Ответственность за бюджетные нарушения

140

Вопрос

Прошу уточнение по вопросу № 299444. Рассмотрите, ситуацию, когда в Администрацию муниципального образования (ГРБС) входит финансовый орган (как управление) без статуса юридического лица. Кто в этой ситуации будет являться уполномоченным?

Ответ

В письме Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 02-10-010/47612.

 

разъяснено, как будет происходить принуждение к ответственности за бюджетные нарушения. Так, порядок принятия и исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления устанавливается финансовым органом.

Если финансовый орган наделяется полномочиями по осуществлению внутреннего финансового госконтроля, состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить возникновение конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения. Т.е. должностные лица, осуществляющие указанные полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения соответствующих бюджетов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Бюджетный кодекс РФ

<…>

Статья 306.3. Полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения

1. Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.*

2. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Глава 30. Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение

Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств

1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.*

<…>

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.11.2013 № 02-10-010/47612

О применении бюджетной меры принуждения за совершение бюджетного нарушения

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях методического обеспечения деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований, а также в связи с многочисленными запросами государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местных администраций по вопросам, связанным с определением порядка применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения, разъясняет. В соответствии со статьей 306.2 Кодекса бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовым органом и органом Федерального казначейства (их должностными лицами) к участнику бюджетного процесса на основании решения финансового органа, принятого по результатам рассмотрения уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (далее - уведомление).Орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации (статья 269.2 Кодекса).

Порядок принятия и исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления устанавливается финансовым органом (далее - порядок исполнения решения) (статьи 306.2 и 306.3 Кодекса).При этом, в случае наделения финансового органа полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренными статьей 269.2 Кодекса, состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить, возможность возникновения конфликта интересов, который мот бы повлиять на принимаемые решения. Т.е. структурные подразделения (должностные лица), осуществляющие указанные полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения соответствующих бюджетов. Уведомления в данном случае должны направляться структурным подразделением (должностным лицом) финансового органа, осуществляющим полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в адрес структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего составление и организацию исполнения бюджета.*

В соответствии с частью 2 статьи 306.2 Кодекса к участникам бюджетного процесса могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.*

Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что в целях устранения противоречий между положениями Кодекса, предусматривающими бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств бюджета (статьи 306.2, 306.4, 306.8 Кодекса), и статьи 239 Кодекса, предусматривающей иммунитет бюджетов, поправками, внесенными Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ в статью 166.1 Кодекса, Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных Кодексом (часть 1 статьи 239 Кодекса), в том числе статьями 306.4-306.8 Кодекса. При этом в соответствии со статьями 306.4-306.8 Кодекса за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения: в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета. При принятии решения о применении указанных бюджетных мер принуждения следует обеспечить достижение цели мер принуждения, т.е. возмещения использованных с нарушением средств бюджета, с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета. В целях создания предсказуемой и прозрачной системы бюджетных мер принуждения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) в порядке исполнения решения следует предусмотреть четкое разграничение случаев и последовательности их применения с учетом положений Кодекса. При этом в отношении реализации механизма приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов, необходимо отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 136 Кодекса при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также, при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам без уведомлений органов государственного финансового контроля. Указанные положения применялись также до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ.Учитывая, что механизм реализации решений финансовых органов, принятых в соответствии со статьей 306.3 и частью 5 статьи 136 Кодекса, тождествен, целесообразно учесть положения части 5 статьи 136 Кодекса и установленный механизм их реализации при подготовке порядка исполнения решения в части приостановления предоставления межбюджетных трансфертов. На федеральном уровне в настоящее время порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления в соответствии со статьей 130 Кодекса утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 105н.Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. Сокращение предоставления межбюджетных трансфертов предполагает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов соответствующему субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), допустившему нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов: при формировании проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), - если в следующем финансовом году предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления; при внесении изменений в утвержденные показатели сводной бюджетной росписи на текущий финансовый год, путем уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления других межбюджетных трансфертов, - если на следующий финансовый год бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления, не предусмотрены.При этом на основании статьи 217 Кодекса, устанавливающей право в соответствии с решениями руководителя финансового органа вносить изменения в сводную бюджетную роспись, законом (решением) о бюджете могут быть установлены основания, по которым показатели сводной бюджетной росписи бюджета могут быть изменены, в том числе за счет уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов, в случае нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, либо может быть установлена норма, предусматривающая, что уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов, подлежит утверждению законом (решением) о бюджете. В отношении вопроса о бесспорном взыскании средств бюджета, возможно принять во внимание механизм бесспорного взыскания, реализованный в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2007 N 104н.Министерство финансов Российской Федерации просит довести настоящие разъяснения до органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, а также финансовых органов муниципальных образований.

А.М.Лавров

3. Статья: Порядок принуждения к ответственности за бюджетное нарушение определен

документ
Письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 02-10-010/47612.

что изменилось
Минфин России разъяснил, как будет происходить принуждение к ответственности за бюджетные нарушения. Так, порядок принятия и исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления устанавливается финансовым органом.

комментарий
Если финансовый орган наделяется полномочиями по осуществлению внутреннего финансового госконтроля, состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить возникновение конфликта интересов.*

Организация госконтроля

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяетсяфинансовым органом и Федеральным казначейством к участнику бюджетного процесса на основании решения финансового органа по результатам рассмотрения уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) контроля (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).

Напомним, что предусмотрено две меры принуждения: приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорное взыскание средств бюджета. При этом следует обеспечить наименьший негативный эффект для исполнения соответствующего бюджета.

Полномочия казначейства

Федеральное казначейство наделено полномочиями по бесспорному взысканию суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому, а также суммы платы за пользование этими средствами и пеней за их несвоевременный возврат. Это сделано для устранения противоречий между положениями Бюджетного кодекса РФ, предусматривающими иммунитет бюджетов и бесспорное взыскание средств бюджета.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 12, ДЕКАБРЬ 2013

4. Справочник: Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение

Вид ответственности

Мера ответственности

Основание

Нецелевое использование бюджетных средств 1

Административная

Штраф:

для организаций – от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

для должностных лиц2 организации – от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо2 организации также может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет

ст. 15.14 КоАП РФ

Бюджетная

Передача части полномочий ГРБС (РБС),ПБС, уполномоченному по соответствующему бюджету*

ч. 2 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ

Бесспорное взыскание суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими

Приостановление или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)

ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ


<…>


1 К участникам бюджетного процесса за нецелевое использование бюджетных средств могут применить все виды ответственности: административную, бюджетную и уголовную (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).

<…>

5. Статья: Как проверят целевое использование бюджетных средств

С 4 августа действует Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ , который установил новые размеры санкций за нецелевое расходование бюджетных средств. В статье рассмотрим, на что обратят внимание контролирующие органы при проверке.

Что считается нецелевым расходованием

Статья 38 Бюджетного кодекса РФ предусматривает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

В статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

То есть нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не отвечающие условиям получения указанных средств.*

Полномочия контролирующих органов

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ по-новому обозначил полномочия органов финансового контроля.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) выполняют следующие бюджетные полномочия:

аудит эффективности, то есть экономности и результативности использования бюджетных средств;

экспертизу проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативно-правовых актов бюджетного законодательства, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

экспертизу государственных (муниципальных) программ;

анализ и мониторинг бюджетного процесса, в частности подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;

подготовку предложений по совершенствованию проведения главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Росфиннадзор, органы контроля исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций проводят анализ результатов внутреннего финансового контроля и аудита, выполняемых главными администраторами бюджетных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета наделены полномочиями по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. › |

› | Порядок контроля и аудита устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, местная администрация.

<…>

Использование признали нецелевым

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.*

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Список примеров нецелевого использования обширен, и довольно часто факт причисления к этому виду нарушений является спорным и выносится на судебное разбирательство. › |

› | Факты нецелевого использования имущества (в том числе и его временного отвлечения) и сопутствующие этому расходы в ряде случаев также могут быть классифицированы как неэффективное использование и материальный ущерб (например, преждевременный износ, увеличение эксплуатационных расходов и т. д.).

<…>

Санкции за нецелевое использование

Предусмотрены следующие виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств: административная, бюджетная и даже уголовная.

Административная ответственность

Административная ответственность для казенных учреждений, согласно обновленной статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, это штраф в размере от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а для должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо также может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Бюджетная ответственность

Бюджетная ответственность, согласно части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, выражается в бесспорном взыскании суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также платы за пользование ими.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственности по части 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса РФ за нарушения в использовании бюджетных средств в крупном размере (1 500 000–7 500 000 руб.) предусмотрена для должностных лиц учреждения в следующих пределах:

штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;

штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет;

принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения;

арест на срок до шести месяцев;

лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения.

Если же нарушение совершено в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.) или группой лиц по предварительному сговору, то к должностным лицам применяется одна из следующих мер:

штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;

штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения;

лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения.

Как видим, санкции существенны.

Важно запомнить
Если выделенные бюджетные средства израсходованы не на те цели, то казенному учреждению и его должностным лицам грозит ответственность.*

Н.М. Гусева,

государственный советник РФ 2-го класса

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 10, ОКТЯБРЬ 2013

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

20.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль