Право оперативного управления на основные средства

17

Вопрос

Подлежит ли государственной регистрации право оперативного управления на изгородь,ограждающую здание, если на само здание право оперативного управление зарегистрировано?

Ответ

Сообщаем следующее: Право оперативного управления на основные средства подлежит госрегистрации только в отношении недвижимого имущества. Если изгородь возможно переместить без соразмерного ущерба ее назначению, то возможно сделать вывод, что данное сооружение не обладает признаками объекта недвижимости, т.к. не соответствуют признакам, установленным в ст.130 ГК РФ и не подлежит обязательной регистрации.

Следует отметить, что основной признак недвижимого имущества (ст.130 ГК РФ) присутствие прочной связи с землей (т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).

В Письме Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960 также разъяснено, что под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно. При этом, не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

Таким образом, в случае если изгородь не обладает признаками, установленными в ст.130 ГК РФ и может быт использована вне объекта недвижимого имущества, ее демонтаж не причиняет несоразмерного ущерба его назначению, ее функциональное предназначение не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества, право оперативного управления на изгородь не подлежит регистрации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1. Письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960

«Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

При определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).*

С учетом изложенного не входящие в состав единого конструктивного объекта капитального строительства (здания) инвентарные объекты движимого имущества, поставленные на баланс в состав основных средств с 1 января 2013 г., не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса, включая банкоматы, платежные терминалы, рекламную конструкцию, кондиционеры (не являющиеся системой кондиционирования здания). Положение пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса может распространяться на пожарную и охранную сигнализацию, если указанные объекты не являются составной частью систем инженерно-технического обеспечения здания (то есть когда перемещение их без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно)».

2.Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих госрегистрации

«Право оперативного управления на основные средства – недвижимое имущество (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) подлежит госрегистрации. Поэтому отразить такие объекты на счете0.101.10.000 «Недвижимое имущество учреждения» можно только после получения регистрационных документов. Это следует из положений статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, пункта 36 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснено в письме Минфина России от 14 июля 2015 г. № 02-06-10/40377.

Документы для госрегистрации

Госрегистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности:

  • заявления о государственной регистрации, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2013 г. № 722;
  • договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления;
  • договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта);
  • решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления;
  • документов о госрегистрации учреждения и его учредительных документов;
  • документов об объекте недвижимости;
  • других документов, предусмотренных законодательством.

Это следует из статей 1317 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. А приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 утверждены Методические указания к данному порядку. Для госрегистрации прав в г. Москве порядок приема и правила составления этих документов изложены в приказе Управления Росреестра по Москве от 13 апреля 2010 г. № 113.

Необходимые для госрегистрации прав документы представляются не менее чем в двух экземплярах. Конкретное количество подлинников, которое необходимо представить, установлено в пункте 5 статьи 18 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

Стоит отметить, что возможность представления документов на госрегистрацию в электронной форме Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ не предусмотрена. Поэтому представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме, для регистрации нельзя. При этом действующее законодательство (в частности,Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) не содержит запрета на составление дополнительных экземпляров-подлинников этих контрактов на бумажном носителе. Количество подлинных экземпляров контракта, а также способы их подписания укажите в соответствующем разделе контракта.

Для госрегистрации перехода права на объекты недвижимости (по контракту, заключенному в форме электронного документа) представьте необходимое количество экземпляров-подлинников контракта на бумажном носителе.

Такие разъяснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 27 сентября 2011 г. № Д23-4065. Несмотря на то что письмо основано на нормах утратившего силу Закона от 21 июля 2005 г. № 94-фз, разъяснения, приведенные в нем, актуальны и сейчас.*

Особенности регистрации учреждением, которому переданы функции заказчика (при реализации бюджетных инвестиций)

Учреждению могут быть переданы полномочия госзаказчика по заключению и исполнению контрактов на строительство или приобретение объектов госсобственности. Иногда после постройки (приобретения) объектов учреждение наделяют и правом оперативного управления ими.

В таком случае в качестве документа, который подтверждает право заявителя на объект, в регистрирующий орган можно подать копию решения о передаче прав оперативного управления учреждению.

Предварительно, чтобы получить такое решение, само учреждение (с письменного согласия учредителя) или его учредитель, подает предложение о наделении правом оперативного управления собственнику (т. е. в орган, который выполняет полномочия собственника). Но если бюджетные инвестиции учреждению выделил другой орган госвласти (не учредитель), то предложение о наделении правом оперативного управления подает именно этот орган. Или дает письменное согласие на это учреждению.

Об этом сказано в пункте 5.3 совместного письма от 17 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08.

Документальное оформление ОС в бухучете

При поступлении (создании) основного средства, право оперативного управления на которое подлежит госрегистрации, составьте приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) и в установленных случаях – акт о приемке-передаче (ф. 0504101). Подробнее о документальном оформлении см.:
– при покупке;
– при безвозмездном получении.

Бухучет

В бухучете основные средства, право оперативного управления на которые подлежит госрегистрации, отражайте по первоначальной стоимости (п. 2347 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Порядок ее определения зависит от того, каким способом объект поступил в учреждение:

  • за плату;
  • получен безвозмездно;
  • получен в результате внутриведомственного перемещения;
  • получен в результате централизованного снабжения;
  • построен хозяйственным или подрядным способом.

При любом из этих вариантов в первоначальную стоимость основного средства можно включить регистрационные сборы и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств (например, расходы на оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации) (п. 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Следует отметить, что госпошлина за госрегистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, не уплачивается (подп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

В бухучете все затраты, связанные с поступлением (созданием) основного средства, в том числе на оплату регистрационных мероприятий, учитывайте по дебету счета 0.106.01.000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). А после получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основных средств и отразите на счете 0.101.00.000 «Основные средства» (п. 3638Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письмо Минфина России от 14 июля 2015 г. № 02-06-10/40377).

Учитывать недвижимость за балансом во время госрегистрации прав на нее не нужно. Напомним, ранее такое требование содержалось в прежней редакции Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете затрат, связанных с поступлением (созданием) основного средства, требующего госрегистрации, зависит от типа учреждения.

46.1528 (7)

В учете казенных учреждений:

При отражении расходов, связанных с госрегистрацией, сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.302.26.730
– учтены при формировании первоначальной стоимости расходы, связанные с госрегистрацией объекта (например, на оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации).

После получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основныхсредств, оформив проводку:

Дебет КРБ.1.101.11.310 (КРБ.1.101.13.310, КРБ.1.101.15.310...) Кредит КРБ.1.106.11.310
– принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

Такой порядок следует из пунктов 73134 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (п. 36, счета 101.00106.01302.00).

Пример отражения в учете расходов, связанных с постройкой основного средства, право оперативного управления на которое подлежит госрегистрации

Казенное учреждение «Альфа» в апреле начало строительство нежилого здания подрядным способом. Строительство закончилось в июле. По условиям контракта «Альфа» закупает стройматериалы подрядчику. По окончании строительства подрядчик представляет учреждению отчет об израсходованных материалах. Поэтапная сдача строительных работ договором не предусмотрена.

Расходы на строительство здания составили 14 160 000 руб. (в т. ч. НДС – 2 160 000 руб.), в том числе:

  • 11 800 000 руб. (в т. ч. НДС 1 800 000 руб.) суммы, уплаченные подрядчику по договору;
  • 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС 360 000 руб.) стоимость стройматериалов, израсходованных в ходе строительства.

«Альфа» приобрела материалы, необходимые для строительства, в апреле. В учете учреждения сделаны следующие записи.

В апреле:

Дебет КРБ.1.105.34.340 Кредит КРБ.1.302.34.730
– 2 360 000 руб. – оприходованы стройматериалы.

В июле:

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.105.34.440
– 2 360 000 руб. – учтена израсходованная стоимость материалов в первоначальной стоимости построенного здания (на основании отчета подрядчика).

По окончании работ сторонами были подписаны акт по форме № КС-2 и справка по форме № КС-3. По сравнению со сметной стоимостью, предусмотренной в договоре, стоимость работ по результатам строительства не изменилась. Поэтому бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки:

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.302.31.730
– 11 800 000 руб. – отражена стоимость подрядных работ, формирующая первоначальную стоимость построенного здания.

В начале августа учреждение подало документы на госрегистрацию права оперативного управления на построенное здание. За оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации, «Альфа» заплатила 2000 руб. Эту сумму бухгалтер включил в первоначальную стоимость здания. При этом были сделаны проводки:

Дебет КРБ.1.302.26.830 Кредит КРБ.1.304.05.226
– 2000 руб. – оплачены услуги за оформление документов для госрегистрации права оперативного управления на здание;

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.302.26.730
– 2000 руб. – увеличена первоначальная стоимость объекта недвижимости на стоимость услуг по оформлению документов.

После получения документов, подтверждающих госрегистрацию, бухгалтер включил построенное здание в состав основных средств:

Дебет КРБ.1.101.12.310 Кредит КРБ.1.106.11.310
– 14 162 000 руб. (2 360 000 руб. + 11 800 000 руб. + 2000 руб.) – принято к учету здание, право оперативного управления на которое зарегистрировано.

Начиная с сентября «Альфа» включает стоимость здания в налого

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль