме Минфина России от 2 июня 2010 г. № 03-03-06/2/110. Порядок учета компьютерной техники учреждению нужно установить в своей учетной политике.

Если компьютер учитывается как отдельный инвентарный объект, ему присваивается код по ОКОФ 14 3020201 «ЭВМ общего назначения» (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359). Электронно-вычислительная техника ( ОКОФ 14 3020000 ) относится ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования от двух до трех лет (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 ).

Однако есть и другая точка зрения. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 17 февраля 2010 г. № Ф09-564/10-С3 содержится вывод, что компьютер не является комплексом сочлененных предметов, представляющих единое целое, поскольку каждый предмет может выполнять свои функции в различной комплектации и имеет разные сроки полезного использования.

Собираем компьютер*

В этом случае комплектующие приходуются как материальные запасы. Они учитываются на счете 105 26 000 «Прочие материальные запасы или 105 36 000 «Прочие материальные запасы ( п. 118 Инструкции № 157н ). Расходы на их приобретение нужно отразить по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». › |*

› | Основание – Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н.

Рассмотрим отражение в учете сборки компьютера собственными силами.

Руководствуясь Инструкцией по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. №174н, бухгалтер запишет:*

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оплачены комплектующие к компьютеру*

302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

201 11 610
«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Приняты к учету комплектующие (системный блок или отдельные платы, мышь, клавиатура и пр.)

105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

302 34 440
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Выданы комплектующие для сборки

106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения»

105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Принят к учету компьютер

101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения»

* Одновременно сумма отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Важно запомнить
Если сборку проводит работник, в должностные обязанности которого это входит, дополнительные расходы в стоимость компьютера не включаются.

Д.Н. Каримов,

консультант по бюджетному учету и налогам

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2013

3. Приказ об установлении сроков полезного использования компьютера. Компьютер оприходован как единый объект основных средств

Государственное учреждение научно-исследовательский институт «Альфа»


ИНН 7708123459, КПП 770801009, ОКПО 98756423

полное наименование учреждения

 

ПРИКАЗ №26

г. Москва                                                                                                                      17.01.2013

На основании Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №


157н, и положения главы 25 Налогового кодекса РФ

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Принять к учету компьютер (инв. № 110134115) в следующей комплектации:


– системный блок;


– монитор;


– клавиатура;


– мышь.

2. На основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, установить срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета продолжительностью 36 месяцев.

Руководитель учреждения                                                                                   А.В. Львов

4. Статья: Как проверят целевое использование бюджетных средств

С 4 августа действует Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ , который установил новые размеры санкций за нецелевое расходование бюджетных средств. В статье рассмотрим, на что обратят внимание контролирующие органы при проверке.

Что считается нецелевым расходованием

Статья 38 Бюджетного кодекса РФ предусматривает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

В статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

То есть нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не отвечающие условиям получения указанных средств.*

Полномочия контролирующих органов

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ по-новому обозначил полномочия органов финансового контроля.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) выполняют следующие бюджетные полномочия:

аудит эффективности, то есть экономности и результативности использования бюджетных средств;

экспертизу проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативно-правовых актов бюджетного законодательства, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

экспертизу государственных (муниципальных) программ;

анализ и мониторинг бюджетного процесса, в частности подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;

подготовку предложений по совершенствованию проведения главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.*

Росфиннадзор, органы контроля исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций проводят анализ результатов внутреннего финансового контроля и аудита, выполняемых главными администраторами бюджетных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета наделены полномочиями по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. › |

› | Порядок контроля и аудита устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, местная администрация.

Что проверят

Как правило, ведомства имеют программы по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств их получателями.

Вопросы в этих программах формулируются следующим образом.

1. Соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам. Цели и задачи, предусмотренные учредительными документами.

2. Наличие утвержденных смет доходов и расходов. Наличие, причины и обоснованность изменений в сметах. Проверка правильности отнесения затрат на соответствующие статьи и коды КОСГУ. Целевое использование бюджетных средств по статьям расходов в соответствии с финансированием.* Соответствие расходов бюджетных средств условиям их выделения (проверка проводится по банковским и кассовым документам, изучаются договоры на поставку, товарные накладные, авансовые отчеты).

3. Организация и ведение бухгалтерского учета:

соблюдение установленного законодательством порядка ведения кассовых операций;

учет расчетов с подотчетными лицами, соблюдение порядка выдачи авансов под отчет (не допускались ли случаи выдачи авансов лицам, не работающим в учреждении, а также повторных выдач авансов без представления отчета о расходовании ранее полученных средств), своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность расходования средств, выделенных на служебные командировки;

состояние учета товарно-материальных ценностей;

правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря, эффективность их использования (имеют ли место факты приобретения излишнего и ненужного оборудования, наличие фактов отчуждения имущества);*

правильность расходования средств на содержание автотранспорта, порядок поступления и списания ГСМ, соблюдение установленных норм списания;

правильность использования средств на ремонтные работы, наличие технических смет и сметной документации на производимые работы, правильность применения действующих расценок в сметах, актах выполненных работ, законность и правильность расходования средств на ремонт.

4. Проверка целевого использования средств по статье «Оплата коммунальных услуг»:

наличие договоров на все виды услуг (аренда помещения, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.), правильность оформления документов, подтверждающих предоставление услуг;

факты сдачи помещений и оборудования в аренду без возмещения расходов;

мероприятия по удешевлению получаемых коммунальных услуг (наличие счетчиков, контроль за экономным использованием энергоресурсов).

5. Проверка обоснованности расчетов по доходам от предпринимательской (внебюджетной) деятельности: сдача учреждением в аренду помещений, оборудования и другого имущества, обоснованность размера арендной платы, возмещения расходов на коммунальные услуги, полнота и своевременность внесения оплаты арендатором.

6. Другие вопросы в зависимости от специфики деятельности учреждения.

Использование признали нецелевым

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Список примеров нецелевого использования обширен, и довольно часто факт причисления к этому виду нарушений является спорным и выносится на судебное разбирательство. › |

› | Факты нецелевого использования имущества (в том числе и его временного отвлечения) и сопутствующие этому расходы в ряде случаев также могут быть классифицированы как неэффективное использование и материальный ущерб (например, преждевременный износ, увеличение эксплуатационных расходов и т. д.).

Если излишне выплачена зарплата

Особенно отметим часто возникающий вопрос: является ли нецелевым использованием бюджетных средств излишне начисленная и выплаченная заработная плата (надбавки, доплаты и т. д.)?

Однозначного ответа законодательство не содержит. Официальные разъяснения ведомств отсутствуют. Ревизоры, как правило, расценивают излишне выплаченную зарплату (прочие выплаты) как нецелевое использование бюджетных средств.

Получается, что средства, выделенные на выплату зарплаты, использованы на цели, определенные бюджетной сметой. Однако в результате ошибочного расчета зарплата сотруднику выплачена излишне. Поэтому, если сумма излишне начисленной и выплаченной зарплаты (других выплат) не превышает расчетных показателей по фонду оплаты труда, установленных бюджетной сметой на текущий финансовый год, факта нецелевого использования бюджетных средств не возникает.

В этом случае решение ревизоров о нецелевом использовании можно оспорить в суде.

Санкции за нецелевое использование

Предусмотрены следующие виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств: административная, бюджетная и даже уголовная.

Административная ответственность

Административная ответственность для казенных учреждений, согласно обновленной статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, это штраф в размере от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а для должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо также может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Бюджетная ответственность

Бюджетная ответственность, согласно части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, выражается в бесспорном взыскании суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также платы за пользование ими.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственности по части 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса РФ за нарушения в использовании бюджетных средств в крупном размере (1 500 000–7 500 000 руб.) предусмотрена для должностных лиц учреждения в следующих пределах:

штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;

штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет;

принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения;

арест на срок до шести месяцев;

лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения.

Если же нарушение совершено в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.) или группой лиц по предварительному сговору, то к должностным лицам применяется одна из следующих мер:

штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;

штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения;

лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения.

Как видим, санкции существенны.

Важно запомнить
Если выделенные бюджетные средства израсходованы не на те цели, то казенному учреждению и его должностным лицам грозит ответственность.*

Н.М. Гусева,

государственный советник РФ 2-го класса

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 10, ОКТЯБРЬ 2013

 

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

22.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль