Продажа движимого имущества при ликвидации бюджетного учреждения

160

Вопрос

Как продавать движимое имущество при ликвидации бюджетного учреждения.

Ответ

Процедура ликвидации бюджетного учреждения должна быть выполнена согласно четкому регламенту, установленному главным распорядителем бюджета по такой схеме:

государственным или муниципальным органом принимается решение о ликвидации учреждения. Утверждается состав комиссии, устанавливаются сроки проведения данных мероприятий;

в местных органах печати публикуется сообщение о закрытии учреждения и объявляются сроки для принятия претензий;

проводится инвентаризация активов организации.

одновременно с проведением инвентаризации активов проводится сверка с дебиторами, происходит личное уведомление о закрытии организации и принимаются все меры по погашению задолженностей. При наличии кредиторской задолженности – составляется реестр требований.

Подлинность и достоверность требований проверяется ликвидационной комиссией. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Если имеющиеся у ликвидируемой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

Обоснование

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 № 7-ФЗ

О некоммерческих организациях

Статья 19. Порядок ликвидации некоммерческой организации

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.

Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

4. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

1. При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и(или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

4. Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

Статья 21. Завершение ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

2.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств

Документальное оформление

Реализацию основных средств в бухучете отражайте на основании акта (п. 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Но приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма такого акта, которая обязательна к применению, не утверждена. Поэтому вы можете сами закрепить в учетной политике, какой акт нужно составить. Это могут быть:

Отметку о выбытии основного средства укажите в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Амортизация

Со следующего месяца после того, в котором основное средство выбыло (т. е. вы списали его со счета 0.101.00.000), прекратите начислять по нему амортизацию (п. 87 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Бухучет

В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отражается по балансовой стоимости: по дебету счетов 0.104.00.000 «Амортизация» (в сумме начисленной амортизации) и 0.401.10.000 «Доходы текущего финансового года» (в сумме остаточной стоимости) и кредиту счета 0.101.00.000 «Основные средства».

Остаточную стоимость учитывайте в момент реализации объекта.

Остаточную стоимость определяйте по формуле:

Остаточная стоимость основного средства = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации

Порядок реализации основных средств зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетные учреждения без согласия учредителя (собственника) не вправе реализовать основные средства в следующих случаях:

  • при реализации недвижимого имущества;
  • основные средства включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);
  • сделка по реализации признается крупной или в совершении сделки имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы от реализации основных средств – движимого имущества поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом вырученные средства остаются в распоряжении учреждения даже при реализации особо ценного движимого имущества (если было получено согласие собственника на его реализацию). Однако при согласовании сделок с таким имуществом учредитель может установить условия, конкретные направления расходования средств, полученных от этой продажи. Например, погашение кредиторской задолженности.

В учете реализацию основных средств, а также расходы, связанные с ней (например, расходы на оценку, транспортировку), отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Выбытие основного средства в связи с реализацией:
1. Списана ранее начисленная амортизация 0.104.XX.410  0.101.XX.410
2. Списана остаточная стоимость реализованного объекта 0.401.10.172 0.101.XX.410
Расходы, связанные с реализацией основных средств:
1. Начислены расходы 0.401.20.200<3> 0.302.XX.730
2. Списаны расходы на уменьшение дохода 0.401.10.172 0.401.20.200<3>
ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.
<3> В разрезе КОСГУ.

Такой порядок установлен пунктами 12, 128, 152 Инструкции № 174н.

Порядок отражения в учете расчетов по доходам от продажи основных средств зависит от категории реализованного имущества: движимое или недвижимое.

Внимание: проводки по реализации имущества (через счет 209.83) приведены с учетом проекта Минфина России о внесении изменений в Инструкцию № 174н (см. проект). Но пока эти изменения не приняты, использовать новую корреспонденцию можно только по согласованию с учредителем.

О том, как отражать данные операции, если не учитывать положения проекта, см. здесь.

Доходы от продажи движимого имущества отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход за реализуемые основные средства (в т. ч. НДС) 2.209.83.560 2.401.10.172
2. Поступила оплата за реализованные основные средства 2.201.11.510 2.209.83.660
Увеличение забалансового счета 17
(по коду КОСГУ 410)

Такой порядок установлен пунктами 72, 93–94, 150 Инструкции № 174н.

Доходы от продажи недвижимости, а также перечисление полученных средств в бюджет (в зависимости от выбранного варианта расчетов) отразите в учете следующим образом.

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход от продажи недвижимого имущества 2.209.83.560 2.401.10.172
Вариант 1: средства от продажи недвижимости покупатель перечисляет на лицевой счет учреждения
1. Средства от продажи недвижимости поступили на лицевой счет учреждения 2.201.11.510  2.209.83.660
Увеличение забалансового счета 17
(по коду КОСГУ 410)
2. Начислена задолженность перед бюджетом в сумме средств, полученных от продажи недвижимости (на основании извещения ф. 0504805, отправленного администратору доходов) 2.401.20.290 2.303.05.730
3. Перечислена в доход бюджета сумма выручки за недвижимое имущество 2.303.05.830 2.201.11.610
Увеличение забалансового счета 18
(по коду КОСГУ 290)
Вариант 2: средства от продажи недвижимости покупатель перечисляет в бюджет самостоятельно
1. Начислена задолженность перед бюджетом в сумме средств от продажи недвижимости (на основании извещения ф. 0504805, отправленного администратору доходов) 2.401.20.290 2.303.05.730
2. Средства от продажи зачислены в доход бюджета (на основании извещения ф. 0504805, полученного от администратора доходов) 2.303.05.830 2.209.83.660

Такие проводки установлены пунктами 72, 93–94, 150 Инструкции № 174н. Применение статьи КОСГУ 290 при перечислении средств в доход бюджета обосновано положениями письма Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Вместе с тем, порядок отражения в учете операций по перечислению в бюджет средств от продажи недвижимости в Инструкции № 174н не приведен. Поэтому согласуйте его с учредителем (финансовым органом, Казначейством России). Об этом сказано в пункте 4 Инструкции № 174н.

3.Из статьи журнала «Учет в учреждении» № 10, Октябрь 2010

Госучреждения: создание, ликвидация

Создание учреждений

Для начала отметим, что новый Порядок определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Ликвидация учреждения

Раздел V Порядка определяет вопросы ликвидации федеральных учреждений. По общему правилу, установленному



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль