Возврат остатка субсидии учредителю

911

Вопрос

Мы государственное бюджетное учреждение здравоохранения! финансирование у нас субсидии на выполнение государственного задания. По состоянию на 01.01.2013 года у нас остался остаток субсидии на выполнение государственного задания КФО 4, мы его вернули в 2013 году главному распорядителю-учредителю (перечислили на расчетный счет главного распорядителя). Какими бухгалтерскими записями отразить эту операцию в учете?

Ответ

Операцию по возврату неиспользованных остатков субсидии на выполнение государственного задания отразите следующим образом:

 

Дебет 4.205.81.560 Кредит 4.201.11.610
– перечислен в бюджет остаток неиспользованных средств субсидий на госзадание;

Кредит 17 (код КОСГУ 180)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых учреждения созданы (ч. 3.15 ст. 2 закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, ч. 17 ст. 30 закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). При этом учредитель не вправе уменьшить размер субсидии на очередной финансовый год на сумму остатков субсидии (письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 02-06-10/5394). Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, возможно в течение срока его исполнения и только при изменении госзадания.

О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений

1.Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

Порядок отражения в учете операций, связанных с поступлением финансового обеспечения от учредителя, зависит от того, в какой форме оно поступает.

Формы финансового обеспечения

Бюджетным и автономным учреждениям финансовое обеспечение может поступить в виде:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1, пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ, части 3.13 статьи 2, части 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктах 5, 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункте 9 Порядка, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590, пункте 9 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

О том, как отразить в учете операции по санкционированию в части поступивших сумм, см. Как отразить в бухучете принятие и исполнение плановых назначений, утвержденных планом ФХД.

Субсидии на госзадание

Бюджетные субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания доводит бюджетным и автономным учреждениям учредитель (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных (муниципальных) учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Кроме того, дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (п. 10.5 Комплексных рекомендаций по реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, для бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска примерная форма соглашения утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 2 марта 2011 г. № 1771.

Для федеральных учреждений порядок формирования государственного задания и порядок его финансового обеспечения установлен:

Помимо государственного задания, федеральное учреждение заключает с учредителем соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Для бюджетного учреждения типовая форма соглашения утверждена приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 138н и Минэкономразвития России № 528. Для автономного учреждения – приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423.

Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления субсидий (как для бюджетных, так и для автономных учреждений). В соответствии с графиком субсидия подлежит перечислению не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов (для образовательных бюджетных и автономных учреждений – 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, оказание услуг, выполнение работ которых зависит от сезонных условий (если учредителем не установлено иное).

Такой порядок предусмотрен пунктом 19 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых учреждения созданы (ч. 3.15 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, ч. 17 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). При этом учредитель не вправе уменьшить размер субсидии на очередной финансовый год на сумму остатков субсидии (письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 02-06-10/5394).*

Бухучет субсидий на госзадание

В бухучете субсидии, полученные на выполнение госзадания, учитывайте на счете 0.205.00.000 «Расчеты по доходам» по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (п. 21, 197Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Начисление субсидии отразите на дату, указанную в условиях заключенного с учредителем соглашения, в соответствии с графиком – в сумме поступлений (п. 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н, письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164).

Учет операций по счету ведите в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов по поступлениям субсидий ведите в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Об этом сказано в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете субсидий, полученных на выполнение госзадания, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Начисление дохода от получения субсидии на госзадание отразите на основании условий заключенного соглашения проводкой:

Дебет 4.205.81.560 Кредит 4.401.10.180
– начислен доход от получения субсидии на выполнение госзадания согласно условиям заключенного с учредителем соглашения (на основании Справки по форме № 0504833).

При поступлении на лицевой счет субсидии на выполнение госзадания сделайте проводки:

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.205.81.660
– отражено поступление субсидии, предоставленной на выполнение госзадания;

Дебет 17 (код КОСГУ 180)
– отражено поступление средств на счет учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 72, 93, 150 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 401.10, забалансовый счет 17) и приведен в приложении к письму Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164.

Пример отражения в учете федерального учреждения субсидий на выполнение госзадания

Бюджетное учреждение «Альфа» и его учредитель заключили соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания. Годовой размер субсидии составляет 100 000 000 руб.

В соответствии с графиком перечисления субсидий деньги поступают учреждению в следующие сроки:

  • 9 января – 25 000 000 руб.;
  • 1 апреля – 25 000 000 руб.;
  • 1 июля – 25 000 000 руб.;
  • 1 октября – 25 000 000 руб.

В учете бухгалтер отразил операции с субсидией следующим образом.

9 января

Дебет 4.205.81.560 Кредит 4.401.10.180
– 25 000 000 руб. – начислен доход в сумме субсидии, подлежащей поступлению в I квартале в соответствии с соглашением и графиком к нему (на основании Справки по форме № 0504833);

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.205.81.660
– 25 000 000 руб. – поступила часть субсидии на выполнение госзадания в I квартале;

Дебет 17 (код КОСГУ 180)
– 25 000 000 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

1 апреля

Дебет 4.205.81.560 Кредит 4.401.10.180
– 25 000 000 руб. – начислен доход в сумме субсидии, подлежащей поступлению во II квартале в соответствии с соглашением и графиком к нему (на основании Справки по форме № 0504833);

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.205.81.660
– 35 000 000 руб. – поступила часть субсидии на выполнение госзадания во II квартале;

Дебет 17 (код КОСГУ 180)
– 35 000 000 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Аналогичные проводки бухгалтер сделал 1 июля и 1 октября.

<…>

Бухучет целевых субсидий

В бухучете целевые субсидии учитывайте на счете 0.205.00.000 «Расчеты по доходам» по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 5 «Субсидии на иные цели» (п. 21, 197 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Начисление целевой субсидии отразите на дату утверждения Отчета об использовании субсидий в сумме подтвержденных расходов (п. 93, 150 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Учет операций по счету ведите в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов по поступлениям субсидий ведите в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Об этом сказано в пунктах 200-201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете субсидий, полученных на иные цели, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

При поступлении на лицевой счет целевой субсидии в бухучете сделайте проводки:

Дебет 5.201.11.510 Кредит 5.205.81.660
– отражено поступление субсидии, предоставленной на иные цели;

Дебет 17 (код КОСГУ 180)
– отражено поступление средств на счет учреждения.

Начисление дохода по целевым субсидиям отразите на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно Отчету об использовании субсидий. В учете сделайте проводку:

Дебет 5.205.81.560 Кредит 5.401.10.180
– начислен доход по полученным субсидиям на иные цели.

При возврате субсидий в бюджет сделайте проводки:

Дебет 5.205.81.560 Кредит 5.201.11.610
– перечислен в бюджет остаток неиспользованных средств субсидий, предоставленных на иные цели;

Кредит 17 (код КОСГУ 180)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 72, 93, 150 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 401.10, забалансовый счет 17) и приведен в приложении к письму Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Рекомендация: Как сформировать госзадание для подведомственных учреждений

<…>

Внимание: при расчете размера субсидии на выполнение госзадания не уменьшайте ее на объем неиспользованных остатков субсидии на начало очередного финансового года. Это противоречит законодательству.

Размер субсидии на выполнение госзадания в очередном финансовом году должен быть рассчитан в установленном порядке.

При этом Минфин России рекомендует учредителям бюджетных и автономных учреждений провести анализ причин образовавшихся остатков средств субсидий, не использованных в течение текущего финансового года (в т. ч. своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т. д.).

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 11 января 2013 г. № 02-13-10/28.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, возможно в течение срока его исполнения и только при изменении госзадания (п. 2.2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Для принятия решения об изменении показателей госзадания и о сокращении объема субсидии на его выполнение необходимо вовремя проводить контрольные мероприятия.*

Контрольные мероприятия

С целью получения информации, необходимой для принятия решения об изменении показателей госзадания и о сокращении объема субсидии на его выполнение, необходимо своевременно проводить контроль за деятельностью подведомственных учреждений. А именно за соблюдением требований и условий, установленных для них госзаданиями.

Учредителям федеральных учреждений контроль за выполнением госзадания рекомендовано проводить в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок. Для этого рекомендуется:

  • определить структурное подразделение, которое будет проводить контроль;
  • определить формы контроля;
  • установить периодичность и последовательность действий при проведении камеральных проверок;
  • сформировать и утвердить графики проведения последующих выездных проверок выполнения заданий;
  • определить:
    – права и обязанности должностных лиц при проведении выездных проверок;
    – способы информирования учреждений об их правах и обязанностях в процессе проверки;
    – требования к оформлению результатов проверки;
    – описание мер, которые могут быть приняты по результатам контроля.

Перечень контрольных мероприятий, которые будут проведены в отношении конкретного учреждения, а также сроки их проведения укажите в форме госзадания. Кроме того, в госзадании нужно определить форму и периодичность представления отчетности о его выполнении.

Об этом сказано в пунктах 19, 21–22 Методических рекомендаций, утвержденных совместным приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 136н и Минэкономразвития России № 526.

В отношении региональных и муниципальных учреждений Минфин России рекомендует органам власти субъекта РФ (местной администрации) предусмотреть в соответствующих актах аналогичные положения об отчетности и о контроле за ходом исполнения госзадания (письмо от 24 апреля 2013 г. № 02-13-09/14197).

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

 

3.Статья: Если по итогам года выявлены остатки субсидий

Неиспользованные на 1 января 2014 года остатки целевых субсидий возвращаются в бюджет, а остатки субсидий на выполнение госзадания остаются в распоряжении бюджетного учреждения. Есть и иные нюансы...*

Куда перечислять остатки

Бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, а также на иные цели. Это установлено статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Ответы на вопрос, что делать с неиспользованными остатками субсидии, различаются в зависимости от того, на что эта субсидия предоставлена.

Остатки субсидий на выполнение госзадания

Согласно положениям части 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ, неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Таким образом, неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены.

Данные остатки подлежат использованию бюджетным учреждением в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и с учетом требований, установленных Минфином России.*

Дополнительно напомним, что с 1 января 2012 года суммы остатков не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных учреждений ( подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также чиновники напоминали об этом в письме Минфина России от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

<…>

Из-за остатков объем субсидии могут снизить

На практике достаточно часто учредитель принимает решение о снижении годового объема субсидии на выполнение задания, основываясь на тех или иных обстоятельствах, связанных с расходованием аналогичной субсидии в прошлом году.

Подобные действия не в полной мере соответствуют положениям действующего законодательства. Это обусловлено самим характером денежных средств, предоставляемых в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Ведь данные субсидии выделяются в качестве финансового обеспечения выполнения конкретного задания текущего года ( п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Если следовать букве закона, размер субсидии на выполнение задания должен зависеть только от показателей задания текущего года (объема и качества услуг, работ, нормативных затрат). Принимая во внимание, что размер субсидии рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание данных услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение субсидии в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству Российской Федерации ( письмо Минфина России от 11 января 2013 г. № 02-13-10/28). Уменьшение объема предоставленной на выполнение задания субсидии в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания ( п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Вместе с этим следует отметить, что Минфин России рекомендует органам, наделенным полномочиями учредителей учреждений, проводить анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года.* В том числе своевременного размещения заказов и исполнения обязательств, равномерности осуществления расходов и т. д. В соответствии с Инструкцией № 174н возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует отражать по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».

Одновременно сумма отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Г.Э. Каспаров,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2014

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

13.01.2014г.

С уважением,

Елена Пан эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:
Ольгой Холиной ведущим экспертом Горячей линии "Системы Главбух"
___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 16.67%
  • Нет 50%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 33.33%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×