Выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам

1977

Вопрос

Мы Местная администрация внутригородского муниципального образования СПб п. Звезда. (местный бюджет) производим выплаты денежной компенсации депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе по следующему коду расхода бюджетной классификации Раздел 0100 подраздел 0103 целевая статья 0020302 вид расхода 123 КОСГУ 226 (иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда муниципальных органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий).НДФЛ с выплат мы не удерживаем. Депутаты документы, подтверждающие фактически понесенные расходы не предоставляют.Проверяющие органы считают, что раз депутаты не предоставили документы о фактически произведенных затратах, то мы должны были удерживать с них НДФЛ. Просим разъяснить действительно ли нам необходимо удерживать НДФЛ с депутатов, и ссылки на законодательство.

Ответ

Выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам, для которых депутатская деятельность не является основной, в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, подлежат отражению по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", элементу вида расходов 123 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий".

В рассматриваемой ситуации выплаты денежной компенсации депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, облагаются налогом на доходы физических лиц. Объясняется это так. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Ежемесячная компенсация в связи с исполнением депутатских полномочий включает в себя возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности. Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. В соответствии с положениями Кодекса освобождение от налогообложения выплат, компенсирующих какие-либо расходы налогоплательщиков, в том числе компенсаций, направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, осуществляется только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях. Таким образом, выплаты, производимые депутатам в возмещение документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса. Вознаграждение, выплачиваемое депутату за осуществление своих полномочий, назначаемое без предъявления подтверждающих документов, не является выплатой в возмещение каких-либо конкретных расходов. Соответственно положения вышеназванного пункта 3 статьи 217 Кодекса на такие выплаты не распространяются, и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37279.

Обоснование

Из рекомендации

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Дополнительные выплаты, пособия и компенсации, обусловленные статусом сотрудников и условиями трудовых отношений*
<…>
Выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью, депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
<…>

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как определить вид расходов классификации расходов бюджетов

Код вида расходов является составной частью классификации расходов бюджетов. Структура кода вида расхода состоит из соответствующей группы, подгруппы и элемента (15–17 разряды).

Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов по целевым статьям расходов бюджетов.

Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов бюджетной системы. Они приведены в пункте 5.2 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и в приложении 3 к данному приказу.

В зависимости от направления финансирования расходов выделены следующие группы видов расходов:

100 – расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;*

200 – закупка товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;

300 – социальное обеспечение и иные выплаты населению;

400 – капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;

500 – межбюджетные трансферты;

600 – предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;

700 – обслуживание государственного (муниципального) долга;

800 – иные бюджетные ассигнования.

Внимание: при распределении затрат по видам расходов нужно обязательно руководствоваться таблицей соответствия кодов видов расходов и кодов КОСГУ.

Внимание: проведение кассовых расходов по кодам видов расходов, которые не соответствуют детализации, предусмотренной ведомственной структурой расходов в законе (решении) о соответствующем бюджете или сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета, может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 38п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Из справочника

Отнесение затрат на соответствующий вид расходов бюджетной классификации

Затраты Код вида расходов (в разрезе групп, подгрупп, элементов) Подтверждающие документы

Выплаты гражданам, привлекаемым государственными (муниципальными) органами для выполнения отдельных полномочий (без заключения служебных контрактов, договоров гражданско-правового характера), в том числе выплаты:*

присяжным заседателям;

свидетелям и другим лицам, привлекаемым для участия в судебном разбирательстве;

гражданам при их призыве на военные сборы;

возмещений и компенсаций депутатам представительных органов субъектов РФ (муниципальных образований), для которых депутатская деятельность не является основной;*

возмещений и компенсаций членам Общественной палаты РФ или общественных палат субъектов РФ (муниципальных образований);

возмещение расходов экспертов, понесенных ими:
– при участии в мероприятиях по контролю, проводимых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1311;
– при проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей (за исключением ИП, ведущих образовательную деятельность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 370)

О том, какой элемент вида расходов применять, если выплаты произведены по гражданско-правовому договору, см. здесь

Элемент 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»*

Раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н;

письма Минфина России от 25 февраля 2014 г. № 02-05-11/7980от 27 июня 2014 г. № 02-05-11/13346от 27 июня 2014 г. № 02-05-10/13347

Из письма Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37279

[Об обложении налогом на доходы физических лиц выплат депутатам Кемеровского городского совета народных депутатов]

Вопрос

В соответствии с ч.9 ст.36 Устава города Кемерово депутату городского Совета предоставляются гарантии осуществления полномочий, предусмотренные федеральными законами, законами Кемеровской области, правовыми актами органов городского самоуправления. В соответствии с п.3.1 Главы 3 (трудовые гарантии осуществления полномочий депутатов городского Совета) Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, и депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов, утвержденного Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.06.2008 № 135, депутаты городского Совета имеют право на выплату ежемесячной компенсации в связи с исполнением депутатских полномочий. Ежемесячная компенсация в связи с исполнением депутатских полномочий включает в себя возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности. В соответствии с п.3 ст.217 НК не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В Письме Министерства финансов Российской Федерации № 03-04-06/6-153 от 28 июня 2011 года изложена позиция ведомства, в соответствии с которой выплаты в возмещение расходов депутатов, связанных с исполнением ими своих обязанностей, произведенные в соответствии с уставом, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. На основании вышеизложенного прошу дать письменный мотивированный ответ со ссылками на нормы права о правомерности удержания с сумм компенсаций 13 процентов налога на доходы физических лиц.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат депутатам Кемеровского городского совета народных депутатов и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Пунктом 3.1 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.06.2008 № 135 "О порядке предоставления гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, и депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов" предусмотрено право депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов на выплату ежемесячной компенсации в связи с исполнением депутатских полномочий. Ежемесячная компенсация в связи с исполнением депутатских полномочий включает в себя возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности. Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. В соответствии с положениями Кодекса освобождение от налогообложения выплат, компенсирующих какие-либо расходы налогоплательщиков, в том числе компенсаций, направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, осуществляется только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях. Таким образом, выплаты, производимые депутатам в возмещение документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса. Вознаграждение, выплачиваемое депутату за осуществление своих полномочий, назначаемое без предъявления подтверждающих документов, не является выплатой в возмещение каких-либо конкретных расходов. Соответственно положения вышеназванного пункта 3 статьи 217 Кодекса на такие выплаты не распространяются, и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.*

Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях », № 2, февраля 2008

Компенсации расходов депутатам. По каким кодам экономической классификации расходов отражают компенсации депутатам в субъектах РФ?

По каким кодам экономической классификации расходов отражают компенсации депутатам в субъектах РФ?

И.Ю. Кузьмин

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

В данном случае все зависит от категории депутатов.

Как правило, по законодательным актам субъектов РФ и органов местного самоуправления депутаты могут вести депутатскую деятельность:
– на постоянной основе с заключением трудового договора (в отдельных субъектах РФ установлено ограничение численности этой категории депутатов);
– непостоянно.

Для выплаты компенсаций первой категории депутатов применяют подстатью 212 «Прочие выплаты» экономической классификации расходов бюджетов РФ (приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н). Расходы депутатам, которые выполняют свои функции временно, компенсируют с подстатьи 226 «Прочие услуги».

Напоминаем: к заявлению о выплате компенсации депутат должен приложить оправдательные первичные документы, подтверждающие факт расходов.*

Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», № 4, апреля 2012

Налогообложение компенсации расходов работнику

В.В. Егоров,
консультант по вопросам начисления зарплаты,
социальных пособий и их налогообложения

Администрация сельского поселения производит ежемесячные компенсационные выплаты из средств местного бюджета старостам на возмещение затрат, связанных с исполнением их полномочий, – со служебными поездками, переговорами (сотовая связь), приобретением канцтоваров. Компенсация выделяется без требования представить оправдательные документы. Лимит выплат утвержден решением Совета депутатов (2500 руб.). Облагаются ли данные выплаты НДФЛ?

В рассматриваемом случае суммы облагаются налогом на доходы физических лиц.

Действительно, согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ, не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, в частности связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Однако данное освобождение действует только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. При отсутствии документального подтверждения целевого использования указанных денежных выплат утрачивается их компенсационный характер и соответственно они облагаются налогом на общих основаниях.*

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль