Имеет ли право бюджетное учреждение расходовать по своему усмотрению штрафные санкции поступившие от контрагента

49

Вопрос

Имеет ли право бюджетное учреждение расходовать по своему усмотрению денежные средства (штрафные санкции)поступившие контрагента на лицевой счет по КОСГУ 140

Ответ

Да, бюджетное учреждение имеет право расходовать средства штрафных санкций по контрактам по своему усмотрению и на свои собственные цели.


Сумма штрафных санкций по контракту признается собственным доходом учреждения и отражается в учете как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, который исполняется за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий).

Дело в том, что бюджетные и автономные учреждения не признаются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени, а значит, являются получателями санкций, которые возникли при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Подробный порядок отражения в учете штрафных санкций по контрактам бюджетного учреждения, приведен в Рекомендации.

Обоснование
 

Из рекомендации
Максима Чемерисова, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ


Ответственность заказчика

По общему правилу условие контракта об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств является обязательным. Причем оно должно быть учтено еще в проекте контракта, который приложен к документации о закупке или к извещению о запросе котировок. Однако в некоторых случаях данное условие можно не включать в контракт. Об этом сказано в частях 415 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме ФАС России от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14.

Величину пеней за просрочку исполнения обязательств поставщик (исполнитель, подрядчик) рассчитает следующим образом:

Пеня = Не уплаченная в срок сумма × Количество календарных дней просрочки × 1/300 ставки рефинансирования, действующей в день уплаты неустойки

Пеня начисляется за каждый день, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки определяется со следующего дня после установленного срока перечисления оплаты.

Такой порядок установлен частью 5 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств нужно закрепить в контракте в виде фиксированной суммы в размере:

  • 2,5% от цены контракта, не превышающей 3 млн руб.;
  • 2% от цены контракта от 3 до 50 млн руб.;
  • 1,5% от цены контракта от 50 до 100 млн руб.;
  • 0,5% от цены контракта более 100 млн руб.

Об этом сказано в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Внимание: указывать в контракте ссылку на пункт Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063, который устанавливает размер штрафа, нельзя.

По мнению ФАС России, правильным будет прописать в условиях проекта контракта (а следовательно, и в самом контракте) все возможные значения штрафов, в том числе с формулами.

Об этом сказано в письме ФАС России от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14. То, как правильно оформить условия об ответственности, ФАС России показала в приложениик данному письму.

Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).


Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

По общему правилу условие контракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств является обязательным. Оно должно быть включено еще в проект контракта, который приложен к документации о закупке или к извещению о запросе котировок. Причем уже в проекте пропишите размер штрафа в виде процентов от цены контракта, а размер пеней – в виде порядка и формул расчета пеней. Однако в некоторых случаях данное условие можно не включать в контракт. Об этом сказано в частях 415 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 октября 2014 г. № Д28и-2129ФАС России от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14.

Величину пеней за просрочку исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик должен определить по формуле:

Пеня = Цена контракта Стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту
(определяется на основании накладной, акта выполненных работ или услуг, в т. ч. отдельных этапов исполнения)
× Размер ставки

Размер ставки определяется по формуле:

Размер ставки = Ставка рефинансирования, действующая в день уплаты неустойки, с учетом коэффициента К × Количество дней просрочки

где:

Коэффициент К = Количество дней просрочки : Срок исполнения обязательств по контракту (количество дней) × 100%

Ставка рефинансирования с учетом полученного коэффициента определяется так:

  • при значении коэффициента от 0 до 50 процентов размер ставки – 0,01 от ставки рефинансирования;
  • при значении коэффициента от 50 до 100 процентов размер ставки – 0,02 от ставки рефинансирования;
  • при значении коэффициента 100 и более процентов размер ставки – 0,03 от ставки рефинансирования.

При этом Минфин России разъяснил, что в указанных интервалах коэффициент может принимать значение от нижней границы интервала до числа, которое предшествует его верхней границе. То есть верхний предел «до 50», «до 100» правильнее считать, не включая само число 50 или 100 (т. е. 49,9999…, 99,9999…), а нижний «от 50» – будет рассматриваться как значение 50 и более.

Такой порядок установлен пунктами 6–8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 и разъяснен в письмах Минфина России от 5 июня 2015 г. № 02-04-10/32531и от 23 апреля 2015 г. № 02-02-04/23193. Правда, в последнем письме специалисты финансового ведомства значения верхних пределов дали как 49 и 99, но, учитывая, что показатели могут быть с десятичными знаками, правильнее брать значения 49,9999… и 99,9999…

Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств нужно закрепить в контракте в виде фиксированной суммы в размере:

  • 10% от цены контракта, не превышающей 3 млн руб.;
  • 5% от цены контракта от 3 до 50 млн руб.;
  • 1% от цены контракта от 50 до 100 млн руб.;
  • 0,5% от цены контракта более 100 млн руб.

Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Внимание: указывать в контракте ссылку на пункт Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063, который устанавливает размер штрафа (пеней), нельзя.

Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 9 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).


Ситуация: вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.

Если контрагент не выполнил обязательства, предусмотренные контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть прописано такое условие: размер вознаграждения уменьшается на сумму неустойки. Тогда при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки, основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (работ, услуг) или другом документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательствомОбратите внимание, что при составлении отчета об исполнении контракта также никакие документы по начислению и уплате неустойки прикладывать не надо. Достаточно указать их реквизиты в графе 6 раздела IV.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ,части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 7 июля 2014 г. № 02-02-06/32616от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки по контракту признается собственным доходом учреждения и отражается в учете как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, который исполняется за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий). Дело в том, что бюджетные и автономные учреждения не признаются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени, а значит, являются получателями санкций, которые возникли при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 2030).

При оплате контракта, заключенного в рамках целевых субсидий (КФО 5, 6) за минусом неустойки (штрафа, пени), сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31). Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 2030). Для этого направьте в орган Казначейства России заявку на кассовый расход (ф. 0531801).

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Стоит отметить, что ранее (в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 02-13-06/5292) ведомство высказывало другое мнение. Сумма неустойки (штрафа, пеней), оставшаяся на отдельном лицевом счете учреждения, подлежит перечислению в бюджет. Исключение было сделано только для случая, когда учредителем принято решение о наличии потребности в указанных средствах. В этом случае сумма неустойки должна быть израсходована на те же цели, на которые выделена целевая субсидия в соответствии с соглашением о предоставлении целевой субсидии. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства учреждения вправе руководствоваться ими.

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю 2.209.40.560 2.401.10.140
2. Отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки, штрафа, пени) 5(6).302.ХХ.830 5(6).201.11.610
Увеличение забалансового счета 18 (по соответствующему коду КОСГУ)
3. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа) 5(6).302.ХХ.830 5(6).304.06.730
4. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа) 2.304.06.830 2.209.40.660
XХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

При перечислении суммы неустойки на лицевой счет для учета операций со средствами бюджетного учреждения сделайте проводки (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета 5(6).304.06.830  


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль