Возмещение расходов по решению суда за ремонт крыши, к какому КОСГУ отнести

244

Вопрос

Возмещение расходов по решению суда за ремонт крыши, жилой дом - на 1 этаже находится стоматологическое отделение, второй этаж 2 жилых приватизированных квартиры. Стоматология находится в оперативном управлении.Можно применить 290 код?

Ответ

По статье КОСГУ 290 "Прочие расходы" отражаются штрафы, пени за несвоевременное внесение налогов и сборов, суммы санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, другие экономические санкции, возмещение судебных издержек. В части расходов на исполнение обязательств по решению суда следует применять соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ. Поэтому возмещение расходов по решению суда за ремонт крыши отражайте по подстатье КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Обоснование

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ 

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Ремонт (текущий, капитальный) и реставрация нефинансовых активов, в том числе:*
Устранение неисправностей (восстановление работоспособности):
– объектов нефинансовых активов;*
– систем (охранной, пожарной сигнализаций, системы вентиляции и т. п.), установленных в зданиях (сооружениях)
Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
<…>

Из статьи журнала «УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ», № 2, февраля 2015

Учреждение проиграло в суде: перечисление средств

Чиновники выпустили письма, разъясняющие нюансы взыскания средств с госучреждений по судебным актам*. Рассмотрим основные правила такого взыскания.

И.А. Колодин, эксперт по бюджетному учету

* Письма Минфина России, Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736Федерального казначейства от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725.

Взыскание средств с учреждений ограничено

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения являются экономическими субъектами и активно участвуют в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выполняют обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Кроме того, учреждения обязаны соблюдать те требования законодательства, нарушение которых может повлечь применение мер административного воздействия (административных штрафов). Таким образом, в практической деятельности учреждений возникают обязательства по уплате различных финансовых санкций. В том числе это случаи нарушения условий коммерческих договоров, порядка и сроков уплаты налогов и сборов и т. д.

Порядок применения финансовых санкций регулируется в общем случае нормами соответствующей отрасли законодательства: гражданского, налогового, законодательства об административных нарушениях.

Однако, поскольку применение общего порядка обращения взыскания на бюджетные средства может повлечь за собой неблагоприятные социальные последствия, создать угрозу безопасности страны или обусловить риски неисполнения социальных обязательств государства, действующим законодательством предусмотрены ограничения на взыскание средств с государственных (муниципальных) учреждений.

Данные ограничения установлены положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и детализированы нормами части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

Порядок взыскания

По просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительный документ сначала направляется судом в соответствующий орган, который открывает и ведет лицевые счета должника. Не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налоговиков этот орган направляет бюджетному учреждению – должнику уведомление о поступлении исполнительного документа. Сообщив при этом дату его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

Бюджетное учреждение – должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. Отметим, что учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств.

При полном исполнении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет его с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот исполнительный документ (ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

В том случае, когда решение выполнено в полном объеме, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, уведомляет об этом налоговиков.

Если же на счете учреждения отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для полных расчетов, платежный документ представляется не позднее следующего рабочего дня после дня поступления необходимых средств на лицевой счет.

Особенности документального оформления

Из текста пункта 1 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ следует, что обращение о взыскании бюджетных денежных средств осуществляется на основании трех документов:

исполнительного листа;

судебного приказа;

решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (введено Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 283-ФЗ).

Нюансы взыскания средств контрагентами

На практике некоторые контрагенты требуют от учреждения исполнения обязательств по уплате штрафных санкций исключительно на основании судебного решения. Это неверно.

Письмом Минфина России и Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736 разъяснено, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, производится исключительно на основании исполнительного листа или судебного приказа (гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Решение о взыскании штрафов с государственных и муниципальных учреждений принимается в рамках законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. А при вынесении решений суды руководствуются положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не согласованы с нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

По результатам рассмотрения заявления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к данной ответственности или об отказе в удовлетворении этого требования (п. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, практикуется только принудительное исполнение (п. 4.2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Если правонарушение административное

Судебным актом, на основании которого может производиться взыскание за административные правонарушения, является постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оформление исполнительного листа или судебного приказа Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях относятся к категории исполнительных документов.

Несмотря на то что судебные акты по делам об административных нарушениях в части 20статьи 30 Закона № 83-ФЗ не поименованы, Минфин России и Федеральное казначейство, ссылаясь на норму статьи 239 Бюджетного кодекса РФ, рекомендуют принимать такие документы к исполнению (письмо от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725).

При этом в прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» указанные судебные акты заносятся как судебные приказы.

Обратите внимание, что разъяснение чиновников распространяется лишь на случаи вынесения судебных решений по административным правонарушениям (тогда как отдельными подпунктами пункта 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ выделено 10 видов исполнительных документов).

Нюансы отражения в учете

Штрафы, пени за несвоевременное внесение налогов и сборов, суммы санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, другие экономические санкции отражаются по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ.* Это определено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Таким образом, независимо от формы расчетов (добровольная уплата штрафов или принудительное взыскание) соответствующие расходы относятся на счет 401 20 290 «Прочие расходы». Эта проводка оформляется в корреспонденции со счетом 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Если впоследствии принимается решение взыскать нанесенный (штрафами) учреждению ущерб за счет виновных лиц, то соответствующие операции в бухгалтерском учете отражаются обособленно – по дебету счета 209 82 560 «Увеличение кредиторской задолженности по недостачам иных финансовых активов» и кредиту счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

ПРИМЕР

По решению суда с бюджетного учреждения «Дворец культуры» взыскивается кредиторская задолженность за оказанные подрядчиком услуги по текущему ремонту здания сельского клуба из средств на выполнение госзадания. Сумма взыскания составляет 30 тыс. руб. Также суд обязал учреждение возместить судебные расходы на уплату госпошлины в размере 1,2 тыс. руб. Данные затраты бухгалтер бюджетного учреждения отразит в учете так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Погашен долг перед подрядчиком* 4 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» 4 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» 30 000
Отражена сумма судебных расходов 4 401 20 290 «Прочие доходы» 4 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 1200
Перечислена сумма в счет возмещения судебных расходов* 4 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 4 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» 1200

* Одновременно сумма отражается на забалансовом счете 18.*

Важно запомнить
Взыскать пени и штрафы с учреждения можно только при соблюдении ряда условий.


Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ », № 3, марта 2015

С казенного учреждения могут взыскать долги

М. В. Кристалинская,

юрист

С 2015 года задолженность по налоговым платежам казенного учреждения могут взыскать с лицевого счета во внесудебном порядке. В остальных случаях его средства по-прежнему дополнительно защищены законом. О порядке взыскания и об особенностях учета – в статье.

У бюджетных средств – иммунитет

Казенные учреждения в ходе своей деятельности принимают на себя различные обязательства, и в связи с этим у них может образоваться просроченная кредиторская задолженность.

Самые часто встречающиеся на практике причины ее появления:

нарушение сроков и порядка расчетов с физическими и юридическими лицами;

наложение штрафов за административные нарушения;

несоблюдение порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Чтобы восстановить права, кредиторы обращаются в суд, который может принять решение о выплате денег в пользу взыскателя. Причем, если судебное решение по каким-либо причинам будет учреждением не исполнено, суммы могут взыскать в принудительном порядке.

Обязательность исполнения судебных постановлений предусмотрена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. В статье 6 этого закона указано, что постановления, распоряжения и требования судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, физических, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

В свою очередь, условия и порядок исполнения судебных актов установлены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее – Закон об исполнительном производстве).

В настоящее время обязанность по принудительному исполнению судебных актов возложена на структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов.

Однако, чтобы не нарушать баланс доходов и расходов бюджета, для взыскания средств бюджетной системы разработан особый механизм. Так, статьей 239 Бюджетного кодекса РФ введен иммунитет бюджетов. Данным правовым режимом определено, что обращение взыскания на средства казенных учреждений происходит только на основании судебного акта. Причем такие полномочия возложены на Федеральное казначейство и его отделения, если в них открыты лицевые счета организаций, на денежные средства которых обращается взыскание.

Правила взыскания сумм

На сегодняшний день порядок, связанный с исполнением судебных актов по взысканию неисполненных денежных обязательств с казенных учреждений, регламентирован статьями 242.3242.4245.5 Бюджетного кодекса РФ.

В статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлены требования:

к исполнительным документам, принимаемым казначейством к исполнению;

к комплекту документов, направляемому в казначейство на исполнение;

к основаниям для возврата поступивших исполнительных документов взыскателю либо в суд.

Перечислим документы, принимаемые к исполнению: исполнительный лист, судебный приказ, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов. Иные исполнительные документы, предусмотренные перечнем Закона об исполнительном производстве, для взыскания средств с казенных учреждений не принимают. Исполнительный лист направляется судом по просьбе взыскателя либо им самим в орган Федерального казначейства или в финансовый орган по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов. При получении уведомления о поступлении исполнительного листа с приложением его копии и заявления взыскателя получатель бюджетных средств обязан в течение 10 дней указать источник образования задолженности и представить заявку на кассовый расход для списания соответствующих сумм.

Если средств по названному источнику недостаточно, должник обязан направить своему главному распорядителю заявку на выделение необходимых лимитов бюджетных обязательств, о чем он информирует орган Федерального казначейства. В свою очередь, главный распорядитель обязан в пределах трехмесячного срока перераспределить соответствующим образом бюджетные средства. › |

› | Если решение суда в срок не исполнено, это дает взыскателю право обратиться в суд с требованием о взыскании долга с главного распорядителя в порядке субсидиарной ответственности.

Если в течение установленного срока учреждение не исполняет требования, указанные в исполнительном документе, ОФК приостанавливает операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая счета его структурных подразделений, до момента устранения нарушения. Исключение – операции по исполнению судебных документов.

По истечении трехмесячного срока взыскатель имеет право требовать через суд компенсацию убытков по причине несвоевременного исполнения судебного акта (ст. 395 Гражданского кодекса РФ). В данном случае начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ либо индекса инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При невозможности взыскания средств с учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денег более трех месяцев либо когда счет открыт в Центральном банке РФ или кредитной организации, взыскание выполняется в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Нюансы взыскания в 2015 году

С этого года определен новый порядок взыскания налоговых платежей. А также окончательно поставлена точка в споре о том, принимать или нет отделениям Федерального казначейства судебные акты по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание средств с казенных учреждений.

Налоги

До 2015 года суммы задолженности по налогам взыскивали на основании судебного акта. Его направлял суд или сам взыскатель в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Но в связи с принятием федеральных законов от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ и от 4 октября 2014 г. № 286-ФЗ ситуация изменилась.

Теперь, если задолженность по налогам не превышает 5 млн руб., взыскание производят в установленном порядке на основании решения налогового, а не судебного органа.

При обращении в отделение, в котором у должника имеется лицевой счет, налоговики направляют решение о взыскании на бумаге или электронно. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает приказ об утверждении форм и порядка направления уведомления о неисполнении решения налогового органа о взыскании налога, а также порядок учета решений налоговых органов.

Административные штрафы

Взыскание сумм административных санкций с казенного учреждения происходит по правилам, предписанным главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. То есть исключительно на основании исполнительного листа или судебного приказа (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736).

При вынесении решения о наложении штрафа суды руководствуются нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исполнительный лист на основании судебного акта по делу о привлечении к административной ответственности не выдают.

Принудительное исполнение происходит непосредственно на основании постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Законом об исполнительном производстве судебные решения, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к категории исполнительных документов.

В связи с тем что в бюджетном законодательстве взыскание на основании постановления не практикуется, от ведомств поступили дополнительные разъяснения. Согласно им, судебные решения по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание денежных средств с казенных учреждений, также должны быть приняты органом Федерального казначейства к исполнению (письмо Федерального казначейства от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725).

Если спор урегулирован

Законодательство содержит нормы, согласно которым можно урегулировать судебный спор, заключив мировое соглашение.

Учитывая обстоятельства дела, суд должен предложить сторонам использовать примирительные процедуры при наличии условий для примирения сторон (п. 1, 2 ст. 138 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

При этом мировое соглашение может быть заключено по любому делу (п. 2 ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Стороны прекращают судебный спор (полностью или частично) и на основании добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок.

Мировое соглашение оформляют в письменном виде и устанавливают в нем новые права и обязанности. Документ должен содержать сведения об условиях, размере и сроках исполнения обязательств одной стороной перед другой. Такое соглашение заключают на любой стадии процесса или при исполнении судебного акта.

Если взаимные уступки сторон, по мнению суда, неравноценны, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в утверждении соглашения ( п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. № 50).

Однако принять на основании мирового соглашения бюджетное обязательство и исполнить его учреждение вправе только в пределах утвержденных лимитов ( письмо Минфина России от 13 ноября 2014 г. № 02-03-07/57553).

Особенности учета

Расходы казенных учреждений на оплату обязательств учитывают по соответствующим статьям КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). При этом издержки на уплату госпошлины относят на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Исполнение судебных актов отражают в порядке, определенном описанием вида расходов 831 «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений».

Следует учитывать, что в части расходов на исполнение самих обязательств применяют соответствующие группы, подгруппы и элементы видов расходов. › |*

› | Сумму задолженности по заработной плате, которая подлежит выплате на основании исполнительного документа, следует отражать по виду расхода 111 «Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию».

А уплату штрафов и сборов, наложенных актами уполномоченных органов, отражают по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей».

При погашении сумм в учете дебетуют счета:

302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» – по кредиторской задолженности;*

303 05 «Расчеты по платежам в бюджеты» – по госпошлине.

Важно запомнить
При нарушении мирового соглашения суммы с учреждения могут быть взысканы в принудительном порядке.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.77%
  • Над составлением бюджетной сметы 3.85%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 73.08%
  • Над налоговой отчетностью 15.38%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль