Зачет взаимных требований между поставщиком и МБОУ

469

Вопрос

Как правильно и какими проводками можно отразить в бухгалтерском учете бюджетного общеобразовательного учреждения проведение зачета взаимных требований между поставщиком и МБОУ. Причина взаимных требований следующая: общеобразовательное учреждение должно денежные средства контрагенту за организацию питания школьников. В свою очередь данный конрагент должен школе денежные средства как возмещение за пользование коммунальными услугами, при организации питания школьников. данное возмещение предусмотрено договором.

Ответ

Если договоры с контрагентом заключены в рамках одного кода финансового обеспечения, то отразить взаимозачет в учете рекомендуется следующей проводкой: Дебет 2.302.26.830 Кредит 2.205.31.660 на основании справки ф. 0504833. Если же договоры заключены по разным кодам, то: Дебет 4.302.26. 830 Кредит 4.304.06.730, Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.31.660 на основании справки ф. 0504833. В связи с отсутствием данных корреспонденций счетов в Инструкции № 174н ее следует согласовать с вышестоящей организацией. При заполнении отчета ф. 0503737 операции по отражению взаимозачета (без движения денежных средств) подлежат отражению в графе 5 «Некассовые операции»

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Вправе ли бюджетное (автономное) учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть установлено условие об уменьшении размера платежей на сумму неустойки. В этом случае при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки (штрафа, пеней), основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг) или ином документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525, ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки (штрафа, пеней) по контракту (в т. ч. подлежащему исполнению за счет средств субсидий на госзадание, целевых субсидий) признается собственным доходом учреждения и подлежит отражению как средства от иной приносящей доход деятельности. Объясняется это тем, что бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени и являются получателями санкций, возникших в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178, от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 20, 30).

В случае оплаты контракта, заключенного в рамках целевых субсидий (КФО 5, 6) за минусом неустойки (штрафа, пени), сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31). Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 20, 30). Для этого направьте в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход (ф. 0531801).

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Следует отметить, что ранее (в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 02-13-06/5292) ведомство высказывало иное мнение. Сумма неустойки (штрафа, пеней), оставшаяся на отдельном лицевом счете учреждения, подлежит перечислению в бюджет. Исключение было сделано только для случая, когда учредителем принято решение о наличии потребности в указанных средствах. В этом случае сумма неустойки должна быть израсходована на те же цели, на которые выделена целевая субсидия в соответствии с соглашением о предоставлении целевой субсидии. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства учреждения вправе руководствоваться ими.

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).201.11.610
– отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки (штрафа, пени));

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).304.06.730
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа);

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.41.660
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа).*

При перечислении суммы неустойки (штрафа, пени) на лицевой счет для учета операций со средствами бюджетного учреждения сделайте проводки (на основании справки (ф. 0504833)):

Дебет 5(6).304.06.830 Кредит 5(6).201.11.610
– отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета;

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– отражено поступление суммы неустойки на счет для учета операций со средствами учреждений;

Дебет 17 (код КОСГУ)
– отражено поступление средств на счет учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 146–147 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 304.06, забалансовые счета 17, 18), письмом Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374.

<…>

Внимание! При заполнении отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по исполнению контрагентом требований об уплате неустойки путем зачета встречных обязательств заказчика по контракту (т. е. без движения денежных средств) отразите в графе 8 «Некассовые операции» в разделах «Доходы учреждения» и «Расходы учреждения» (письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788).*

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет

Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни статья 411 ГК РФ, ни статья 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.

Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.

В.Р. Захарьин

эксперт по бюджетному учету и налогообложению

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 12, декабрь 2013

3. Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н

<…>

4. Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.*

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

13.01.2014г.

С уважением,

Наталья Шпичка, эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль