КБК поступлений на лицевой счет

860

Вопрос

Наше учреждение является бюджетным. По решению суда на лицевой счет поступили средства от подрядчика за нарушение сроков выполнения работ по контракту. Т.к. мы бюджетники, то при зачислении средств КБК указан 00000000000000000140. Но для корректировки плана ФХД требуется точный КБК. Можно ли указать общий код 116 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба"? Если нет, то какой? Все коды далее относятся к различным бюджетам (федеральный, субъектов, поселений и т.д.)

Ответ

Сумма неустойки  по договору (в т. ч. подлежащему исполнению за счет средств субсидий) признается собственным доходом бюджетного учреждения и подлежит отражению как средства от иной приносящей доход деятельности. Объясняется это тем, что бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры от своего имени и являются получателями санкций, возникших в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств. Неустойка за нарушение законодательства о размещении заказов относится к доходам в виде сумм принудительного изъятия и отражается по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

 

Порядок формирования балансовых счетов зависит от типа учреждения.

Бюджетные учреждения осуществляют бухгалтерский учет (в т.ч. формирование балансовых счетов) в соответствии с положениями Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, Инструкции к Единому плану счетов № 157н, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бухучет, в частности Инструкцией № 174н. Разряды 1–17 в номере счета, относящиеся к аналитическому коду по классификационному признаку поступлений и выбытий бюджетные учреждения не указывают.

В плане финансово-хозяйственной деятельности поступления отражаются без КБК.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как бюджетным и автономным учреждениям сформировать балансовые счета бухгалтерского учета

Нормативная база

Основой для формирования балансовых счетов государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями является Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Порядок применения Единого плана счетов установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция к Единому плану счетов № 157н).

Порядок формирования балансовых счетов зависит от типа учреждения.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют бухгалтерский учет (в т. ч. формирование балансовых счетов) в соответствии с положениями Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Инструкции к Единому плану счетов № 157н, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бухучет, в частности:

Инструкцией № 174н – в части ведения бухучета бюджетными учреждениями;*

Инструкцией № 183н – в части ведения бухучета автономными учреждениями.

Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внимание: в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет (в соответствии с Инструкцией № 162н). Балансовые счета для отражения таких операций формируйте в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

Структура счета*

Структура любого счета такова:

Разряды

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий

Код вида финансового обеспечения (деятельности)

Синтетический счет объекта учета

Аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета

Код синтетического счета

Код аналитического счета

группа

вид

           

Порядок формирования*

Разряды 1–17 в номере счета бюджетные и автономные учреждения не указывают.*

Разряды с 18-го по 26-й представляют собой девятизначный код счета бухгалтерского учета.

На месте разряда 18 в зависимости от вида финансового обеспечения (деятельности), под который подпадает та или иная операция, укажите код (КФО):

2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

КФО 1 – (деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы России (бюджетная деятельность)) – бюджетные и автономные учреждения применяют в части исполнения публичных обязательств.

На месте разрядов 19–23 укажите пятизначный код синтетического счета в соответствии с Единым планом счетов.

Порядок формирования разрядов 24–26 для бюджетных и автономных учреждений различен.

Так, бюджетные учреждения разряды с 24-го по 26-й формируют аналогично получателям бюджетных средств (т. е. указывают код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)).

Автономные учреждения на месте 24–26-го разрядов должны указать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Такие правила формирования счетов установлены пунктом 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 3 Инструкции № 174н, пунктом 3 Инструкции № 183н, Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2. Рекомендация: Как заключить контракт по итогам определения поставщика

Ситуация: как отразить в бухучете государственного учреждения-заказчика сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от поставщика (подрядчика, исполнителя). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил обязательства, предусмотренные контрактом

Условие контракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) является обязательным. В случае нарушения (неисполнения) контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан потребовать уплату неустойки (ч. 4 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Размер пени не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день ее уплаты. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в виде фиксированной суммы. Такие правила установлены частями 6–8 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Автономное учреждение при приобретении товаров (работ, услуг) обязано соблюдать особый порядок проведения закупок (в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Включение в договор условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) не является обязательным для автономных учреждений (если только оно не установлено положением о закупке), но данное условие может быть прописано в договоре (ст. 331 ГК РФ). Если условие о неустойке не включено в договор, учреждение может требовать уплаты неустойки, определенной законодательством (ст. 332 ГК РФ). Но если автономное учреждение подпадает под действие закона о контрактной системе, то обязано заключить контракт в соответствии с этим законом, в том числе и в части определения ответственности сторон.

В бухучете сумму неустойки (штрафа, пеней) начисляйте на основании акта о приемке товаров (работ, услуг) или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать:

обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством;

сведения об исполнении обязательства исполнителем и о принятых результатах исполнения контракта (включая сумму неустойки (пеней, штрафов)).

Об этом сказано в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525.

Порядок отражения в бухучете сумм полученных неустоек (штрафов, пеней) зависит от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:*

Неустойку (штраф, пени), образовавшуюся при нарушении контрагентом контракта (в т. ч. подлежащего исполнению за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий), отразите в составе доходов от приносящей доход деятельности. В учете сделайте проводки:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– начислена задолженность поставщика (исполнителя, подрядчика) по уплате неустойки

(штрафа, пеней) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.41.660
– поступила сумма неустойки (штрафа, пеней);

Дебет 17 (код КОСГУ 140)
– отражено поступление средств на счет учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 72, 93 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 401.10, забалансовый счет 17).*

О том, как отразить в бухучете неустойку, исполненную контрагентом путем зачета встречных требований, см. Вправе ли учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований).

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых (в случаях, предусмотренных законодательством) выполняет другое федеральное бюджетное или автономное учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Показатели по поступлениям и выплатам*

Показатели Плана по поступлениям и выплатам составляйте на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основанием для подготовки является представленная учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

субсидий на выполнение госзадания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций (субсидий на капвложения);

публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (его подразделению).

После утверждения Закона (решения) о бюджете показатели Плана уточните.

Об этом сказано в пунктах 9, 17 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Показатели по поступлениям*

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

субсидий на выполнение госзадания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций (субсидий на капвложенния);

поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые предоставляются на платной основе;

поступлений от иной деятельности, приносящей доход;*

поступлений от реализации ценных бумаг.

Кроме того, справочно укажите:

суммы публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (подразделению);

средства, поступившие во временное распоряжение учреждения (подразделения).

Данные о субсидиях, бюджетных инвестициях, а также о публичных обязательствах формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации, представленной учредителем. Подразделения формируют указанные данные на основании информации, полученной от учреждения.

Данные о поступлениях от деятельности, приносящей доход, формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и планируемой стоимости их реализации.

Такой порядок установлен пунктом 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком «минус» (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

<…>

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, в законодательстве нет. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на иные выплаты, с обязательным уточнением Плана).

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, писем Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Следует отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности (фрагмент) – показатели по поступлениям и выбытиям государственного учреждения

Бюджетное учреждение «Альфа» в ноябре 2013 года составляет план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год. Для заполнения табличной части Плана – показатели по поступлениям и выплатам учреждения – «Альфа» использует информацию, предоставленную учредителем о планируемых объемах субсидий, бюджетных инвестиций и т. д.

В «Альфе» на 2014 год запланированы следующие показатели:

1) остаток средств на 1 января 2014 года – 10 000 000 руб.;

2) поступления, всего – 15 600 000 руб., в том числе:

субсидии на выполнение государственного задания – 1 500 000 руб.;

целевые субсидии – 1 300 000 руб.;

поступления от оказания платных услуг по основной деятельности – 10 000 000 руб.;

поступления от иной приносящей доходы деятельности – 2 800 000 руб.;

3) выплаты, всего – 13 200 000 руб., в том числе:

на оплату труда и начисления на оплату труда – 7 000 000 руб.;

на услуги связи – 200 000 руб.;

на коммунальные услуги – 300 000 руб.;

на услуги по содержанию имущества – 1 200 000 руб.;

на прочие услуги – 500 000 руб.;

на приобретение основных средств – 3 000 000 руб.;

на приобретение материальных запасов – 500 000 руб.;

на прочие расходы – 500 000 руб.;

4) остаток средств на конец 2014 года – 12 400 000 руб.

Экономист «Альфы» на основании приведенных данных заполнил табличную часть Плана – показатели по поступлениям и выбытиям.

Оформляющая часть

Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержание Плана, в частности:

руководителя учреждения (уполномоченного им лица);

руководителя финансово-экономической службы;

иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.

Об этом сказано в пункте 18 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Утверждение Плана

При утверждении Плана следует учесть следующие особенности, установленные для бюджетных и автономных учреждений.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение сформированный План (План с учетом изменений) передает на утверждение учредителю. Учредитель, в свою очередь, вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Такой порядок установлен пунктом 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

В учете автономных учреждений:

Автономное учреждение сформированный проект Плана передает на рассмотрение наблюдательному совету. По итогам рассмотрения наблюдательный совет выносит заключение, копия которого направляется учредителю учреждения. Далее (с учетом заключения наблюдательного совета) план финансово-хозяйственной деятельности утверждает руководитель учреждения. Такой порядок установлен пунктом 6 части 1, частью 3 статьи 11, частью 2статьи 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктом 21 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

План подразделения (План с учетом изменения) утверждается руководителем бюджетного (автономного) учреждения (п. 23Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное учреждение «Альфа» оказывает услуги высшего профессионального образования. На основании информации, предоставленной учредителем, а также с учетом планируемых показателей деятельности на очередной финансовый год, экономический отдел «Альфы» составил план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год. План передан на утверждение учредителю.

<…>

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

4. Статья: Выплачена неустойка: порядок действий

Поставщик не исполнил свои обязательства в предусмотренный контрактом срок. Бюджетное учреждение выставило неустойку. Должно ли учреждение после поступления неустойки на его лицевой счет перечислить полученную сумму в доход бюджета?

Нет, не должно. Поясню свой ответ.

Статья 330 ГК РФ конкретизирует неустойку как определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ штрафы, неустойки и пени за нарушение законодательства о размещении заказов, гражданского законодательства относятся к доходам в виде сумм принудительного изъятия (код КОСГУ 140).

Согласно пункту 93 Инструкции по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений, начисление доходов по данным суммам отражается по дебету счета 2 205 41 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 2 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».

Следовательно, средства от уплаты неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемые с поставщика, поступают бюджетному учреждению и считаются доходами независимо от источника финансового обеспечения обязательств по договору (контракту).

Бюджетное учреждение имеет право вести приносящую доход деятельность сверх установленного госзадания, предусмотренную его учредительными документами. Доходы, полученные от данной деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются на покрытие текущих расходов в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности.

В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №2, февраль 2013

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

21.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль