Возмещение затрат на коммунальные услуги

2579

Вопрос

Муниципальное казенное учреждение заключило договор на возмещение затрат на коммунальные услуги. Согласно договору Учреждение предоставляет Потребителю (также муниципальному казенному учреждению) возможность пользоваться коммунальными услугами в переданном Потребителю по договору безвозмездного пользования помещении, принадлежащему Учреждению на праве оперативного управления. Потребитель возмещает расходы на коммунальные услуги по принятым Учреждением бюджетным обязательствам . Прошу пояснить какими бухгалтерскими записями необходимо отразить данные операции в том числе восстановление кассового расхода?

Ответ

В бухгалтерском учете полученную сумму возмещения коммунальных расходов нужно отразить как средства, полученные от ведения приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (КФО 1) по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

 

Инструкцией № 162н не предусмотрены проводки для отражения в учете арендодателя (ссудодателя) оплаты арендатором (ссудополучателем) коммунальных услуг. Поэтому арендодатель может их самостоятельно разработать и согласовать применение с учредителем.

Поскольку все доходы, которые получает казенное учреждение от оказания платных услуг, являются доходом бюджета, то в учете следует отразить перечисление полученных денежных средств в доход соответствующего бюджета. То есть это не является восстановлением кассового расхода.

В учете Вашего казенного учреждения можно произвести следующие записи по начислению дохода :

Дебет 1.401.20.000 Кредит 1.302.23.000
– начислены обязательства по оплате коммунальных услуг поставщикам;

Дебет 1.205.31.5600 Кредит 1.401.10.130
– начислен доход по возмещению коммунальных расходов от арендатора (на основании выставленных арендатору счетов, актов оказанных услуг);

Поступление доходов отразите по дебету счета 1.201.11. и кредиту счета 1.205.31

Порядок закрытия дебиторской задолженности по доходам зависит от того, каким образом поступают денежные средства от арендатора (напрямую в доход бюджета или в кассу (на лицевой счет) казенного учреждения, а также от того, является ли казенное учреждение администратором доходов.

Более подробно о проводках в такой ситуации рассказано в статье 1.

Также о том, что поступившие суммы являются доходом казенного учреждения (учитываются на счете 1.205.30.000) сказано в статье 2. При этом следует сказать, что счета бюджетного учета, которые приведены в данной статье, в настоящее время не применяются, так как Инструкция по бюджетному учету № 148н от 30.12.2008г утратила силу. Поэтому применяйте аналогичные счета бухгалтерского учета и проводки, приведенные в Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010г.№ 162н.

Следует отметить, что проводки, которые приведены в данной статье в части оплаты обязательств казенного учреждения по оплате коммунальных услуг по разным источникам финансирования применять не следует, так как согласно действующему законодательству Учредителем казенного учреждения осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

<…>

1.Статья: Порядок учета доходов от платных услуг

Финансисты уточнили порядок налогообложения доходов от оказания платных услуг в казенном учреждении. Проанализировав нормы действующего законодательства и разъяснения чиновников, расскажем о налоговом и бухгалтерском учете таких поступлений.

Виды полномочий

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, но только при условии, что такое право предусмотрено в его учредительном документе ( п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ ). Полученные в результате доходы отражаются по коду вида финансового обеспечения «1» (бюджетная деятельность) и поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Возможны следующие варианты наделения казенного учреждения полномочиями по администрированию доходов бюджетов:*

1) учреждение наделено полномочиями в полном объеме;

2) учреждение осуществляет отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет;

3) учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В последнем случае в учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов на основании первичных учетных документов, оформляемых в этом же учреждении. А вот поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений, которому в органах казначейства открывается соответствующий лицевой счет.

Бухучет доходов

В учете учреждения любые доходы бюджета, в том числе и поступления в рамках приносящей доход деятельности, начисляются с использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам»* ( п. 197 Инструкции , утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н ; далее – Инструкция № 157н ). Суммы поступлений в бюджет начисляются в момент:

  • возникновения требований к плательщикам доходов;
  • поступления от плательщиков сумм предварительных оплат.

Обычно доходы, начисляемые казенными учреждениями, перечисляются плательщиками непосредственно в доход соответствующего бюджета.* › |

› | Учреждения оформляют счета (иные аналогичные документы), в которых указывают все реквизиты, необходимые для перечисления денежных средств и администрирования поступлений (в том числе коды бюджетной классификации, наименования администраторов кассовых поступлений).

В то же время действующее бюджетное законодательство не исключает возможности поступления таких доходов в кассу учреждения или на лицевой счет получателя бюджетных средств.*

Администраторы кассовых поступлений и администраторы, осуществляющие начисление доходов, обмениваются информацией при помощи извещений ( ф. 0504805 ).

Согласно Инструкции № 157н , любое казенное учреждение при направлении начисленных им доходов в бюджет может отразить в учете завершение расчетов только в том случае, если оно располагает документами, подтверждающими зачисление денежных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета.

При этом возможность применения данного правила не зависит от того, перечисляется ли сумма в доход бюджета непосредственно дебитором или перечисление производится с лицевого счета казенного учреждения.

Ведь учреждение может само являться администратором кассовых поступлений и получать соответствующие выписки в органах казначейства, или же информация о поступлении средств на лицевой счет администратора может содержаться в полученном им извещении.

Отдельные полномочия по начислению платежей

Если казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет, начисление доходов отражается по дебету счета 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту счета 1 401 10 000 «Доходы текущего финансового года».*

Это установлено пунктами 78 , 120 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н ).

Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, который осуществляет отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (казенным учреждением), наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, применяются счета 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» и 304 04 «Внутриведомственные расчеты» согласно положениям пунктов 262 и276 Инструкции № 157н.

Далее покажем, какие записи должен сделать бухгалтер казенного учреждения в соответствии с нормами Инструкции № 162н :*

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы бюджета (отражена задолженность контрагента перед бюджетом)

1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Направлено в адрес администратора кассовых поступлений извещение с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета

1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»

1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Отражено поступление денежных средств в доход бюджета с одновременным списанием задолженности контрагента

1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Полномочия администратора в полном объеме*

Доходы тогда отражаются по кредиту счетов аналитического учета счета 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» и дебету счетов 1 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 1 201 34 510 «Поступления средств в кассу учреждения», 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет». Бухгалтер запишет:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы бюджета (отражена задолженность контрагента перед бюджетом)

1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Отражены поступления денежных средств в бюджет на основании выписки из лицевого счета администратора доходов

1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходамот оказания платных работ, услуг»

Перечень первичных документов, служащих основанием для отражения операций по начислению, учету и контролю администрируемых доходов, а также сроки отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов могут быть определены главным администратором доходов бюджета. При этом конкретный порядок отражения в учете казенного учреждения доходных операций устанавливается в его учетной политике.*

Аналитический учет расчетов по платежам в доход бюджета ведется в Карточке учета средств и расчетов ( ф. 0504051 ) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами подоходам ( ф. 0504071 ). Операции по счету 205 00 фиксируются в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам ( ф. 0504071 ) в силу пунктов 200 , 201 Инструкции № 157н.

<…>

В.В. Утка, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в казенных учреждениях», № 8, август 2013

2.Статья: Оплата коммунальных услуг арендатором

Сторонняя организация арендует помещение в административном здании бюджетного учреждения. Ему выставляют счета за потребленную электроэнергию в целом по зданию, хотя в том числе присутствует электроэнергия, потребленная арендатором. О том, как учреждению отразить данную ситуацию в учете и возместить свои затраты, – в статье. *

<…>

Организуем бюджетный учет

Обратите внимание: оплата электроэнергии за другого потребителя (в рассматриваемом случае за арендатора) проверяющими может быть расценена как нецелевое использование бюджетных средств. Поэтому учреждение на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг, и выставленных ими счетов может оплатить оказанные коммунальные услуги, перечислив деньги как за счет средств бюджета (за себя), так за счет приносящей доход деятельности (за арендатора – пропорционально фактически произведенным расходам).

К сожалению, в Инструкции по бюджетному учету порядок отражения операций в такой ситуации не рассмотрен.* Пояснения по этой теме даны лишь в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утверждены Минздравсоцразвития России). С учетом данных в нем рекомендаций можно заключить, что учреждению следует отразить ситуацию так:*

Заметим, что приведенная корреспонденция счетов бюджетного учета нетиповая, поэтому ее перед применением необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств. Данное правило определено положениями пункта 9 Инструкции по бюджетному учету.

Г. М. Федина

заведующий отделом методологии управления бухгалтерского учета и отчетности Минфина Московской области

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №12, декабрь 2009

3.Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное*

Бюджетное

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174

       

<…>

Финансовое обеспечение содержания имущества, сданного в аренду

Учредителем осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете)*

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемого в аренду:
– особо ценного движимого имущества (закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем);
– недвижимого имущества

(п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемых в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено учредителем или приобретено за счет средств, выделенных учредителем

(ч. 3 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

Как казенному учреждению отразить вбюджетном учете перечисление средств отоказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета

10.01.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль