Выполнение обязанностей отсутствующего работника

187

Вопрос

В дополнение к вопросу № 302078 от 15.01.2014г прошу разъяснить, нас обязывают указывать в должностных инструкциях замещение другого работника на время отпуска, для того чтобы не осуществлять доплату. правомерно это или нет.

Ответ

Оплата получателями бюджетных средств расходов за выполнение обязанностей отсутствующего работника может быть расценена контролирующими органами как неэффективное использование бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ). Это связано с тем, что источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства соответствующего бюджета. При этом в рамках выполнения возложенных на учреждение бюджетных полномочий оно должно обеспечить достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 БК РФ).

 

То есть если заданные результаты будут достигнуты с использованием большего (не минимального) объема средств, это является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Аудит эффективности использования государственных средств должен обеспечивать оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы учреждений, а также разработку предложений по повышению эффективности их деятельности. В связи с этим на практике казенные учреждения фактически обязывают  предусматривать в должностных инструкциях сотрудника выполнение обязанностей отсутствующего сотрудника.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

<…>

Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).*

<…>

2. Статья: Расходование бюджетных средств будут контролировать жестче

Госдума РФ приняла в первом чтении изменения в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся системы госконтроля за эффективным использованием бюджетных средств. Но также важно знать уже действующие правила данного контроля.

Система госконтроля

В настоящее время система государственного (муниципального) финансового контроля состоит из трех уровней.

Первый уровень включает контрольно-ревизионную деятельность Счетной палаты РФ, проверки, осуществляемые контрольно-счетными органами субъектов РФ.

Второй уровень – это органы внутреннего правительственного контроля: Росфиннадзор, его территориальные органы, Федеральное казначейство. На региональном и муниципальном уровнях – аналогичные структуры контрольно-ревизионного управления.

Третий уровень соответствует ведомственному финансовому контролю.

Одним из принципов бюджетной системы России является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Сейчас данный принцип подразумевает составление и исполнение бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках переданных им бюджетных полномочий для достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.*

Объекты и цели аудита

Аудит эффективности использования государственных средств – это форма государственного финансового контроля.

Она должна обеспечивать оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов, а также разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.*

Организации, в отношении которых проводится аудит, это:

органы государственной власти РФ, субъекты РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;

федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью;

бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;

государственные унитарные и казенные предприятия;

иные субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и/или имеющие предоставленные федеральным и региональным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств.

Аудит предполагает проведение проверки эффективности использования государственных средств.*

Данные средства расходуются по следующим направлениям:

осуществление государственных функций;

реализация целей социально-экономической политики государства или региона;

выполнение отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями возложенных на них функций и решение ими поставленных социально-экономических задач;

отдельные виды деятельности, которые ведутся несколькими министерствами, ведомствами и (или) бюджетными учреждениями. › |

› | Возможны проверки федеральных, региональных программ, в реализации которых принимают участие несколько министерств, ведомств, бюджетных учреждений и иных организаций.

В любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить три этапа: планирование, проведение и подготовку отчета о результатах.

Обратите внимание: на этапе планирования происходит отбор наиболее важных тем и проблем, которые должны быть решены в рамках поставленных задач, предварительно изучаются объекты проверки.

Ведется сбор необходимой информации в целях получения всестороннего представления о предмете и объекте проверки.

Итогом планирования является программа проверки. В ней должны быть сформулированы цель, перечень вопросов и объектов проверки, критерии оценки эффективностииспользования государственных средств (данные критерии будут использоваться в ходе проверки), и источники средств, описание методики проведения проверки, график и ее основные этапы, список группы проверяющих, срок представления отчета о результатах проверки.

В рамках аудита эффективности проверяющие собирают необходимую информацию и фактические данные для получения аудиторских доказательств в соответствии с установленными целями проверки, выбранными методами и нормативами эффективности.

В процессе проверки проводится сравнительный анализ фактических и нормативных показателей, на основании которого готовится заключение. В нем отражается степень соответствия результатов деятельности проверяемого объекта используемым нормативам эффективности и формулируются выводы по целям проверки.

По итогам аудита эффективности даются рекомендации. Они должны быть конкретными, направленными на устранение выявленных недостатков и достижение высоких конечных результатов. После завершения проверки готовится отчет.

Недостатки традиционных методов оценки

В настоящее время рекомендуют выделять определенные группы показателей оценки, в том числе показатели непосредственных результатов и показатели конечных результатов. При этом предполагается, что эти показатели находятся в компетенции и под контролем федерального органа исполнительной власти. Здесь имеется огромный риск подмены результата методом его осуществления. Например, в отрасли здравоохранения в качестве показателя результата приводят количество сделанных прививок. Однако это не результат, а метод его достижения. Результат – сколько людей не заболело.

Необходимо создание механизмов контроля на всех этапах процесса управления – от определения базовых предпосылок целей, анализа внешней среды, формулировки задач, определения мероприятий по их решению до контроля за реализацией данных мероприятий и итоговыми результатами.

В настоящее время основное внимание уделяется контролю на этапе выделения и расходования средств на конкретные мероприятия.

Контроль на других этапах носит эпизодический характер, результатом чего является снижение эффективности использования бюджетных средств и негативный общественный резонанс.

Анализ готовящихся изменений в законодательстве

Рассмотрим поправки в бюджетное законодательство, прошедшие первое чтение в Госдуме РФ, ведь они могут быть применены уже в 2013 году.

Законопроект в отношении государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает закрепление за Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, достоверностью бюджетной отчетности и отчета об исполнении бюджета.

Добавится новая функция – контроль за осуществлением главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Росфиннадзору, помимо функции контроля за соблюдением бюджетного законодательства, планируется добавить контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе государственных (муниципальных) заданий. Органам Федерального казначейства будут вменены функции контроля:

за непревышением суммы по лимитам бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

за соответствием операции коду КОСГУ;

за наличием документов для оплаты.

Законопроектом предлагается отнести к особым бюджетным полномочиям по контролю, не являющимся частью государственного (муниципального) финансового контроля, дополнительные полномочия Счетной палаты РФ и других контролирующих органов.

Как указано в пояснениях к законопроекту, полномочия по аудиту эффективности, анализу и мониторингу бюджетного процесса намечено закрепить за Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Ведь эти органы, помимо контрольно-ревизионной деятельности, осуществляют еще и экспертно-аналитическую. То есть занимаются сбором информации о предмете и деятельности объекта контроля на системной и регулярной основе.

Отмечено, что функциями контрольно-счетных органов будут аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства и анализ мониторинга бюджетного процесса.

Ответственность за исполнение бюджета

Особое внимание в законопроекте уделено эффективному использованию бюджетных средств. Так, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 158 и статьи 162Бюджетного кодекса РФ результативность и целевой характер использования выделенных из бюджета средств обеспечивают главный распорядитель и получатель бюджетных средств. Но на законодательном уровне ответственность за неэффективное использование бюджетных средств сейчас не предусмотрена, поэтому контролирующий орган может только выносить предписание об устранении выявленного нарушения неэффективного использования бюджетных средств. В ближайшее время ситуация может кардинально измениться. Предлагаемые поправки предусматривают административную и уголовную ответственность за нерезультативное или неэффективное использование бюджетных средств.

Перспективы развития аудита эффективности

Эффективность трактуется в соответствии с международной практикой по трем основным ее составляющим.

1. Экономность. Это означает закупку определенного ресурса, вносящего вклад в реализацию определенного мероприятия по наименьшей возможной цене.

2. Продуктивность. То есть достижение наилучшего непосредственного результата при данном объеме входящих ресурсов или получение заданного уровня непосредственного результата при минимизации затрачиваемых входящих ресурсов.

3. Результативность бюджетных расходов. Иными словами, максимизация конечного общественно значимого результата на единицу государственных средств.*

Например, для программы профилактики гриппа одним из видов входящих ресурсов будет вакцина для прививки, поэтому важно выбрать поставщика с наименьшей ценой (экономность). Однако еще более важно, чтобы использовалась вакцина, реально способствующая предотвращению заболевания человека гриппом (продуктивность). Количество предотвращенных случаев заражения и будет непосредственным результатом расходования бюджетных средств. Вклад профилактики гриппа в общий уровень здоровья нации (например, влияние на продолжительность жизни человека и ее качество), а также число не потерянных из-за заболевания гриппом рабочих человекодней (что сопровождается дополнительной экономией бюджетных средств на оплату больничных) – конечный результат расходов бюджета на профилактику гриппа (последняя группа показателей важна ввиду объективной ограниченности финансовых средств федерального бюджета).

Речь всегда должна идти о максимизации конечного результата, который достигается на основе программно-целевого подхода к бюджетному процессу.

Важно запомнить
Основные полномочия в рамках финансового контроля возлагаются на Счетную палату РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

Наталья Гусева,

начальник Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2013

3. Рекомендация: Как установить доплату за совмещение профессий или должностей (доплату за временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника)

Варианты привлечения сотрудника

В законодательстве предусмотрена возможность привлечь сотрудника к:
– совмещению профессий (должностей);
– исполнению обязанностей временно отсутствующего сотрудника.*

Отличие между двумя этими понятиями состоит в том, что совмещение профессий (должностей) устанавливается, когда соответствующая штатная единица в организации по каким-то причинам не заполнена. Временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника (временное замещение) предполагает, что отсутствующий сотрудник числится в организации, но не выполняет свои трудовые обязанности по болезни, находится в отпуске и т. п. В отличие от совмещения профессий (должностей) в рамках временного замещения можно поручить сотруднику выполнять работу как по его основной профессии (должности), так и по другой должности или профессии.

Такие выводы следуют из положений статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.*

Установление доплаты

За совмещение профессий (должностей) установите доплаты к зарплате сотрудника в коллективном договоре или другом локальном документе (ст. 149 и 8 ТК РФ). Размер этих доплат может быть любым (ст. 151 ТК РФ). О том, какие еще документы составляются при совмещении профессий (должностей), см. Как оформить совмещение профессий (должностей). Доплаты к заработку сотрудника, привлеченного ко временному замещению, нужно установить, если на период временного замещения он не освобождается от своей основной работы (ст. 151 ТК РФ). Доплаты установите в коллективном договоре или другом локальном документе (ст. 149 и 8 ТК РФ). Оформляется временное замещение аналогично совмещению профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ).*

Ситуация: нужно ли установить доплату сотруднику, который выполнял обязанности другого сотрудника, пока тот был в отпуске (болел)

Ответ на этот вопрос зависит от того, предусмотрено ли в должностной инструкции сотрудника (трудовом договоре с ним) выполнение обязанностей отсутствующего сотрудника.

Если такое условие в должностной инструкции сотрудника (трудовом договоре) есть – это его обычные должностные обязанности. Никакой доплаты за их выполнение ему начислять не нужно. Такой вывод подтверждается письмом Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. № 22-2-897.

Если же сотрудника привлекают к выполнению дополнительных обязанностей отдельным приказом руководителя, на такие случаи распространяются требования статей 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ. Так, сотрудник должен быть согласен с временным возложением на него обязанностей другого сотрудника. При этом за выполнение дополнительной работы ему должны начислить доплату. Размер такой доплаты определяется по соглашению администрации организации и сотрудника.*

<…>


Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

4. ПИСЬМО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 12.03.2012 № 22-2-897

О доплате при совмещении должностей
 

В Департаменте заработной платы, охраны труда и социального страхования рассмотрено обращение от 16.02.2012.

Порядок выполнения работы по совмещению предусмотрен статьей 60 Кодекса, согласно которой с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручение работнику дополнительной работы на условиях совмещения должностей (по двум или нескольким профессиям, специальностям или должностям) может быть определено сторонами как при заключении трудового договора в качестве условия о трудовой функции, так и впоследствии путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

В соответствии со статьей 151 Кодекса при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника работнику должна производиться доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

При согласовании условий о совмещении работником должностей стороны могут установить срок такого совмещения, порядок выполнения работы по совмещаемой должности и размер доплаты (статья 151 Кодекса).

В должностных инструкциях отдельных категорий работников могут предусматриваться случаи, когда в период отсутствия на рабочем месте другого работника со схожей трудовой функцией они исполняют обязанности отсутствующего работника. Указанные положения должностных инструкций, являющихся неотъемлемой частью трудовых договоров, не предполагают осуществление доплат, поскольку в таком случае данная работа (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) выполняется в рамках заключенного трудового договора.*

Заместитель директора
Департамента
заработной платы, охраны труда
и социального страхования
Минздравсоцразвития России
С.В.Курбатов

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

20.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль