Непрофильные активы в бюджетном учреждении с проводками

303

Вопрос

Интересует бухгалтерский учет в бюджетном учреждении непрофильных активов с проводками.

Ответ

Имущество может быть отнесено к непрофильным активам, если оно:

Данные активы должны отчуждаться в распоряжение казны.

В учете сделайте проводку:

– передана балансовая стоимость основного средства; ДТ 0.401.20.241 КТ 0.101.ХХ.410
– передана сумма ранее начисленной амортизации ДТ 0.104.ХХ.410 КТ 0.401.20.241
     

Основанием для передачи будут являться: акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) с приложением документов о госрегистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью (их заверенных копий) в случаях, установленных законодательством, извещение (ф. 0504805)

Обоснование
 

1.Из статьи журнала « Учет в бюджетных учреждениях», №3, март 2015

В каком случае имущество изымут

Какое имущество могут признать непрофильным

Итак, в Методических рекомендациях по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных казенных учреждениях (далее – Методические рекомендации) речь идет об имуществе, закрепленном за учреждениями на праве оперативного управления, а также находящемся в их самостоятельном распоряжении.

Отметим, что действие рекомендаций распространяется в том числе на имущество федеральных государственных учреждений. Также ими будут руководствоваться контролирующие органы при проверке имущества бюджетных учреждений, осуществляющих свои полномочия в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и др.

Признаки непрофильного имущества

Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций, имущество может быть отнесено к непрофильным активам, если оно:

  • не используется;
  • используется не по назначению, в том числе не для выполнения целей, зафиксированных в уставе учреждения, а также не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативно-правовыми актами для соответствующего вида имущества;
  • излишнее, то есть его количество превышает допустимые нормы (размеры), установленные нормативно-правовыми актами, техническими регламентами.
  • не используется;
  • используется не по назначению, в том числе не для выполнения целей, зафиксированных в уставе учреждения, а также не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативно-правовыми актами для соответствующего вида имущества;
  • излишнее, то есть его количество превышает допустимые нормы (размеры), установленные нормативно-правовыми актами, техническими регламентами.

Исходя из Методических рекомендаций, основаниями для отнесения имущества к непрофильным активам являются:

  • письменные предложения федерального органа исполнительной власти по управлению и распоряжению имуществом, имущественным комплексом учреждения;
  • результаты проверок, которые проводятся уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях контроля эффективности использования имущества.

Решение об этом принимает Росимущество.

Отчуждение имущества рекомендуется осуществлять посредством его изъятия в казну РФ с последующим включением в прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий период.

  • .

Важно запомнить
Имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, должно использоваться в соответствии с целями создания учреждения. Риски изъятия имущества можно определить.

2.Правовая база

ПРИКАЗ РОСИМУЩЕСТВА ОТ 30.12.2014 № 526

Об утверждении Методических рекомендаций по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях

В целях наиболее эффективной реализации полномочий Российской Федерации как собственника имущества федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий, осуществления федеральными органами государственной власти от имени Российской Федерации полномочий по управлению имуществом данных юридических лиц, а также обеспечения контроля за сделками по отчуждению имущества федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиямиприказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях.

2. Управлению информационных технологий (Ю.П.Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (В.В.Семерикова) в срок до 30.12.2014 обеспечить публикацию Методических рекомендаций по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

Заместитель Министра


экономического развития
Российской Федерации -
руководитель Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
О.К.Дергунова

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
от 30 декабря 2014 года № 526

Методические рекомендации по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, во исполнение контрольного события 1.1.4.1 в рамках реализации основного мероприятия 1.1 государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (на период 2013-2018 годов), утвержденнойпостановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327Федеральными законами от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", в целях повышения эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют и рекомендуют к применению основные направления порядка и механизма реализации полномочий Росимущества и Территориальных управлений Росимущества по управлению, распоряжению и контролю за федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями/федеральными казенными предприятиями, а также имуществом, находящимся в их самостоятельном распоряжении, имеющим признаки непрофильных активов, установленные действующим федеральным законодательством.

2. Сфера применения настоящих Методических рекомендаций

2.1. Федеральные государственные учреждения (далее - ФГУ), созданные и создаваемые Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти Российской Федерации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах, а также осуществления государственных заданий.

2.2. Федеральные казенные предприятия (далее - ФКП), созданные и создаваемые Российской Федерацией:

2.2.1. для необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

2.2.2. для необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

2.2.3. для необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

2.2.4. для необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

2.2.5. для необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

2.2.6. а также в случае:- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд;- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

3. Рекомендации по порядку отнесения имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, и имущественного комплекса ФГУ/ФКП к непрофильным активам

3.1. Непрофильными активами ФГУ/ФКП рекомендуется считать имущество, закрепленное за соответствующим ФГУ/ФКП на праве оперативного управления, в том числе:

3.1.1. Не используемое;

3.1.2. Используемое не по назначению, в том числе не для выполнения целей, зафиксированных в уставе соответствующего ФГУ/ФКП, а также не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативно-правовыми актами для соответствующего вида имущества;

3.1.3. Излишнее, имеющееся в пользовании ФГУ/ФКП в количестве, превышающем допустимые нормы (размеры), установленные нормативно-правовыми актами, техническими регламентами для соответствующего вида имущества.

3.2. Непрофильными активами рекомендуется определить имущественный комплекс ФГУ/ФКП, не соответствующий целям создания такого учреждения/предприятия, зафиксированным в уставе.

3.3. Основаниями для отнесения имущества/имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКУ к непрофильным активам, с учетом признаков, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется определить в виде информации, поступившей в федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), осуществляющие нормативно-правовое регулирование, координацию и контроль деятельности соответствующего ФГУ/ФКУ и иные полномочия собственника (далее - ФОИВ), и/или в Росимущество/территориальные органы Росимущества, в том числе:

3.3.1. Письменные предложения ФОИВ по управлению и распоряжению имуществом/имущественным комплексом соответствующего ФГУ/ФКП;

3.3.2. Результаты проверок, проводимых уполномоченными ФОИВ, в целях эффективности использования имущества, закрепленного за ФГУ/ФКП:

а. осуществляемые в плановом порядке, в соответствии с утвержденными планами деятельности ФОИВ, Росимущества и территориальных органов Росимущества;

б. осуществляемые во внеплановом порядке для проверки сообщений о правонарушениях, совершенных соответствующим ФГУ/ФКП, поступивших:- от официальных обращений физических и юридических лиц;- из официальных публикаций в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет";- от правоохранительных органов.

3.4. В указанные в пункте 3.3 настоящих Методических рекомендаций основания для отнесения имущества/имущественного комплекса соответствующих ФГУ/ФКП рекомендуется включать следующие сведения:

а. в случае отнесения имущественного комплекса ФГУ/ФКП к непрофильным активам в соответствии спунктом 3.2 настоящих Методических рекомендаций:- обоснование, в том числе включающее ссылку на положения действующего федерального законодательства, иных нормативных актов, настоящих Методических рекомендаций и устава соответствующего ФГУ/ФКП, об отнесении прилагаемого перечня имущества и/или состава всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП к непрофильным активам;- предложения, включающие обоснования по предполагаемому решению Российской Федерации как собственника ФГУ/ФКП в части дальнейшего осуществления экономической деятельности соответствующего ФГУ/ФКП и его организационно-правовой формы или принятия решения о его ликвидации;- перечень имущества и/или состав всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП, относимого к непрофильным активам;

б. в случае отнесения части имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, к непрофильным активам в соответствии с пунктом 3.1 настоящих Методических рекомендаций:- обоснование, в том числе включающее ссылку на положения действующего федерального законодательства, иных нормативных актов, настоящих Методических рекомендаций и устава соответствующего ФГУ/ФКП, об отнесении прилагаемого перечня имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП, к непрофильным активам;- предложения, включающие обоснования по предполагаемому решению уполномоченного ФОИВ в части дальнейшего пользования имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, или его физической ликвидации;- перечень имущества и/или состав всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП, относимого к непрофильным активам.

3.5. В соответствии с представленными основаниями (в том числе указанными в пунктах 3.1 и 3.2) Росимущество и/или Территориальное управление Росимущества может сформировать заключение/принять решение об отнесении имущественного комплекса/имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП, к непрофильным активам.

3.6. Отчуждение имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, имеющего признаки непрофильных активов, рекомендуется осуществлять посредством изъятия данного имущества в казну Российской Федерации с последующим его включением в прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий период.

3.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозмездную передачу основных средств

Безвозмездно переданными признаются основные средства, при поступлении которых у получателя не возникает обязанности оплатить их или вернуть обратно (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

При передаче основного средства заполните акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Причем данный акт нужно составить также и при передаче нескольких объектов основных средств. Подробнее о том, как применять акт, сказано в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета (например, обороты по счету 0.104.00.000 «Амортизация» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации). Акт, как правило, оформляется в двух экземплярах, один из которых нужно передать принимающей стороне. При составлении акта раздел 3 «Сведения о принятых объектах нефинансовых активов» не заполняйте. Логично, что его должен заполнить получатель при приеме в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как дарителем, так и одаряемым.

В акте по форме № 0504101 укажите, в частности:

  • номер и дату составления акта;
  • полное наименование объекта основных средств согласно технической документации;
  • реестровый, заводской и присвоенный инвентарный номера объекта основных средств;
  • фактический срок эксплуатации;
  • сумму амортизации, начисленную до передачи объекта основных средств;
  • сведения о содержании драгоценных металлов, камней и др.

Также акт должен содержать заключение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию основных средств.

Такие правила следуют из части 3 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и реквизитов акта по форме № 0504101, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Кроме того, при безвозмездной передаче основных средств госучреждениям оформите также извещение по форме № 0504805 в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

На основании акта (ф. 0504101) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № 0504031 (№ 0504032) (Методические указания к формам № 0504031№ 0504032, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Если учреждение передает основные средства, содержащие драгоценные металлы, ему нужно составить отчет, форма которого утверждена постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88. В отчете нужно указать количество драгоценных металлов, которое передано вместе с основным средством.

Амортизация

Со следующего месяца после безвозмездной передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 86 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Бухучет

Для отражения операций, связанных с безвозмездной передачей основного средства, используются следующие счета:

  • 0.401.20.241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»;
  • 0.401.20.242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;
  • 0.401.20.251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ»;
  • 0.401.20.252 «Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 0.401.20.253 «Расходы на перечисление международным организациям»;
  • 0.304.04.310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств».

Такой порядок предусмотрен пунктом 12 Инструкции № 183н, пунктом 12 Инструкции № 174н, пунктом 10 Инструкции № 162н.

Записи на счетах делайте на основании:

  • договора дарения;
  • извещения (ф. 0504805);
  • акта (ф. 0504101);
  • документов, подтверждающих расходы, связанные с передачей основного средства. Это, например, акт об оказании услуг транспортной компанией, которая перевозила объект, расчетная ведомость на выдачу зарплаты сотрудникам – упаковщикам передаваемого объекта и т. д.

Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с безвозмездной передачей основного средства, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

При безвозмездной передаче основного средства в учете сделайте следующие проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. В рамках движения объектов между головным учреждением, обособленным подразделением – на основании актов приемки-передачи и извещения (ф. 0504805):
– передана балансовая стоимость основного средства;  


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль