Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

664

Вопрос

Существуют ли методические рекомендации для определения штатной численности в образовательном учреждении Ростовской области? Постановление № 219 я прекрасно знаю, меня интересует сам метод расчета ставок рабочих, служащих в штатном расписании учреждения. Например, сколько должно быть в общеобразовательной школе-интернате ставок помощников воспитателя, и есть ли методика расчета этих ставок?

Ответ

Отдельной методики определения штатной численности в образовательных учреждениях Ростовской области не утверждено. В некоторых регионах такая методика есть (например, правительством Санкт-Петербурга утверждена методика определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, подчиненных комитету по образованию, или подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга – можно ознакомиться с данной методикой).

Также Росздравом разработаны рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду. Они носят рекомендательный характер. Но так как отдельной методики в вашем регионе нет, можно воспользоваться ими. В том числе в рекомендациях приведена методика расчета штатной численности воспитателей и помощников воспитателей детского учреждения.

Обоснование
 

Из ситуации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.*

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:*

Штатная численность = Общие затраты на объем работы за год, ч : Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч × Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п.


Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.

Такой порядок содержится в пункте 2.1 Рекомендаций.

Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, приведенный в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.*

Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут быть использованы при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для:

Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.

Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФраздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Из рекомендаций Росздрава от 01.01.2006 «Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду»

Рекомендации
по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций по труду подготовлены с учетом обобщения опыта применения нормативных материалов по труду многоцелевого назначения, разработанных Управлением нормативов по труду ФГУП "НИИ ТСС" Росздрава.

В Рекомендациях рассмотрены общие методические положения по использованию нормативных материалов по труду работников бюджетных организаций, требования к нормативным материалам, правовые вопросы их установления и замены, контроль за состоянием нормативной базы и определение эффективности внедрения нормативных материалов по труду.

Рекомендации разработаны коллективом авторов:

к.э.н., заслуженный экономист России Софийский Н.А. (руководитель работы), к.э.н. Кириченко М.Е. (ответственный исполнитель).

Введение

Управлением нормативов по труду "НИИ ТСС" Росздрава (б. Центральное бюро нормативов по труду) за продолжительный период времени создана многоцелевая нормативная база межотраслевого назначения, позволяющая установить штатную численность специалистов, служащих и других работников бюджетных организаций.

В условиях необходимости стабилизации и подъема экономики, роста эффективности труда руководителей, специалистов и служащих и усиления их воздействия на конечные результаты работы организаций возрастает потребность в обоснованном установлении их численности, в выявлении резервов для сокращения излишней численности работников за счет более рационального использования фонда рабочего времени и установления оптимальной их нагрузки, которая позволяла бы сохранить не только прежний уровень эффективности их труда, но и повысить его.

Указанные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования системы межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов.

В связи с этим особое значение имеет многоцелевое, эффективное применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду в бюджетных организациях.

Нормативная база бюджетной организации должна быть комплексной, т.е. состоять из разных видов норм и нормативов различных уровней укрупнения. Она должна иметь многоцелевое назначение, а именно: обеспечение обоснованного установления штатной численности работников организации и их функциональных подразделений, распределение численности работников по должностям, профессиям, установление нормированных заданий, определение трудоемкости работ, подготовка должностных инструкций и штатных расписаний.

Актуальность разработки Рекомендаций по установлению штатной численности работников различных должностных категорий на базе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов по труду объясняется во многом еще и тем, что изучение опыта их применения в организациях свидетельствует о значительных различиях в уровне эффективности внедрения нормативных материалов.

1. Общие положения по обоснованию штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативных материалов по труду*

1.1. Штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность работников функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей.

Под необходимой численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять конкретную работу при обеспечении условий научно обоснованных режимов труда и отдыха.

1.2. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих для производственного или обслуживающего персонала (рабочих).

1.3. Для установления штатной численности работников организации применяются следующие виды нормативных материалов - норма времени, выработки (нагрузки), управляемости, норма времени обслуживания, численности, типовые штаты.

Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки (нагрузки) - это установленный объем работы, единиц, который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости - численность работников, которая находится в подчинении у одного руководителя.

Норма времени обслуживания - это величина затрат времени на обслуживание единицы объема работы.

Норматив численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты, установленные на основе норм времени обслуживания, нагрузки.

1.4. Нормативные материалы по труду, применяемые для расчета штатной численности, утверждаются в установленном порядке или руководителем организации. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.

Межотраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для организаций нескольких ведомств.

В Приложении 1 приведен Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении штатной численности работников бюджетных организаций.

Отраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для предприятий одной отрасли.

Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.

Разработка их может осуществляться как самой организацией, так и на договорной основе специализированными организациями. Может быть сформировано специальное подразделение (бюро, группа). В организациях следует создавать библиотеки нормативных материалов, банки алгоритмов и программ. Кроме межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду в базу включаются и местные нормативы.

1.5. Организация работы по составлению штатного расписания предъявляет повышенные требования к специалистам, занятым в этой области. Они, в частности, должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, микроэлементного нормирования, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных работах. Эффективность этой работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки участвующих в ней работников, поэтому целесообразно привлекать к разработке местных нормативных материалов специализированные организации.

1.6. Нормативные материалы по труду должны быть доступными для применения - простота восприятия, применения нормативов, нормативных формул, удобство применения нормативных таблиц, четкость значения факторов.

1.7. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оргтехника и т.д.) на рабочих местах должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормативных материалах по труду.

1.8. Наименование должностей руководителей, специалистов и других служащих должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по общеотраслевым должностям служащих, а профессий рабочих - единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).

1.9. Для всех структурных подразделений необходимо разрабатывать положения, отражающие задачи, основное содержание функций, на них возложенных, и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.

1.10. Штатная численность работников основывается на списочной численности, установленной по нормативным материалам по труду с учетом планируемого коэффициента невыходов, определяемого по данным бухгалтерского учета.

1.11. Штатное расписание утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января будущего года. В течение года в него могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением объема работ и организационно-технических условий труда.

2. Методические рекомендации по расчету штатной численности работников на основе нормативных материалов

2.1. Методика расчета штатной численности на основе норм времени1

Штатная численность работников на основе норм времени определяется по формуле:

Чш = То × Кн,
Фn

где:

То - общие затраты на объем работы за год, ч;

Фn - нормативный фонд рабочего времени 1-го работника за год (условно принимается 2000 ч);

Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + % планируемых_невыходов .
100

Расчет общих нормативных трудозатрат на объем работы за год, выполняемый работниками, определяется по формуле:

То = n
SUM
1
Тр × К,


где:

Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, охваченные нормативами;

n - количество видов выполняемых работ;

К - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер и не охваченные нормативами.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

Тр = i
SUM
1
Нвр × VI = Нвр1 × V1 + Нвр2 × V2 +... + Нврi × VI,


где:

Нвр - норма времени, ч;

VI - объем работы I-го вида, выполняемый в течение года.

Примером расчета численности работников структурного подразделения служит расчет штатной численности работников, занятых бухгалтерской и финансовой деятельностью, на основе норм времени (таблица 1).

Таблица 1

Пример
расчета штатной численности работников бухгалтерии по учету основных средств

№ п/п Состав работы Номер позиции Норма времени в мин. Объемы работы в единицах измерения Трудозатраты в ч:
гр. 4 - гр. 5
_____________
60
1 2 3 4 5 6
1. Выписка данных о на личии основных сред ств в инвентаризаци онной описи и сличи тельной ведомости по инвентаризации основ ных средств 3.1.1 3 6000 300
2. Отражение движения основных средств в оборотной ведомости по учету движения ос новных средств. Ана лиз полученных резу льтатов. Ведение журнала-ордера соответс твующей формы 3.1.2 25 6000 2500
3. Начисление амортиза ционных отчислений за месяц с учетом ввода и выбытия основных средств. Ведение журнала-ордера соответс твующей формы 3.1.3 15 2500 625
4. Составление оборотной ведомости по износу основных средств. За пись суммы износа в мемориальном ордере - книге «Журнал-глав ная» 3.1.4 15 460 115
Итого То:       3540


Общие трудозатраты на объем работы за год (То), выполняемый подразделением (группой), равнялся 3540 ч:

Чш = То × Кн;
Фn
Чш = 3540 × 1,1 = 1,95 шт. ед.
2000


2.2. Методика расчета штатной численности на основе норм нагрузки

Штатная численность работников через нормы нагрузки устанавливается по формуле:

Чш = N ,
Нн


где:

N - общее количество выполненных работ в единицах измерения за год;

Нн - среднегодовые нормы нагрузки в единицах измерения за год на одного исполнителя.

Средняя норма нагрузки в единицах измерения на одного исполнителя рассчитывается по формуле:

Нн = Фn ,
Тср


где:

Фn - нормативный фонд рабочего времени одного работника за год, час.;

Тср - средние нормативные трудозатраты на выполнение одной работы в единицах измерения.

Тср = То ,
N


где То - общие трудозатраты на объем работы за год, выполненный исполнителем (или исполнителями).

Пример определения численности судей и нагрузки системы арбитражных судов на основе норм нагрузки на одного судью приводится ниже.

Таблица 2

Расчет
общих трудозатрат работ, выполненных судьями арбитражного суда

№ п/п Наименование работ Трудозатраты по видам работ, ч
1 2 3
1. Рассмотрение дел 21925,6
2. Непроцессуальная деятельность. Действия судьи, связанные с непосред- ственным рассмотрением дела 1569,0
3. Пересмотр по вновь открывшимся обсто- ятельствам судебных актов арбитражно- го суда, вступивших в законную силу 140,0
4. Действия судьи, связанные с исполне- нием судебных актов 2672,0
5. Действия судьи, связанные с исполне- нием требований законов 1034,1
  Всего, То: 27340,7


Расчет средних нормативных трудозатрат на рассмотрение одного судебного дела в первой инстанции:

Тср = То = 27340,7 = 11,5 ч,
N 2370


где N - количество дел, рассмотренных в первой инстанции за год, - 2370.

Таким образом, средняя норма нагрузки судьи арбитражного суда в первой инстанции за год составляет:

Нн = Фn = 2000 = 173,9 дел/ч;
Тср 11,5


Фn - нормативный фонд рабочего времени судьи в год - 2000 ч.

Штатная численность судей составит:

Чш = N × Кн = 2370 × 1,145 = 15,6 чел.
Нн 173,9


2.3. Методика расчета штатной численности рабочих на основе норм времени обслуживания

Штатная численность рабочих на основе норм времени обслуживания рассчитывается по формуле:

Чш = То × Кн,
Но


где:

То - общая трудоемкость выполнения работ (за год, месяц, смену) по заданной зоне обслуживания;

Но - норма времени обслуживания единицы объема работ (кв. м, количество посетителей и т.д.);

Кн - планируемый коэффициент невыходов.

Нормы времени обслуживания рассчитываются по формуле:

Но = Фn ,
SUM Тно


где:

Фn - нормативный фонд рабочего времени (сменный, месячный, годовой);

SUM Тно - сумма норм времени обслуживания.

Сумма норм времени обслуживания (SUM Тно) определяется по формуле:

SUM Тно = (Тн1 + Тн2 +... + Тнn ) × К,

где:

1, Тн2,..., Тнn - время, затрачиваемое на выполнение отдельных работ, которое определяется по формуле:

Тн1 = t × V × q,

где:

t - норматив оперативного времени на единицу объема работ;

V - объем работ;

q - средняя повторяемость работ (в смену, за месяц, год);

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные потребности. Коэффициент К определяется по формуле:

К = 1 + а1 + а2 ,
100


где:

а1 - время на дополнительные функции в % ко времени основных функций;

а2 - время на отдых и личные потребности в % ко времени основных функций.

Таблица 3

Пример
расчета штатной численности уборщиков помещений на основе норм времени обслуживания. Нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений

№ п/п Наименование объектов уборки Нормы
Обслуживания (кв. м) Времени обслуживания на 1 кв. м (час.)
1 2 3 4
1. Служебные помещения 100,0 0,08
2. Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта 114,0 0,07
3. Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом 267,0 0,03
4. Лестничная клетка в здании свыше 5-ти этажей с лифтом 730,0 0,01
5. Санитарный узел общего пользования 890,0 0,009
6. Душевая общего пользования 1000,0 0,008


________________________
Примечания:

1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты:

- лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта - К = 1,6;

- лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом - К = 1,7;

- лестничные клетки в здании выше 5-ти этажей с лифтом - К = 1,75.

Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.

Общая площадь служебных помещений составляет 2000 кв. м, в том числе: служебные помещения - 1602 кв. м; лестничные клетки в здании до 5 этажей с лифтом - 248 кв. м. Здание до 5 этажей с лифтом, К = 1,7. Санитарных узлов - 10, общая их площадь 100 кв. м; душевые - 2 по 25 кв. м.

Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы № 3.

1 = 0,08 × 1602 × 1 = 128,16 ч;

2 = 0,03 × 248 × 1,7 = 12,65 ч;

3 = 0,009 × 100 × 1 = 0,9 ч;

4 = 0,008 × 50 × 2 = 0,84 ч;

а1 = 0,1; а2 = 0,1;

К = 1 + 0,1 + 0,1 = 1,002;
100


Тно = (128,16 + 12,65 + 0,9 + 0,8) × 1,002 =
= 142,51 × 1,002 = 142,79 чел.-ч.

Штатная численность работников по уборке служебных помещений:

Чш = 142,79 × 1,08 = 19,28 чел.
8


2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей и помощников воспитателей детского учреждения

Численность воспитателей и помощников воспитателей определяется с учетом:

- предельной наполняемости групп детьми;

- продолжительности пребывания детей в группе (норма обслуживания);

- количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении в неделю);

- нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).

Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:

в возрасте до одного года - 10 детей;

в возрасте от одного года до трех лет - 15 детей;

в возрасте свыше трех лет - 20 детей.

Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:

- в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);

- в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 24 часов;

- в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену в течение всего режима работы учреждения.

Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:

6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.

Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:

- в группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) - 25 часов;

- в остальных случаях - 36 часов.

Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:

- для детей с туберкулезной интоксикацией - 36 часов;

- для умственно отсталых детей и детей с пораженной центральной нервной системой и нарушением психики - 36 часов;

- в остальных случаях - 40 часов.

Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:*

Чяв = Тс × Т ,
Тн

где:

Чяв - численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;

Тс - продолжительность пребывания детей в группе в смену;

Т - количество рабочих дней детского учреждения в неделю;

Тн - нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

Штатная (списочная) численность работников (Чсп) определяется по формуле:

Чш = Чяв × Кн,

где Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.*

Кн = 1 + % планируемых_невыходов ,
100

где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет - 20 чел.

Режим работы дошкольного учреждения - 6 дней в неделю, с 9-часовым пребыванием детей, 10% - планируемые невыходы по данным бухгалтерии.

Штатная численность воспитателей в группе:

9 × 6 × 1,1 = 59,4 = 1,65.
36 36

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

9 × 6 × 1,1 = 59,4 = 1,49.
40 40

Пример 2. Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года - 10 человек, 10% - планируемые невыходы.*

Режим работы дошкольного учреждения - 5-дневная рабочая неделя с 24-часовым пребыванием детей.

Штатная численность воспитателей в группе:

25 × 5 × 1,1 = 132 = 3,67.
36 36

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

24 × 5 × 1,1 = 132 = 3,30.
40 40

Пример 3. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше 3-х лет - 20 человек.*

Режим работы дошкольного учреждения - 5-дневная рабочая неделя с 5-часовым пребыванием детей (прогулочная), 10% - планируемые невыходы.

Штатная численность воспитателей в группе:

5 × 5 × 1,1 = 27,5 = 0,76.
36 36

Штатная численность помощников во


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль