Возмещение сотруднику расходов по ГСМ, стоянке, переправе во время командировки

680

Вопрос

Сотрудник органа исполнительной власти отправляется в командировку на собственном автомобиле. Каким образом мы можем возместить сотруднику расходы по ГСМ, платной стоянке, паромной переправе? По какому виду расходов и по какому КОСГУ отразятся данные расходы?

Ответ

Направляя сотрудника в командировку, учреждение выдает ему аванс. Сумма аванса должна покрывать затраты на проезд, наем жилья и дополнительные расходы, связанные с проживанием (суточные). Кроме того, учреждение обязано компенсировать сотруднику и другие расходы, оплаченные с его разрешения или ведома. Такой порядок предусмотрен статьей 168 Трудового кодекса РФ.

Возможность возмещения таких дополнительных расходов должна быть предусмотрена:

- соответствующим локальным правовым актом, разработанным в органе исполнительной власти с учетом содержания приказов (распоряжений, указаний) главного распорядителя бюджетных средств;

- бюджетной сметой (расшифровками к ней).

Исходя из экономического содержания хозяйственных операций, возмещение расходов сотрудника на ГСМ в командировке на личном автотранспорте следует отражать по статье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", на услуги платной стоянки по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", на услуги паромной переправы по подстатье КОСГУ 222 "Транспортные услуги" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н). Применение подстатьи КОСГУ 222 объясняется тем, что в рассматриваемой ситуации сотрудник приобретает билет на переправу, то есть приобретает услуги по перевозке, проезду, в отличие от услуг за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), которые отражаются по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

В соответствии с разделом III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, выдача командируемым сотрудникам государственных (муниципальных) органов наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для компенсации сотрудникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений и других расходов, понесенных в командировке с разрешения работодателя подлежат отражению по элементу вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда".

Таким образом, расходы сотрудника органа исполнительной власти в командировке на оплату стоянки автотранспорта и паромную переправу, понесенные с разрешения работодателя, отражайте по элементу вида расходов 122.

Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления приведена в приложении 5 к Указаниям № 65. Из данных этой таблицы следует вывод, что расходы на ГСМ не могут относиться на элемент вида расходов 122. Поэтому они подлежат отражению по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг (муниципальных) нужд для обеспечения государственных нужд" (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н). Обосновать это можно тем, что использовать личный автомобиль сотрудника можно, выплачивая ему специальную компенсацию. Такая возможность предусмотрена статьей 188 Трудового кодекса РФ. Помимо компенсации за использование личного имущества статья 188 Трудового кодекса РФ обязывает организацию возместить сотруднику расходы, связанные с его эксплуатацией. При этом положения статьи 188 Трудового кодекса РФ не обязывают предусматривать выплату компенсации именно в трудовом договоре. Условие о выплате сотруднику компенсации за использование личного имущества не входит в перечень обязательных условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

Таким образом, учреждение вправе предусмотреть выплату компенсации в приказе руководителя. При этом подпись сотрудника об ознакомлении с приказом расценивается как письменное соглашение между сотрудником и организацией. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такую точку зрения (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2008 г. № Ф04-5698/2008(11737-А81-41), Северо-западного округа от 21.10.2008 г. № А56-40623/2007. Аналогичный вывод следует из письма Минфина России от 16.05.2005 г. № 03-03-01-02/140.

Фактическое использование личного автомобиля в командировке подтвердят путевые листы.

Расходы на компенсацию за использование личного автотранспорта отражайте по подстатье КОСГУ 212 "Прочие выплаты", элементу вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда". Такой порядок следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Обоснование

Из рекомендации

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;*

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ 

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Компенсации, выплаты, обусловленные статусом сотрудников*

<…>
Подстатья 212 «Прочие выплаты»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Компенсация за использование личного транспорта для служебных целей*
<…>
Транспортные услуги*

<…>
Подстатья 222 «Транспортные услуги»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н

Оплата проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы*
Прочие работы и услуги*
<…> Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Оплата услуг по стоянке служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки*
Плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой

Приобретение (изготовление) материальных запасов*
<…> Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Приобретение ГСМ*
<…>

Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях », № 8, августа 2011

Расходы на переправу паромом

И.Ю. Кузьмин

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России

По какому КОСГУ следует отразить паромную переправу служебного автотранспорта?

Согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, расходы по оплате услуг паромной переправы следует относить на подстатью 222«Транспортные услуги» классификации операций сектора государственного управления.*

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как определить вид расходов классификации расходов бюджетов

Код вида расходов является составной частью классификации расходов бюджетов. Структура кода вида расхода состоит из соответствующей группы, подгруппы и элемента (15–17 разряды).

Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов по целевым статьям расходов бюджетов.

Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов бюджетной системы. Они приведены в пункте 5.2 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и в приложении 3 к данному приказу.

В зависимости от направления финансирования расходов выделены следующие группы видов расходов:

100 – расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;*

200 – закупка товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;*

300 – социальное обеспечение и иные выплаты населению;

400 – капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;

500 – межбюджетные трансферты;

600 – предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;

700 – обслуживание государственного (муниципального) долга;

800 – иные бюджетные ассигнования.*

Внимание: при распределении затрат по видам расходов нужно обязательно руководствоваться таблицей соответствия кодов видов расходов и кодов КОСГУ.*

Внимание: проведение кассовых расходов по кодам видов расходов, которые не соответствуют детализации, предусмотренной ведомственной структурой расходов в законе (решении) о соответствующем бюджете или сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета, может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 38п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Ситуация: По какому виду расходов оплатить услуги,связанные с организацией командировок, – заказ и доставку билетов, подбор и бронирование мест в гостинице и т. п. Услуги оказывает сторонняя организация на основании договора

Расходы на услуги, связанные с организацией командировок, отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.

Возмещение командировочных расходов, произведенных сотрудником лично (на проезд, наем жилого помещения), отражается по видам расходов в зависимости от того, кто ездил в командировку:

сотрудник казенного учреждения – 112 «Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

сотрудник государственного органа (вне зависимости от того, является он гражданским служащим или нет) – 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;*

военнослужащий либо лицо, приравненное к военнослужащему, – 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания»;

сотрудник аппарата государственного внебюджетного фонда – 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».

Однако в данном случае учреждение оплачивает услуги по организации проезда и проживания стороннему исполнителю. Поэтому оплату соответствующего договора следует отразить по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как учесть при налогообложениидополнительные командировочные расходы

Аванс на командировку

Направляя сотрудника в командировку, учреждение выдает ему аванс. Сумма аванса должна покрывать затраты на проезд, наем жилья и дополнительные расходы, связанные с проживанием (суточные). Кроме того, учреждение обязано компенсировать сотруднику и другие расходы, оплаченные с его разрешения или ведома. Такой порядок предусмотрен статьей 168 Трудового кодекса РФ.*

Размер аванса зависит от продолжительности командировки, места назначения, а также от возможности оплаты дополнительных расходов (п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

Внимание: оплата ПБС дополнительных расходов (не определенных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749) может привести к неэффективному и нецелевому использованию бюджетных средств (ст. 3438306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Это связано с тем, что источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса РФписьмо Минфина России от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016). При этом в рамках выполнения возложенных на учреждение бюджетных полномочий оно должно обеспечить достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, средства бюджета должны быть использованы строго по целевому назначению (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).*

Дополнительные расходы (не определенные постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, например, на курьерскую доставку визы и СМС-оповещение о получении визы) не влияют на качество выполняемых учреждением работ (оказываемых услуг). Поэтому их оплата приведет к увеличению расходов учреждения. То есть заданные результаты будут достигнуты с использованием большего (не минимального) объема средств, что является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 2834 Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, учреждение может предусмотреть данные расходы при составлении проекта бюджетной сметы и согласовать их с ГРБС (п. 6 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).*

Из справочника

Отнесение затрат на соответствующий вид расходов бюджетной классификации

Затраты Код вида расходов (в разрезе групп, подгрупп, элементов) Подтверждающие документы
<…> Элемент 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»*

Раздел III (



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 14.29%
  • Нет 42.86%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 42.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×