Приобретение через подотчетных лиц

87

Вопрос

В течении нескольких месяцев начальник автотранспортной службы нашего учреждения оплачивал ремонт служебного автотранспорта за свой счет, так как субсидии бюджета задерживались.В бухгалтерию после каждого ремонта предъявлял документы на получение перерасхода. Долг предприятия работнику по перерасходу за 4 месяца составил 240 тыс руб.Можно ли выдать ему перерасход одной суммой или нужно выдавать суммами по 100 тыс.руб.

Ответ

Даже если «подотчетники» приобретают товары на небольшие суммы, эти закупки нельзя совершить в обход Закона о контрактной системе. Когда сотрудник использует подотчетные средства для расчетов, лимит соблюдать обязательно. Речь идет о платежах по договорам, которые он заключает от имени организации или предпринимателя по доверенности или по уже заключенным соглашениям. Но лимит нужно соблюдать именно в заключении договоров. Если, в данном случае, у сотрудника несколько договоров, то оплату можно произвести по всем договорам сразу. Главное,чтобы сумма каждого договора не превышала 100 тыс.руб.

Обоснование
 

Из статьи журнала « Учет в бюджетных учреждениях»», №2, февраль 2015

Закупки через подотчетных лиц

А.В. Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Даже если «подотчетники» приобретают товары на небольшие суммы, эти закупки нельзя совершить в обход Закона о контрактной системе.* Но оформить такие приобретения гораздо проще, надо лишь знать ряд важных нюансов…

Закупки через подотчет

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам денежные средства под отчет для тех или иных расходов в интересах учреждения. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.

От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ). Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируется как закупка, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе.

«Малые» закупки

Вступивший в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ внес в числе прочих чрезвычайно важное изменение в контрактное законодательство. Оно касается порядка проведения «малых» закупок. Собственно, никакой процедуры при такой закупке не происходит, поскольку по соображениям экономической эффективности законодатель освободил контрактного управляющего от излишней заорганизованности и бюрократической волокиты. Что, к сожалению, имело место в первоначальной версии Закона о контрактной системе.

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентируются частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. В некоторых случаях закупок у единственного поставщика такое извещение публикуется не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Сведения о такой закупке не включаются в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093, не составляется.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе. › |

› | Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Требования к закупке

Информация о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывается в плане- графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «малых» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Такой расчет до 2016 года совершается исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До 2016 года, напомним, эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчик должен выбрать схему расчета объема «малых» закупок (или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок). Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумма таких закупок не учитывается при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан осуществить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.*

Возможные сложности

Если заказчиком выступает образовательное учреждение или учреждение культуры, сумма неконкурентной закупки может составлять до 400 тыс. руб. (общий объем таких закупок – до 50% совокупного годового объема, но на общую сумму не свыше 20 млн руб.). К сожалению, до сих пор нет однозначной трактовки возможности для заказчика использовать одновременно и пункт 4, и пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (на практике многие заказчики этим пользуются). При применении пункта 5 следует помнить о том, что предельный размер расчетов наличными деньгами установлен Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей он составляет 100 тыс. руб. › |

› | Информация о закупках, совершаемых на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, отражается в плане-графике отдельной строкой в соответствии с Требованиями к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044.

Кроме необходимости исполнения общих норм бухучета и финансовой дисциплины, других требований для оформления закупок малого объема Закон о контрактной системе не предъявляет.

Важно запомнить
Сведения о «малых» закупках надо оговорить в плане-графике.

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как соблюдать лимит расчетов наличными

Когда при расчетах наличными лимит не действует

Наличные можно расходовать без учета лимита на определенные выплаты гражданам, в том числе сотрудникам. В частности, на следующие цели:

Это следует из абзаца 4 пункта 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Ситуация: нужно ли соблюдать лимит наличных расчетов при расходовании сотрудником подотчетных средств

Да, нужно. Но только если эти средства выданы для расчетов по договорам учреждения с другими организациями или предпринимателями.

Дело в том, что, когда наличными, полученными в подотчет, сотрудник оплачивает от своего имени оказанные лично ему услуги, на эти наличные лимит расчетов не распространяется. Такой подход применяют, в частности, к тратам в командировке. Например, лимит не действует на расходы, которые произвел сотрудник наличными на оплату услуг химчистки за счет учреждения.

Во всех остальных случаях, когда сотрудник использует подотчетные средства для расчетов, лимит соблюдать обязательно. Речь идет о платежах по договорам, которые он заключает от имени организации или предпринимателя по доверенности или по уже заключенным соглашениям.*

Такие выводы следуют из абзацев 1 и 4 пункта 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль